СОСТОЯНИЕ И ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ СИСТЕМЫ
ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЛЯ ЛИЦ С ИНВАЛИДНОСТЬЮ
(СТАТИСТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ)
Аржаных Е. В.
Россия, г. Москва, ГБОУ ВПО МГППУ
Инклюзивное образование: практика, исследования, методология: Сб. материалов II Международной
научно-практической конференции / Отв. ред. Алехина С. В. М.: МГППУ, 2013
В настоящее время имеющиеся официальные статистические данные, связанные с обучением лиц с инвалидностью в учреждениях общего и профессионального образования, позволяют лишь в самом схематичном виде представить особенности этого процесса. Сбор первичной информации от образовательных учреждений, реализующих образовательные программы для лиц с ограниченными возможностями здоровья и инвалидностью, осуществляется по типовым формам государственной статистической отчетности. Неоднородность системы показателей, отсутствие ряда важных характеристик деятельности учреждений, осуществляющих обучение лиц с инвалидностью, затрудняют формирование сводных итогов по всему кругу образовательных учреждений.
Попробуем систематизировать существующие данные.
Несмотря на превалирующее в экспертном сообществе мнение о неуклонном росте численности детей с инвалидностью в России, официальная статистика свидетельствует об обратном. Данные, приведенные ниже, в таблице, показывают, что за последние 10 лет в Российской Федерации наблюдалось устойчивое снижение численности детей-инвалидов. Но вряд ли это можно с уверенностью рассматривать как положительный тренд. На протяжении рассматриваемого периода менялся подход к определению инвалидности (критерии и процедуры), что скорее всего отразилось на статистике детской инвалидности.
Таблица
Численность детей-инвалидов в возрасте 0‒17 лет [1], человек
| 2000* | 2001 | 2002 | 2003 | 2004 | 2005 | 2006 | 2007 | 2008 | 2009 | 2010 |
Российская Федерация | 554 867 | 617 096 | 620 342 | 604 944 | 583 550 | 561 881 | 556 907 | 527 126 | 506 636 | 495 378 | 495 330 |
г. Москва | 20 944 | 20 222 | 24 507 | 25 693 | 25 881 | 25 199 | 24 915 | 24 113 | 23 712 | 24 092 | 24 832 |
* В возрасте 0‒15 лет.
Показательным фактом является, то, что численность детей-инвалидов в Российской Федерации никогда не совпадала с численностью детей с инвалидностью, получавших социальные пенсии, причем эти показатели расходились в некоторые годы достаточно сильно (таблица).
Таблица
Численность детей-инвалидов в Российской Федерации в возрасте до 18 лет, получающих социальные пенсии (на конец года), тыс. человек
2000 | 2001 | 2002 | 2003 | 2004 | 2005 | 2006 | 2007 | 2008 | 2009 | 2010 |
675 | 658 | 642 | 624 | 593 | 573 | 554 | 529 | 515 | 519 | 541 |
Что касается структуры причин инвалидности у детей, то значительно доминируют заболевания, к которым относятся психические расстройства и расстройства поведения (24,3%), болезни нервной системы (22%) и врожденные аномалии (пороки развития), деформации и хромосомные нарушения (18,9%). В ряде случаев эти заболевания сопровождаются нарушением интеллектуальных функций, что затрудняет обучение детей, в дальнейшем снижает возможность их участия в трудовой деятельности.
В Москве в 2010 г. по данным Госкомстата численность детей-инвалидов до 18 лет составила 24 832 человека. Как видим, динамика этого показателя в г. Москве не отражает общероссийскую позитивную тенденцию сокращения численности детей с инвалидностью.
Данные, предоставленные региональной общественной благотворительной организацией инвалидов (РОБОИ) cо ссылкой на Департамент социальной защиты населения Москвы, отличаются от данных Госкомстата. По информации РОБОИ, в 2010 г. в Москве проживало 27 834 ребенка-инвалида (в возрасте 0‒17 лет), 60% из которых – представители мужского пола. В возрастной группе 15‒17 лет, представители которой могли бы в ближайшие годы стать абитуриентами учреждений профессионального образования, в 2010 г. было 5 877 детей-инвалидов. Но далеко не все из них претендуют на получение не только высшего образования, но и среднего профессионального образования.
В Москве, как и в целом по России, наиболее частыми причинами инвалидности являются три вида заболеваний – врожденные аномалии и пороки развития (19,5%), психические расстройства и расстройства поведения (19,2%), болезни нервной системы (18,4%). Еще раз обратим внимание на то, что именно эти заболевания требуют наиболее значительных усилий по коррекции отклонений в развитии детей средствами образования, которое зачастую ограничивается обучением в специальных группах учреждений начального профессионального образования.
Дети-инвалиды в Москве получают общее образование в специальных коррекционных образовательных учреждениях, школах надомного обучения и школах, реализующих программы инклюзивного образования. В настоящее время доступной для изучения является статистика по специальным коррекционным образовательным учреждениям (как по г. Москве, так и по России). По данным Мосгорстата [2], в 2010 г. в Москве функционировало 80 школ для детей с ограниченными возможностями здоровья, в них проходило обучение 11 690 человек. Более половины этих образовательных учреждений – школы для умственно отсталых детей (вспомогательные) – 34 школы и для детей с задержкой психического развития – 11 школ. Потенциальными абитуриентами образовательных учреждений среднего и высшего профессионального образования в первую очередь являются выпускники специальных коррекционных школ для незрячих и слабовидящих (7 школ, в которых в 2010 г. проходил обучение 721 человек), для неслышащих, слабослышащих и поздно оглохших (8 школ, 1 036 учащихся), для детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата (8 школ, 1 371 учащийся).
