Выявление и учет особых образовательных потребностей студентов
с ограниченными возможностями здоровья
в процессе обучения в вузе

 

Коновалова М. Д.
Россия, г. Саратов,
ГБОУ ВПО «Саратовский государственный университет имени Н. Г. Чернышевского»

 

Инклюзивное образование: практика, исследования, методология: Сб. материалов II Международной
научно-практической конференции / Отв. ред. Алехина С. В. М.: МГППУ, 2013

 

Современная ситуация в системе образования в России характеризуется активным поиском путей и механизмов развития единого образовательного пространства для детей и молодежи с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ). Во многих регионах накоплен позитивный опыт инклюзивного образования детей с ОВЗ в детских садах и школах, внедрены технологии дистанционного обучения детей-инвалидов.

На законодательном уровне закреплен статус обучающегося с ограниченными возможностями здоровья. Обучающийся с ограниченными возможностями здоровья определяется как физическое лицо, имеющее недостатки в физическом и (или) психологическом развитии, подтвержденные психолого-медико-педагогической комиссией и препятствующие получению образования без создания специальных условий [3]. В связи с этим проблема определения специальных условий для различных групп обучающихся с ОВЗ является актуальной, а ее решение практически значимой.

Получила законодательную поддержку идея вариативности форм получения образования детьми с ОВЗ: «Образование обучающихся с ОВЗ может быть организовано как совместно с другими обучающимися, так и в отдельных классах, группах или в отдельных организациях» [3]. В государственной программе Российской Федерации «Развитие образования» на 2013–2020 годы (в новой редакции) утверждены мероприятия по реализации моделей получения качественного дошкольного, общего и дополнительного образования детьми-инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья. В результате реализации данных мероприятий «каждый ребенок-инвалид сможет получить качественное общее образование по выбору в форме дистанционного, специального или инклюзивного обучения, поддержку в профессиональной ориентации» [2]. Все это способствует, по нашему мнению, более успешной адаптации детей с ограниченными возможностями здоровья в образовательных учреждениях, получению ими среднего (полного) образования и увеличению числа выпускников с ОВЗ, поступающих в образовательные учреждения среднего или высшего профессионального образования.

Таким образом, вопрос создания специальных условий для получения образования лицами с ОВЗ переносится на ступень профессионального образования. Однако с психологической точки зрения в период профессионального обучения мы сталкиваемся с качественно специфическим состоянием студента с ОВЗ. Поступление в образовательное учреждение профессионального образования в социальном плане это значительный уровень достижения для учащегося, его семьи и школы, подготовившей его. Это значит, что компенсация имеющихся отклонений проходит относительно благоприятно. Получение профессионального образования это, с одной стороны, результат сознательного выбора в процессе профессионально-личностного становления, а с другой стороны – это новый этап по преодолению трудностей и решению более сложных задач по адаптации. Главным, по-нашему мнению, при рассмотрении вопроса о создании специальных условий для обучения студентов с ОВЗ, является учет их мнения о целесообразности того или иного специального сервиса. Необходимо отталкиваться от потребностей самих студентов с ОВЗ, а, следовательно, речь должна идти об особых образовательных потребностях.

В отечественной коррекционной педагогике и специальной психологии в течение последних 20 лет идет обсуждение термина «дети с особыми образовательными потребностями». По мнению авторов этого термина, Е. Л. Гончаровой и О. И. Кукушкиной, он «отражает традиционное для отечественной дефектологии понимание ребенка с нарушениями в развитии как ребенка, нуждающегося в «обходных путях» достижения тех задач культурного развития, которые в условиях нормы достигаются укоренившимися в культуре способами воспитания и принятыми в обществе способами массового образования» [1]. Особые образовательные потребности ребенка находят свое выражение во времени начала и содержании образования, в использовании специфических методов и средств обучения, в организации обучения, делающей возможной качественную его индивидуализацию, в продолжительности образования, в согласованном участии квалифицированных специалистов разных профилей в образовании, во включении родителей ребенка в процесс его реабилитации средствами образования, созданными специалистами. Следует отметить, что в юношеском возрасте в процессе получения профессионального образования некоторые из перечисленных аспектов особых образовательных потребностей теряют свою актуальность, а другие, напротив, приобретают особое значение.

