ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ ЛИЦ
С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ.
ОПЫТ РАБОТЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ЛИЦЕЯ № 48 ГОРОДА ТВЕРИ

 

Логинова Н. В.
Тверская обл., г. Тверь, ГБОУ НПО Профессиональный лицей № 48

 

Инклюзивное образование: практика, исследования, методология: Сб. материалов II Международной
научно-практической конференции / Отв. ред. Алехина С. В. М.: МГППУ, 2013

 

В настоящее время в России используются различные подходы в обучении лиц с ограниченными возможностями здоровья. В специальных коррекционных учреждениях I–VIII видов осуществляют дифференцированное обучение детей с нарушениями речи, слуха, зрения, опорно-двигательного аппарата, интеллекта, с задержкой психического развития. В общеобразовательных учреждениях организуют интегрированное обучение, при котором детей с ограниченными возможностями здоровья обучают в специальных классах или группах. Инклюзивное обучение предполагает обучение детей с ограниченными возможностями здоровья вместе с обычными детьми в одном классе, в одной учебной группе.

Профессиональное обучение лиц с ограниченными возможностями здоровья, предоставление для них условий получения профессии или специальности представляют собой отдельную проблему российского образования.

В ближайшие пять лет вырастет не только число школ, в которых будет создана «безбарьерная» среда, но и возрастет число профессиональных образовательных учреждений, предоставляющих условия для получения профессии лицам с ограниченными возможностями здоровья. Постановлением Правительства РФ от 17 марта 2011 г. № 175 утверждена государственная программа «Доступная среда» на 2011‒2015 годы. С 2011 года пилотными регионами по формированию доступной среды для инвалидов выбраны три региона: Республика Татарстан, Саратовская и Тверская области. Основными направлениями региональных программ «Доступная среда» в сфере образования являются: оснащение образовательных учреждений специальным, в том числе учебным компьютерным оборудованием; оборудование общежития для проживания иногородних обучающихся; предоставление доступа к информационным компьютерным технологиям; обеспечение автотранспортом, приспособленным для проезда к месту учебы.

В 2011 году государственное бюджетное образовательное учреждение начального профессионального образования «Профессиональный лицей № 48» вошел в состав регионального пилотного проекта по реализации государственной программы «Доступная среда».  Профессиональный лицей № 48имеет опыт профессионального обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья с 2008 года. Пять лет назад благодаря Тверской региональной благотворитель­ной программе «С уверенностью в завтрашний день», реализуемой при финан­совой поддержке Тверского филиала банка ОАО «Уралсиб», профессиональный лицей № 48 сделал свой первый набор ребят с ограниченными возможностями здоровья. Первая профессия, предоставленная для освоения обучающимися с ограниченными возможностями здоровья, была «Оператор ЭВМ».

Сегодня профессиональный лицей № 48, реализуя в том числе принципы инклюзивного образования, имеет возможность обучать лиц с ограниченными возможностями здоровья различного вида: неслышащих, с частичной потерей слуха, с нарушением зрения, с нарушением опорно-двигательного аппарата, с задержкой психического развития, с умственной отсталостью. В среднем доля обучающихся с ограниченными  возможностями здоровья от общего числа обучающихся профессионального лицея составляет 5%. Профессии, предлагаемые обучающимся с ограниченными возможностями здоровья: повар, кондитер; мастер по обработке цифровой информации; оператор связи.

За два года реализации регионального пилотного проекта государственной программы «Доступная среда» профессиональным лицеем № 48 сделано многое, но еще больше предстоит сделать. Оборудованы учебные кабинеты и учебные мастерские по профессиям: «мастер по обработке цифровой информации»; «оператор связи». Расширена материально-техническая база учебных мастерских по профессиям: «повар», «кондитер». Обучающиеся с нарушением опорно-двигательного аппарата приезжают в профессиональный лицей № 48 в автобусе, имеющем специальное оборудование и подъемник. Вход в профессиональный лицей № 48 оснащен стационарным пандусом. Внутри здания установлены переносные пандусы. Дверные проемы во все помещения расширены для беспрепятственного передвижения колясочников. Лестницы на 2-й и 3-й этажи оснащены специальными мобильными подъемниками. Лестницы и стены коридоров на всех этажах имеют специальные перила и поручни. У каждого кабинета для слабовидящих обучающихся установлены тактильные таблички с шрифтом Брайля, положены специальные тактильные предупреждающие знаки. На каждом этаже установлены видеотелефоны внутренней связи, в туалетах – кнопки вызова. В экстренном случае обучающиеся имеют возможность связаться с дежурным по зданию. По периметру здания и внутри него установлена система видеонаблюдения. В каждой рекреации находятся телевизионные панели, работающие в режиме информирования.

