ФОРМИРОВАНИЕ ИННОВАЦИОННОЙ СРЕДЫ ДЛЯ  ОРГАНИЗАЦИИ
НЕПРЕРЫВНОГО  ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО  ОБРАЗОВАНИЯ ЛИЦ
С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ

 

Ишембитова З. Б.
Республика Башкортостан, г. Салават,
 ГАОУ СПО Салаватский  колледж  образования  и профессиональных технологий

 

Инклюзивное образование: практика, исследования, методология: Сб. материалов II Международной
научно-практической конференции / Отв. ред. Алехина С. В. М.: МГППУ, 2013

 

В настоящее время одной из проблем является рост числа людей, изолированных от активного участия в жизни общества.  Целью инновационной образовательной программы, реализуемой колледжем,  является организация  профессионального образования инвалидов на основе интенсификации их развития, восстановления интеллектуального и физического потенциала, обеспечения личностного роста.  В 2012‒2013 учебном году    в колледже обучается 66 студентов из числа инвалидов по специальностям среднего профессионального образования: «коррекционная педагогика в начальном образовании», «педагогика дополнительного образования», «прикладная информатика», «организация и технология защиты информации», «информатика» и профессии начального профессионального образования – «мастер по обработке цифровой информации».

Обучение студентов с  особыми  образовательными потребностями осуществляется   на основе инклюзивного подхода, который позволяет сделать доступным профессиональное образования для всех. Образовательная программа предполагает удовлетворение всех потребностей студентов и становится гибкой, индивидуализированной и разноуровневой.   В колледже реализуется вертикальная траектория непрерывного инклюзивного образования. Это связано с переходом из одной ступени профессиональной подготовки на другие, более высокие, с начального профессионального на уровень среднего профессионального образования, например с подготовки по профессии «Оператор ЭВМ» на специальности «Прикладная информатика», «Педагогика дополнительного образования». Выпускники колледжа продолжают обучение в высших образовательных учреждениях:  ФГБОУ ВПО Уфимский государственный университет экономики и сервиса, ФГБОУ ВПО Башкирский государственный педагогический университет им. М. Акмуллы,  Башкирский государственный институт физической культуры.

Под непрерывностью образования по горизонтальной траектории мы понимаем  получение знаний на одном уровне профессиональной подготовки. В этом году создан Центр дополнительных профессиональных образовательных услуг, реализующий 34 программы дополнительного образования. Так, студенты с ограниченными возможностями здоровья одновременно с основной специальностью или профессией осваивают образовательные программы «Парикмахер-универсал», «Водитель автотранспортного средства  категории В». 

Непрерывное образование – это одновременно и уровень образования, и уровень развития личности лиц  с ограниченными возможностями здоровья.  В соответствии с основными положениями программы ЮНЕСКО «Образование для всех» государство обязано обеспечить каждому обучающемуся с ограниченными возможностями здоровья доступную форму инклюзивного образования. Целостный и многоуровневый педагогический процесс в инклюзивном образовании, основанный на принципах непрерывности, преемственности, системности и комплексности, способен обеспечить социальную успешность лиц с особыми образовательными  потребностями.  В колледже под руководством доцента кафедры педагогики ФГБОУ ВПО Башкирский государственный педагогический университет им. М. Акмуллы, доктора педагогических наук Л. М. Кашаповой осуществляет свою деятельность Республиканская экспериментальная площадка «Формирование социальной успешности обучающихся с ограниченными возможностями  здоровья в системе непрерывного инклюзивного образования».  В экспериментальной работе  участвуют МАДОУ № 33, МБОУ СОШ № 15 г. Салавата.  Их деятельность  осуществляется по следующим направлениям:

1)осуществление медицинской, образовательной, профессиональной и социальной реабилитации обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, формирование их позитивной мотивации к учебной, трудовой и досуговой деятельности, рациональному трудоустройству и достижению материальной независимости как условия социальной успешности человека;

2)оказание комплекса квалифицированных социально-психологических, медицинских, педагогических, физкультурно-оздоровительных, культурно-просветительских, профессионально-ориентационных и профессионально-реабилитационных услуг, обеспечивающих лицам с ОВЗ  социальную адаптацию к общественной и семейной жизни.

В  Комплексной спартакиаде  инвалидов   Республики Башкортостан, Кроссе наций, городских соревнованиях  студенты из числа инвалидов и лиц с ограниченными    возможностями здоровья  занимают призовые места.   В сентябре 2011 года в  I Всероссийской летней спартакиаде  инвалидов студенты колледжа Валиахметов Айнур и Сайфуллин Марат  завоевали   3 золотых и 1 бронзовую медали по легкой атлетике и 3 серебряных    и  1 бронзовую медали по плаванию. Чемпионом России, мастером спорта по стрельбе из лука является Григорьев Александр. Чемпионом Республики Башкортостан по пауэрлифтингу стал Мансуров Айнур.    По итогам  2012 года  в сфере  «Физкультура и спорт» колледж  награжден за вклад в развитие    паралимпийского   движения в городе Салават, а лучшими спортсменами паралимпийцами стали Сайфуллин Марат, Мансуров Айнур,  Калякина Олеся, Юмагулова Гульсина.

Система инклюзивного образования подстраивается под потребности обучающегося, используя новые подходы, применяя вариативные  формы и методы обучения и воспитания. В самом инклюзивном процессе заложена необходимость изменять образовательную ситуацию, например вводить технологии дистанционного обучения, тьюторства, реализовывать программы дополнительного образования, психолого-педагогического сопровождения, волонтерского движения.

