ТЬЮТОРСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ СТУДЕНТОВ
С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ
В УСЛОВИЯХ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ
Мокиенко Е. Н.
Россия, г. Омск, ГБОУ СПО Омской области «Омский педагогический колледж № 1»
Инклюзивное образование: практика, исследования, методология: Сб. материалов II Международной
научно-практической конференции / Отв. ред. Алехина С. В. М.: МГППУ, 2013
Демократические преобразования, происходящие в России, обусловили изменение отношения общества к проблемам включения людей с ограниченными возможностями здоровья в образовательное пространство, в общественную жизнь.
В последние десятилетия сформировались устойчивые негативные тенденции в состоянии здоровья детей всех возрастных групп. Увеличилась частота тяжелых форм патологии, что, в определенной мере, способствовало росту числа детей-инвалидов. Ухудшение состояния здоровья наиболее выражено среди подростков – детей в возрасте от 10 до 17 лет включительно.
Сегодня в обществе создаются условия, позволяющие каждому субъекту с ограниченными возможностями здоровья интегрироваться и утвердиться в социуме.
Получение лицами с ограниченными возможностями здоровья профессионального образования является одним из основных и неотъемлемых условий их успешной социализации, обеспечения их полноценного участия в жизни общества, эффективной самореализации в различных видах профессиональной и социальной деятельности.
На сегодняшний день реализация инклюзивного образования является приоритетным направлением развития социальной образовательной политики большинства развитых стран, в том числе и Российской Федерации.
Приоритетным направлением в обучении студентов с ограниченными возможностями здоровья является внедрение инклюзивного образования, которое определяется как часть образования, подразумевающая доступность образования для всех в плане приспособления к различным потребностям студентов, что обеспечивает доступ к получению профессионального образования студентов с ограниченными возможностями здоровья.
В комплексе проблем, связанных с профессиональным образованием студентов с ограниченными возможностями здоровья, в качестве ключевой выделяется проблема сопровождения обучающихся студентов с ограниченными возможностями здоровья в условиях инклюзивного образования. Это обусловлено спецификой профессиональной подготовки будущего специалиста, заключающейся в овладении опытом решения профессионально-педагогических задач, которые по своему содержанию являются и учебными, и критериальными. Решая учебные задачи, студенты овладевают способами решения задач будущей профессиональной деятельности.
В процессе профессиональной подготовки студенты переживают как положительный опыт, заключающийся в переживании достижений, успеха, так и негативный, заключающийся в переживании студентом ситуаций затруднения, которые в большей степени испытывают студенты с ограниченными возможностями здоровья.
Под ситуацией затруднения мы понимаем совокупность неосознанных препятствий, возникающих у студента при достижении цели деятельности, которая ставит его в условия неопределенности, побуждая искать смысл происходящего, принимать ответственное решение.
Препятствие ‒ это обобщенное понятие, включающее помеху и трудность, задержку и затруднение, преграду и остановку, проблему и задачу, вопрос и сомнение, негативное состояние, ситуацию проблемности. Препятствие ‒ то, что отдаляет личность от достижения желаемого результата.
Так, в частности, можно выделить следующие препятствия, возникающие у студентов с ограниченными возможностями здоровья в условиях профессиональной подготовки:
Субъективные (личностные) «Я» ‒ препятствия, обусловленные отсутствием ориентировки и наличием затруднений и проблем в познавательной, эмоционально-волевой и поведенческой структурах личности. Препятствия такого рода связаны главным образом с недостаточностью первичной информации для какого-либо самостоятельного действия. Потеря или отсутствие ориентации выражаются в вопросе и могут быть устранены с помощью предоставления студенту недостающей информации. Этого бывает достаточно, чтобы студент мог ориентироваться, т. е. определить свое местоположение в возможных границах поведения, оптимальное направление своей активности. Также для данной группы препятствий требуется помощь в овладении новыми средствами, способами деятельности, опыта, физического или психического развития для достижения необходимого результата, в привлечении других субъектов. Она может также заключаться в оказании помощи личности в осознании невозможности решения задачи и отказа от нее.
Социальные «Они» – препятствия, источником которых выступает социальная среда, как внутренняя, так и внешняя. Эти препятствия связаны с деятельностью как конкретного образовательного учреждения, его культурой, общей социально-психологической атмосферой, так и специалистов, отдельных людей, как носителей определенных норм профессионального поведения, стиля взаимоотношения, индивидуальных и групповых ценностей. Для инклюзивного образования это уровень психологического принятия преподавателями образовательных учреждений самой возможности совместного обучения, их профессиональные установки, стереотипы и действия по отношению к студенту с ограниченными возможностями здоровья.