Одной из приоритетных задач реализации программы «Доступная среда» стало обучение преподавателей и мастеров производственного обучения. На отделении повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования ГБОУ ВПО «Тверской государственный университет» по программе: «Инновационные технологии обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья» прошли обучение с выдачей свидетельств 12 педагогов. На базе ГБОУ ВПО «Московский городской психолого-педагогический университет» по программе «Механизмы реализации индивидуальной программы реабилитации ребенка-индивида в части получения детьми-инвалидами образования в обычных образовательных учреждениях» прошли обучение с выдачей свидетельств 2 педагога. На базе ГБОУ СПО «Колледж связи № 54» г.  Москвы по программе «Профессиональное обучение по профессии «оператор связи» обучился с получением свидетельства мастер производственного обучения по профессии «Оператор связи». Прошли курсовую подготовку, организованную Российским государственным социальным университетом по программе «Основы жестового языка» и получили свидетельства три педагога.  Лекции, психологические тренинги, мастер-классы раскрыли психологические особенности обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, расширили представления о способах и правилах общения с инвалидами и снятии у них тревожных состояний в процессе обучения. Новые знания и умения, приобретенные педагогами, приняты как практическое руководство к действию.

Отличительной особенностью образовательных программ профессионального обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья является ориентация программ на подготовку рабочего начального уровня квалификации. Учебные планы разработаны педагогами профессионального лицея № 48 с учетом рекомендаций Министерства образования РФ «Об организационном и методическом обеспечении подготовки в учреждениях начального профессионального образования Минобразования России инвалидов и подростков, имеющих недостатки в физическом и умственном развитии». Обязательным предметом является «Этика и психология», целью которого выступает адаптация обучающихся к условиям образовательного процесса, социализация личности обучающегося. Предметы специальных дисциплин разработаны на основе содержания соответствующих разделов ФГОС, с учетом уровня квалификации. Учебная и производственная практика проводится в Информационном центре ГБОУ НПО ПЛ № 48, в Учебно-гостиничном комплексе ГБОУ НПО ПЛ № 48 и на предприятиях города Твери на договорной основе. Итоговая аттестация осуществляется в соответствии с приказом Министерства образования РФ от 01.11.95 г. № 563 «Об итоговой аттестации выпускников учреждений начального профессионального образования».

Особенностью работы педагогов с обучающимися с ограниченными возможностями здоровья является использование личностно-ориентированного подхода в обучении. На уроках используются методы коррекционной педагогики, психологической диагностики; применяются наглядные и демонстрационные методы, подача материала реализуется небольшими объемами, осуществляется систематическое повторение пройденного материала. На учебной и производственной практике выдерживается индивидуальный подход и оптимальный режим освоения учебных задач.

За период с 2008 по 2012-й год профессиональный лицей № 48 обучил 130 человек с ограниченными возможностями здоровья. Сегодня в профессиональном лицее № 48 обучается 38 юношей и девушек с ограниченными возможностями здоровья.

Среди многочисленных проблем, выявленных в процессе профессионального образования лиц с ограниченными возможностями здоровья, педагогический коллектив выделил следующие проблемы:

1.        Мышление людей, относящихся к категории здоровых людей, требует повышения толерантности к лицам с ограниченными возможностями здоровья.

2.        Отсутствует специальное медицинское сопровождение в учебном заведении.

3.        Есть серьезная проблема совмещения темпов преподавания и объема знаний, доступных обучающимся с ограниченными возможностями здоровья и здоровым обучающимся.

4.        Трудоустройство выпускников с ограниченными возможностями здоровья выступает самой серьезной проблемой, требующей безотлагательного решения.

Опыт профессионального лицея № 48 ставит перед профессиональным педагогическим сообществом, политиками, законодателями проблемы профессионального образования лиц с ограниченными возможностями здоровья и подчеркивает острую необходимость разрешения этих проблем.