Технология дистанционного обучения востребована инвалидами, проживающими в отдаленных районах зоны влияния колледжа. Поэтому   активно используются интернет-технологии, дистанционные технологии.  В сети Интернет размещена оболочка для дистанционного обучения (http://dosalpk.mcdir.ru). Осуществлено ее наполнение электронными учебными пособиями,  контрольными  измерительными  материалами  с возможностью автоматической фиксации оценки.  24 студента из числа инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья учатся с применением дистанционных технологий. 

Результатом реализации инновационной образовательной программы является создание  Регионального ресурсного центра социально-психолого-педагогической поддержки инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья. Деятельность Центра осуществляется на основе образовательной технологии  «учебные фирмы», которые  представляют собой модель, отражающую деятельность реальной фирмы в сфере образовательных услуг. Учебные фирмы реализуют программы  дополнительного образования для детей дошкольного и младшего школьного возраста,   физкультурно-оздоровительные и культурно-досуговые мероприятия, совершенствуют информационно-компьютерные технологии в работе с подростками, а также слушателями «Народного университета третьего возраста».

Х. Майхнер определил, что при активном восприятии у человека удерживается в памяти  80% того, что говорил сам,   90% того, что сам делал.  Исходя из этого технология «Учебная фирма» способствует  получению  студентами-инвалидами  в ходе учебного процесса практического  опыта в области предпринимательства через  участие в процессе создания своего собственного предприятия (учебной фирмы) и в управлении им. Основная задача – повышение профессиональных компетенций через обучение и формирование практических навыков студентов. Работа  студентов-инвалидов  в учебной фирме – это важнейший элемент практики, необходимый для будущей профессиональной деятельности.

            Сегодня колледж выступает организационным ядром реализации международных многосторонних пилотных проектов с целью изучения современных технологий реабилитации, социальной адаптации, воспитания, обучения и развития детей-инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья.  С  2010 года организуется  и проводится Международный проект «Логопедическая помощь детям и подросткам с нарушениями речи и слуха. Российско-германский опыт» в качестве первого пилотного проекта «Башкортостан – Баден-Вюртемберг: ноу-хау трансфер «Логопедия».  Организаторами  и участниками Международного проекта «Логопедическая помощь детям и подросткам с нарушениями речи и слуха. Российско-германский опыт» выступили: Комитет Республики Башкортостан по делам ЮНЕСКО,  Институт   FON  при IB Институте, Министерство образования Республики Башкортостан, Министерство здравоохранения Республики Башкортостан, Башкирский государственный педагогический университет им. М. Акмуллы, Институт развития образования Республики Башкортостан,  Салаватский колледж образования и профессиональных технологий, Стерлитамакский многопрофильный профессиональный колледж.

Целью долгосрочного проекта является обмен международным опытом в решении проблем организации помощи детям с нарушениями речи и слуха различных специалистов: логопеда, психолога, сурдопедагога, сурдолога, социального  педагога, воспитателя, учителя начальных классов. Проект способствует расширению информационного пространства, формами его реализации являются обмен делегациями, стажировки, мастер-классы, курсы повышения квалификации, семинары-практикумы. В 2012 году представлена  технология эрготерапии логопедом Д. Вольф (Логопедический центр, г. Байерсброн, Германия). Концепция Г. Падован рассматривает эрготерапию как систему  методов и средств,  направленных на реабилитацию  людей с ограниченными возможностями здоровья. 

 В сентябре 2011 года создана городская общественная организация матерей, воспитывающих детей-инвалидов, ‒ «Материнское сердце». Для детей  и их родителей волонтеры  организуют спортивные и творческие праздники, выезды на природу, экскурсии в детскую конноспортивную школу «Тулпар»  города Мелеуза, занятия в тренажерном зале и  творческих мастерских Регионального ресурсного центра. Радость, полученная от совместных мероприятий, поднимает жизненный тонус, создает положительный эмоциональный настрой у детей с ограниченными возможностями здоровья, что немаловажно в их повседневной жизни.

Летом 2012 года создан  на базе  колледжа Научно-образовательный  ресурсный центр по развитию инклюзивного образования Комитета Республики Башкортостан по делам ЮНЕСКО. Основной задачей Ресурсного центра  является координация, научно-методическое сопровождение  и консультирование педагогов, родителей для работы с детьми с особыми образовательными потребностями, а также изучение и обобщение  опыта  внедрения инклюзивного подхода в образовании  за рубежом.  Одним из важных вопросов в реализации программ инклюзивного образования является подготовка кадров. Педагогический коллектив колледжа прошел курсы повышения квалификации Института проблем интегративного (инклюзивного) образования Московского городского психолого-педагогического университета  по программам: «Организационно-управленческие основы инклюзивного образования», «Психолого-педагогическое сопровождение инклюзивного образования в общеобразовательной  школе».          Образовательная инновационная программа колледжа  способствует  стимулированию усилий самих инвалидов, направленных на поиск работы, и максимально эффективно содействует интеграции инвалидов в экономическую и общественную жизнь как города, так и  республики.

 

ЛИТЕРАТУРА

1.    Инклюзивная практика в дошкольном образовании: Пособие для педагогов дошкольных учреждений / Под ред. Т. В. Волосовец, Е. Н. Кутеповой.  М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2011.

2.    Возможности инклюзивного образования в развитии социально-партнерских отношений  в колледже / Теория и практика инклюзивного образования в России: Сборник научных статей I Международной научно-практической конференции.  Уфа: УГАЭС, 2012, с. 124‒127.

3.    Шумских М. А. Особенности организации инклюзивного образования в ссузе // Инклюзивное образование: методология, практика, технология. (Материалы международной научно-практической конференции 20‒22 июня 2011 г.) / под ред. С. В. Алехиной.  М.: МГППУ, 2011.