ФОРМИРОВАНИЕ ТОЛЕРАНТНОСТИ У СТУДЕНТОВ
В ПРОЦЕССЕ ИНКЛЮЗИВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

 

Ипатова Н. А., Шумских М. А.
Россия, г. Москва, Социально-педагогический колледж МГППУ

 

Инклюзивное образование: практика, исследования, методология: Сб. материалов II Международной
научно-практической конференции / Отв. ред. Алехина С. В. М.: МГППУ, 2013

 

В последнее время термин «толерантность» употребляется очень широко, поскольку происходят активные процессы межнациональной интеграции, расширяются, становятся открытыми границы между странами,  растет социальная и личностная активность. Толерантность необходима в отношениях между отдельными людьми. В школах, университетах необходимо развивать и формировать отношения открытости  друг к другу и солидарности.  Мы видим большую роль в этом процессе средств массовой  коммуникации, которые способны играть важную роль в содействии свободному и открытому диалогу и обсуждению любых проблем человеческого общества.

Для развития толерантности необходимо активизировать воспитание в духе терпимости.  Тема терпимости актуальна для России – страны с множеством разнообразных и непохожих друг на друга культур, страны с множеством проблем в межкультурных отношениях. В Социально-педагогическом колледже МГППУ это является важнейшей задачей.

Процесс формирования толерантности не является самопроизвольным – он требует создания благоприятных педагогических условий. Толерантность в воспитании ребенка предполагает развитие  ценностного отношения к другим людям, выражающегося в признании, принятии и понимании им представителей иных культур.

В современной педагогике толерантность рассматривается в двух контекстах:  во-первых, в контексте ценностного отношения к людям вообще (безотносительно к их культурной принадлежности), во-вторых, в контексте ценностного отношения к людям – представителям иных социокультурных (этнических, конфессиональных, субкультурных) групп.

В советской педагогике проблема толерантности решалась в рамках воспитания детей в духе интернационализма  (Н. К. Крупская, Л. В. Метелица, В. П. Пряникова, М. А. Терентий, З. К. Шнекедорф и др.).

В западных странах принято говорить о толерантности  к самым разнообразным проявлениям инаковости и самобытности (М. Уолцер, Дж. Бэнкс, Я. Пэй, К. Э. Эпплайя).

В последние годы и в России проблема воспитания толерантности рассматривается в контексте поликультурного образования, при этом выделяется воспитание учащихся в духе терпимости и уважения к другим культурам (В. Л. Ершов, В. В. Макаев, З. А. Малькова, Л. Л. Супрунова). В науке разрабатываются концептуальные основы поликультурного образования, исследуются проблемы мультикультурной среды обучения, изучается опыт зарубежных стран (М. Л. Воловикова, Н. В. Кудряшова, А. Н. Джуринский, З. А. Малькова, К. И. Салимова). Но проблема воспитания толерантной личности  остается неизученной. В условиях образовательного учреждения для развития толерантности  необходимо создавать комфортную образовательную среду как для обычных студентов, так и для студентов с ОВЗ.

Период получения студентами профессионального образования является очень важным этапом для формирования личностных и профессионально-значимых качеств личности.

Среднее профессиональное образование (СПО) это уровень образования, приобретаемый на базе полного или неполного общего образования, в соответствующих профессиональных  учебных заведениях: училищах, техникумах и колледжах. Отличительная особенность образования в среднем профессиональном учебном заведении – усвоение человеком, получающим это образование, профессиональных индивидуальных практических знаний, навыков, умений, необходимых для выполнения работ определенной степени сложности в той или иной отрасли, для руководства работой  первичных производственных звеньев. Причем для некоторых специальностей это образование является высшей квалификационной ступенью.

Процесс обучения в колледже является составной частью целостного педагогического процесса. Это дидактическая система, обладающая определенной структурой и наличием взаимозависимых составных элементов. Процесс обучения ‒ система открытого типа. Воспитательная система ‒ это совокупность целей, принципов, методов, форм взаимодействия между воспитателем и воспитуемым, направленных на создание условий для развития задатков и способностей.

Важным признаком воспитательной системы является ее открытость, т. е. связь с окружающей средой, она включает в качестве цели, объекта субъекта своего функционирования развивающуюся личность, а в качестве способа функционирования – педагогическую деятельность.

Воспитательная система играет большую роль в формировании толерантности, так как именно процесс воспитания способствует развитию ценностных ориентаций и установок, уважения к своей культуре и культуре других народов, терпимости к недостаткам людей, в частности воспитанию толерантности у студентов Социально-педагогического колледжа в процессе инклюзивного образования.

Толерантность означает уважение, принятие и правильное понимание богатого многообразия культур нашего мира, наших форм самовыражения и способов проявления человеческой индивидуальности. Это также терпимое отношение к студентам с ограниченными возможностями здоровья и созданием равных условий для получения ими качественного среднего профессионального образования на базе Социально-педагогического колледжа МГППУ.

Педагогическим коллективом колледжа была проделана огромная целенаправленная работа по формированию толерантности у студентов в процессе инклюзивного образования. Для выявления этапов воспитательной деятельности систематически проводится мониторинг динамики развития  толерантности студентов и ее проявления с первого по третий курс. Нами выделена следующая последовательность этапов:

·      мотивационный – интерес и желание понимания жизненных  ценностей, осмысление необходимости их учитывать в социально-педагогической деятельности;

·      познавательный – расширение знаний об особенностях людей с ОВЗ, общения с ними;

·      деятельностный – овладение умением целенаправленно строить взаимоотношения с лицами с ОВЗ и реализовывать задачи социально-педагогической деятельности в образовательной среде.

Одним из показателей толерантности личности являются ценностные ориентации. Ценностные ориентации определены нами как система личностных установок по отношению к существующим в обществе материальным и духовным ценностям. Это совокупность убеждений, принимаемых индивидом в качестве своих собственных внутренних ориентиров, основной канал усвоения духовной культуры общества, превращения культурных ценностей в стимулы и мотивы практического поведения людей.

Ценностные ориентации составляют ядро жизненной перспективы человека, без которых она утрачивает свою регулятивную функцию.

Обязательным фактором в формировании ценностных ориентаций является социальная среда, среда взаимоотношений человека с другими людьми. В свою очередь важным фактором  социальной адаптации выступает такое особое проявление человеческого духа, как его нравственная сила, представляющая такое качество личности, которое можно назвать толерантностью. В данном случае понимание толерантности предполагает воспитание нравственно зрелой личности  и ее психологической устойчивости. Безусловно, что все эти задачи должны находиться в приоритете у руководства, педагогов и психологов колледжа.

Таким образом, мы можем сказать, что от сформированности  толерантности у личности во многом зависит сохранение мира и стабильности в нем как необходимое условие полноценного развития личности и общества. Не случайно проблема толерантности и способов ее воспитания в настоящее время является актуальной.

 

ЛИТЕРАТУРА

1. Асмолов А. Г. Психология личности. М., 2005. 235 с.

2. Беспалько В. П. Слагаемые педагогической технологии. М.: Педагогика, 1999. 456 с.

3. Селевко Г. К. Накопление и систематизация профессиональных знаний // Формирование личности учителя. М., 1999. 213 с.

4. Мерлин B. C. Взаимоотношения в социальной группе и свойства личности. Социальная психология личности. М., 2000. 451 с.

9. Филонов Г. Н. Воспитание личности школьника.  М.: Педагогика, 2000. 385 с.