В 2010 г. в Москве существовало 168 средних специальных учебных заведений (14 из которых – негосударственные) и 268 вузов (159 негосударственных). Численность студентов высших учебных заведений превысила численность студентов средних профессиональных учебных заведений почти в 10 раз. Потенциально лицо, имеющее инвалидность, может получать профессиональное образование в любом из этих образовательных учреждений. На практике число вузов в Москве, имеющих «некоторый опыт обучения студентов с ограниченными физическими возможностями», составляет 12‒13 (по данным РООИ «Перспектива») (т. е. не более 5% вузов столицы).
Данные официальной статистики, отражающие включенность лиц с инвалидностью в систему профессионального образования, достаточно скудны и позволяют получить лишь самое общее представление о ситуации в этой сфере.
В формах федерального статистического наблюдения за деятельностью образовательных учреждений, реализующих программы среднего и высшего профессионального образования (СПО-1 и ВПО-1), предоставляется лишь информация о численности, приеме и выпуске инвалидов I и II группы, инвалидов детства в соответствующих образовательных учреждениях. Отсутствует информация о распределении лиц с инвалидностью по специальностям и направлениям подготовки, о нозологиях студентов с инвалидностью и т.д.
В 2010 г. в государственных и муниципальных образовательных учреждениях высшего профессионального образования обучалась 21 511 лиц с инвалидностью [4], что составляло 0,37% от общей численности студентов. По программам среднего профессионального образования проходили обучение 14 184 человека (0,7% от общей численности студентов государственных и муниципальных образовательных учреждений среднего профессионального образования). Соответствующие показатели для негосударственных учебных заведений таковы: 1 428 человек (0,12%) – в высших учебных заведениях, 216 человек (0,22%) – в образовательных учреждениях среднего профессионального образования.
В настоящее время доля лиц с инвалидностью в общей численности студентов образовательных учреждений высшего и среднего профессионального образования невелика. Тем не менее за последние 10 лет наблюдался значительный рост численности всех категорий студентов с инвалидностью, особенно получающих высшее образование.
Если в 2000 г. численность студентов с инвалидностью в учреждениях высшего и среднего профессионального образования была сопоставима (7 033 и 6 664 студента соответственно), то в последующие годы произошел существенный разрыв между этими показателями. В этот период был принят ряд управленческих решений, способствующих привлечению лиц с инвалидностью в учреждения высшего профессионального образования. Так, в соответствии с приказом Министерства образования Российской Федерации № 4206 от 12.11.2003 «О совершенствовании профессионального образования инвалидов», среди образовательных учреждений были определены 5 федеральных головных учебно-методических центров по подготовке инвалидов. Кроме того, сказались общие тенденции в повышении популярности высшего образования среди российской молодежи. Но в последние 2 года отмечено снижение как абсолютной численности студентов с инвалидностью, так и доли этой категории в общей численности студентов высших учебных заведений.
В среднем показатели подготовки студентов с инвалидностью в учреждениях высшего профессионального образования определяются состоянием и динамикой развития дневной формы обучения, по которой обучается подавляющее большинство студентов с инвалидностью (84%). Между тем устойчивая положительная динамика численности студентов с инвалидностью в учреждениях высшего профессионального образования, характерная до 2007 г. для всех форм обучения, сохраняется на протяжении 10 лет лишь по заочной форме обучения, которая постепенно получает все большее распространение среди студентов с инвалидностью. Развитие информационно-коммуникационных технологий постепенно переводит заочную форму обучения на новый уровень, повышая ее привлекательность для лиц с инвалидностью.
В негосударственных высших учебных заведениях студенты с инвалидностью обучаются в основном заочно. Численность студентов-заочников превышает численность студентов очной формы обучения в 2,6 раза, что отражает общую ситуацию в негосударственной системе высшего образования.
Подводя итоги статистического анализа, еще раз подчеркнем, что существующие доступные данные не позволяют провести комплексное изучение ситуации в сфере как общего, так и профессионального образования учащихся с инвалидностью. Информация о возрастной структуре детей с инвалидностью, о нозологии инвалидности различных возрастных групп и т. п., которая позволила бы спрогнозировать потенциальный спрос на профессиональное образование в этой социальной группе, выявить основные тенденции развития системы образования для детей-инвалидов, очень ограниченна. Практически отсутствуют показатели результатов обучения лиц с инвалидностью – используемые показатели в основном характеризуют процесс, а не итог (количество учащихся, наполняемость групп и классов). Важным показателем результативности образовательных услуг для лиц с инвалидностью является их социальная адаптация, что также должно найти отражение в составе показателей государственной статистической отчетности.
ЛИТЕРАТУРА
1. Здравоохранение России: Стат. сб. / Росстат. М., 2011.
2. Московский статистический ежегодник: Стат. сб. / Мосгорстат. М., 2011.
3. Образование в Российской Федерации: Стат. сб. М.: Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики», 2012.