Материальные препятствия обусловлены неготовностью образовательного учреждения в предоставлении условий для профессионального обучения студентов с ограниченными возможностями здоровья.
Для того чтобы затруднения в условиях профессиональной подготовки выполняли стимулирующую функцию, необходимо включение студента в систему сопровождения на основе оказания педагогической поддержки. Так, в частности, преподавателями и администрацией БОУ СПО «ОПК № 1» создаются необходимые условия для студентов с ограниченными возможностями здоровья и осуществляется поддержка по следующим направлениям:
- организационная и консультативная помощь студентам в различных ситуациях затруднений;
- помощь в организации учебной, учебно-исследовательской деятельности и прохождении различных видов практики;
- методическое оснащение образовательного процесса;
- тиражирование и предоставление в индивидуальное пользование учебных и методических материалов, программ и пособий, подготовленных в соответствии с индивидуальными требованиями;
- перевод учебно-методических материалов на аудио-, видео- и электронные носители;
- внедрение в обучение современных технологий, специальной компьютерной техники, программ и другого оборудования;
- предоставление возможности работы студентам в сети Internet при освоении материалов лекционных, практических, семинарских занятий;
- деятельность по организации рабочих мест для студентов с ограниченными возможностями здоровья (с учетом их особых потребностей и возможностей).
В образовательном учреждении, наряду с созданием адаптивно-поддерживающей среды, необходим специалист, выполняющий функции сопровождающего для студента с ограниченными возможностями здоровья. Эта деятельность предполагает высокий уровень толерантности, понимания понятия инклюзии, достаточный запас знаний в рамках коррекционной педагогики и специальной психологии, хорошо развитые коммуникативные навыки и многое другое.
Таким образом, студентам с ограниченными возможностями необходимо тьюторское сопровождение, которое заключается в организации образовательного движения студента, которое строится на постоянном рефлексивном соотнесении его достижений с интересами и устремлениями.
Понятие тююторства в психолого-педагогической литературе вызывает множество вопросов. Тьюторство ‒ новый в российском образовании вид педагогической деятельности ‒ становится в условиях инклюзивной школы важным ресурсом для создания эффективной, гибкой системы сопровождения.
Должность тьютора в составе квалификационных характеристик утверждена приказом Минздравсоцразвития РФ от 26 августа 2010 г. N 761н, при этом не закреплена в Положении об отраслевой системе оплаты труда работников.
Тьютор – исторически сложившаяся особая педагогическая позиция, которая обеспечивает разработку индивидуальной образовательной программы обучающегося и сопровождает процесс индивидуального образования. Тьютор не передает знания, а помогает их приобретать, сопровождая процесс индивидуализации. Создавая открытую образовательную среду, тьютор помогает своему подопечному разрешать реальные проблемы в своей деятельности.
Основными целями тьюторского сопровождения студента с ограниченными возможностями здоровья в процессе профессиональной подготовки являются:
· создание условий для поиска студентом смысла профессиональной деятельности, для принятия им оптимальных решений в различных сложных ситуациях жизненного выбора (множественные ситуации затруднения, путем разрешения которых происходит приобретение профессионально-педагогического опыта);
· содействие полноценному личностному и профессиональному развитию студента в процессе профессиональной подготовки, поддержка и помощь в возникающих ситуациях затруднения.
Содержанием деятельности тьютора в образовательном учреждении профессионального образования по сопровождению студента с ОВЗ является:
- раскрытие и развитие потенциальных возможностей студентов с ОВЗ;
- организация взаимодействия между всеми субъектами образовательного процесса, привлечение необходимых специалистов в сложных ситуациях затруднения;
- способствование адаптации содержания основной профессиональной образовательной программы среднего профессионального образования к актуальным возможностям студента с ОВЗ;
- оказание помощи преподавателям образовательного учреждения по включению такого студента в условия инклюзивного образования;
- формирование позитивного отношения к проблемам лиц с ограниченными возможностями в коллективе и обществе путем создания благоприятной среды для их успешного включения в современный социум;
- оказание консультативной помощи родителям, воспитывающим детей с особыми образовательными потребностями, включение их в образовательный процесс.
Таким образом, мы видим, что студентам с ограниченными возможностями здоровья необходимо специализированное квалифицированное сопровождение в образовательном пространстве. Тьюторское сопровождение будет способствовать получению студентом с ограниченными возможностями здоровья профессионального образования, созданию равных стартовых возможностей, обеспечению благоприятного социально-психологического климата в образовательном учреждении для лиц с ОВЗ.
ЛИТЕРАТУРА
1. Куликова М. Ю. Тьютор в системе сопровождения образовательной деятельности студентов с ограниченными возможностями здоровья // Молодой ученый. 2012. № 8. С. 342‒344.