Рассмотрим понятие «особые образовательные потребности» применительно к студентам с ОВЗ. Вопрос о времени начала образования в данном случае неправомерен, так как профессиональное образование является закономерным продолжением общего образования. В содержании образования студентов с ОВЗ (в случае обучения таких студентов в специальной группе) возможно включение специальных предметов, не присутствующих в программе всех остальных студентов. Однако в программах высшего профессионального образования специалистов такое включение возможно только в качестве факультативных курсов. В программах бакалавриата и магистратуры изучение факультативных дисциплин не предусмотрено, поэтому специальные курсы (например, курсы по развитию слухового восприятия студентов с нарушениями слуха) могут быть рекомендованы студентам в качестве психолого-педагогической поддержки. В вопросах организации обучения, а точнее его сроков, система профессионального образования обладает достаточной гибкостью (возможность отсрочки для сдачи сессии, возможность предоставления академического отпуска по состоянию здоровья). Участие квалифицированных специалистов (психологов, дефектологов и др.) в процессе профессионального образования студентов с ОВЗ не предусмотрено. Консультативная помощь этих специалистов возможна на базе служб психолого-педагогической поддержки вузов и ссузов. Включение родителей в процесс профессионального образования, как правило, существует, но не имеет такого определяющего значения, как при получении общего образования. Как мы уже указывали выше, необходимым для определения особых образовательных потребностей студентов с ОВЗ является учет их мнения о том, что им необходимо для получения качественного профессионального образования.

В ходе реализации проекта «Учимся жить вместе» Саратовского государственного университета имени Н. Г. Чернышевского, поддержанном Фондом просвещения «МЕТА» в рамках программы «УРАЛСИБ за равные возможности» было проведено анкетирование студентов с ОВЗ для выявления необходимых специальных условий и особых образовательных потребностей. При обработке результатов исследуемой выборки (N = 74) было установлено, что студентам необходимо экспресс-тиражирование учебных материалов; индивидуализация процесса обучения; возможность для аудиозаписи лекций; оснащение компьютеров специальным программным обеспечением; получение консультаций юриста, психолога, реабилитолога; распечатка учебных материалов укрупненным шрифтом, распечатка учебных материалов рельефно-точечным шрифтом Брайля, оснащение учебных аудиторий звукоусиливающей аппаратурой, доступ к сети WI-FI и др. (Результаты приводятся по степени убывания значимости).

Для учета выявленных особых образовательных потребностей студентов с ОВЗ в рамках проекта был создан сайт проекта (uzhv.ru), оборудованы специальные рабочие места для доступа к сайту и другим информационно-образовательным ресурсам университета, в структурных подразделениях установлено дополнительное оборудование для ксерокопирования, масштабирования и распечатки учебных материалов. Студенты с ОВЗ в составе своих академических групп получили доступ к учебным материалам, размещенным на портале дистанционного обучения (по согласованию с преподавателями). На сайте проекта проводилось консультирование по юридическим и психологическим вопросам.

В целом такой подход к удовлетворению особых образовательных потребностей студентов с ОВЗ нашел поддержку в образовательной среде университета. Однако в процессе реализации проекта мы столкнулись с некоторыми трудностями и непониманием со стороны как самих студентов, так профессорско-преподавательского состава вуза. Во-первых, некоторые студенты не хотели раскрывать свой «статус», считая такое выделение неправомерным. Во-вторых, отдельные преподаватели недостаточно четко воспринимали задачи по индивидуализации процесса обучения студента с ОВЗ, необходимости разработки и адаптации учебных материалов для электронных образовательных ресурсов вуза. Однако по результатам реализации первого года проекта стало очевидно, что идеи обязательного выявления и учета особых образовательных потребностей студентов с ОВЗ прочно закрепились в университете и будут реализовываться в дальнейшем.

 

ЛИТЕРАТУРА

1.        Гончарова Е. Л., Кукушкина О. И. Ребенок с особыми образовательными потребностями // Альманах Института коррекционной педагогики РАО. 5/2002. [Электронный ресурс]. URL: http://www.ise.iip.net/almanah/5/st04.htm.

2.        Государственная программа Российской Федерации «Развитие образования» на 2013–2020 годы (в новой редакции) // Министерство образования и науки Российской Федерации [Электронный ресурс]. URL: http://xn--80abucjiibhv9a.xn--p1ai/.

3.        ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» // Министерство образования и науки Российской Федерации [Электронный ресурс]. URL: http://xn--80abucjiibhv9a.xn--p1ai/.