ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ СТУДЕНТОВ С ОВЗ
В СИСТЕМЕ СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Зеленов В. И.
Россия, г. Москва, Социально-педагогический колледж МГППУ
Инклюзивное образование: практика, исследования, методология: Сб. материалов II Международной
научно-практической конференции / Отв. ред. Алехина С. В. М.: МГППУ, 2013
В настоящее время усиливается роль психолого-педагогического сопровождения учащихся на разных этапах получения той или иной ступени образования. Психолого-педагогическое сопровождение обеспечивает создание условий для повышения автономности и социальной активности учащихся, для развития интеллектуальных процессов, формирования ценностных установок, соответствующих психическим и физическим возможностям ребенка. Вместе с тем при переходе на государственные стандарты 3-го поколения, при применении личностно-ориентированного подхода, психолого-педагогическое сопровождение представляет собой комплексную систему всесторонней, динамической, диагностической, коррекционной и развивающей помощи в соответствии с возрастными и индивидуальными потребностями учащихся в ходе образовательного процесса. Рассмотрим на практическом примере осуществления психолого-педагогического сопровождения на базе Социально-педагогического колледжа Московского городского психолого-педагогического университета. Во-первых, надо подчеркнуть, с какими трудностями сталкивается педагогический коллектив при работе со студентами с ОВЗ. Большую трудность играют барьеры знаний, а именно:
- преподаватели не обладают достаточной грамотностью относительно физических и психических возможностей студентов с ОВЗ, не владеют специальными методами работы с ними;
- отсутствуют учебные программы, учитывающие особые образовательные потребности каждого студента с определенной структурой нарушения.
Уже в этом плане модель полной иклюзии пока является нереальной. Еще один существенный момент выражается в социально-психологических барьерах, которые выражаются:
- в психологической неготовности студентов к совместному обучению;
- в психологической неготовности значимых взрослых (преподавателей, специалистов СПК МГППУ);
- в убежденности специалистов системы столичного образования в снижении образовательного уровня студентов при введении интеграционного обучения;
- в отсутствии единого мнения относительно поддержки специального образования.
В этой связи хотелось бы отметить работу Учебно-производственной лаборатории по сопровождению студентов с ОВЗ по данному направлению. Основными принципами организации деятельности по психолого-педагогическому сопровождению студентов с ОВЗ лабораторией являются:
- приоритет интересов и потребностей студентов с ОВЗ;
- непрерывность психолого-педагогического сопровождения;
- мультидисциплинарность.
Система психолого-педагогического сопровождения студентов с ОВЗ предусматривает деятельность в традиционных направлениях в соответствии с нормативно-правовыми документами деятельности педагога-психолога: диагностика, психологическая коррекция, консультирование, профилактика с учетом специфических задач, целей и динамики развития студентов на различных ступенях обучения. Выбор оптимальной образовательной стратегии, формирование индивидуальной программы развития студентов на первом курсе и установление индивидуальной образовательной траектории осуществляется на основе психолого-педагогической диагностики. В обязательный диагностический набор входит обследование всех студентов в первые месяцы обучения на первом курсе и на втором курсе при определении профессиональных притязаний при поступлении в высшие учебные заведения на соответствующие специальности. Диагностический набор позволяет выявить резервные возможности у студентов первых курсов и определить уровень обученности при поступлении в Социально-педагогический колледж МГППУ. Процесс психологической диагностики студентов с ОВЗ требует оценки уровня развития моторных, сенсорных, мнестических функций, интеллекта, а также мотивационной и личностной готовности к обучению. Данный вид диагностики является сложным, так как его длительность составляет 1,5‒2 месяца. Проводится как количественный, так и качественный анализ результатов диагностики, что позволяет не только оценить вид и характер обнаруженных нарушений, но и выявить компенсаторные возможности психики для определения прогноза и стратегии работы с каждым учащимся. После этого лабораторией разрабатываются рекомендации по организации личностно-ориентированного подхода к процессу обучения и воспитания студента с ОВЗ. В ходе первого года обучения определяется контингент студентов, имеющих стойкие проблемы развития и обучения. При переходе на 2-й курс обучения со студентами проводят тренинговые упражнения по проблематике профессионального ориентирования с целью достижения соответствия профессиональных притязаний с его психологическими и физическими возможностями. Также надо подчеркнуть, что по запросам родителей, преподавателей, самого студента проводится психолого-педагогическая диагностика для выбора уровня и темпа освоения образовательной программы в соответствии со стандартом 3-го поколения для выявления индивидуальных личностных проблем, конфликтных ситуаций в студенческом коллективе или в семье. Ведущим направлением в работе лаборатории с данной категорией студентов является психологическая коррекция, которая проводится педагогами-психологами, социальными педагогами с дополнительной подготовкой в области психологии в форме индивидуальных и групповых занятий. Планирование и организация данных занятий осуществляются на основании результатов психолого-педагогической диагностики. Далее сотрудниками лаборатории подбираются методы психологического воздействия, направленные на оптимизацию развития психологических процессов и функций и на гармонизацию развития личностных свойств. Основными направлениями коррекционной работы являются:
- психологическая коррекция эмоционально-волевой сферы;
- психологическая коррекция познавательных процессов;
- психолого-коррекционная работа с родителями;
- психологическая коррекция патологических черт характера и невротических проявлений.
Также надо отметить, что сотрудниками лаборатории для преподавателей, работающих со студентами с ОВЗ, готовятся методические материалы и инструкции по работе с конкретным нарушением, а именно:
- нарушением слуха;
- нарушением зрения;
- нарушением речи;
- нарушениями ОДА;
- нарушениями в эмоционально-волевой сфере;
- нарушениями, связанными со сложным дефектом.
Более того, преподаватели, осуществляющие программы нового стандарта в вариативной части для студентов с ОВЗ, такие как: психология общения, теория и практика социально-трудовых коммуникаций, ‒ имеют возможность также применять индивидуальные и групповые формы занятий для улучшения социального и психологического самочувствия. Так как на эти дисциплины отведено большее количество часов практического характера для формирования общих и профессиональных компетенций для овладения соответствующей специальности.
В заключение хочется отметить, что решение вопроса о психолого-педагогическом сопровождении студентов с ОВЗ в системе среднего профессионального образования остается актуальным, так как наиболее востребованными специальностями среди лиц с ОВЗ в системе столичного образования являются:
- менеджмент (по отраслям);
- экономика и бухгалтерский учет;
- реклама;
- дизайн (по отраслям);
- право и организация социального обеспечения;
- прикладная информатика;
- библиотековедение;
- дошкольное образование;
- социальная работа.
Эти данные убедительно подтверждают важное значение психолого-педагогического сопровождения, так как под этим подразумевается:
- приоритет интересов сопровождающего «на стороне студента»;
- непрерывность сопровождения на протяжении всего образовательного маршрута;
- комплексный подход сопровождения;
- развитие стремления к автономизации у самого студента с ОВЗ.