К вопросу адаптации детей с задержкой
Психического развития в условиях школы

 

Шлат Н. Ю., Тхир К. В.
Россия, г. Псков, ПсковГУ

 

Инклюзивное образование: практика, исследования, методология: Сб. материалов II Международной научно-практической конференции / Отв. ред. Алехина С. В. М.: МГППУ, 2013

 

Актуальность проблемы здоровья детей в последние годы значительно возросла. Рост нервно-психических и соматических заболеваний коррелирует с общим снижением успеваемости, особенно на начальных этапах обучения. Одной из распространенных форм аномалий психики в раннем онтогенезе в настоящее время является задержка психического развития (ЗПР).

Психологи и педагоги прошлого столетия и современности (Т.П. Артемьева, П.П. Блонский, Т.А. Власова, В.П. Кащенко, С.Н. Крюков, Н.А. Менчинская, Г.В. Мурашев, А.В. Мудрик, В.Н. Мясищев, Л.П. Стрелкова и др.) выделили категорию детей, требующую специальных условий обучения и воспитания. По характеру поведения, особенностям познавательной деятельности дети с ЗПР отличаются от нормально развивающихся сверстников и требуют принятия со стороны психолого-педагогической общественности специальных коррекционных мер для компенсации нарушений.

Необходимость разработки вопросов образования и развития детей с ЗПР, переход современной школы на новые образовательные стандарты усугубили положение стойко неуспевающих школьников [2].

Особого внимания данная проблема заслуживает в младшем школьном возрасте, так как включение в новый вид деятельности ‒ учебную ‒ предъявляет ряд серьезных требований к младшему школьнику, заставляет подчинить свою жизнь строгой (само)организации. Все это решающим образом складывается на формировании и закреплении новой системы отношений к окружающей действительности: к самому себе, к сверстникам, к другим людям; в младшем школьном возрасте закладываются основы морально – мировоззренческой и эмоциональной направленности, стиля и характера поведения и деятельности [1]. С другой стороны, успешность развития личности и учебной деятельности ребенка с ЗПР на начальном этапе обучения связана с проблемой сопровождения молодых начинающих педагогов, учителей начальной школы, не имеющих специального педагогического образования, опыта работы с данной категорией детей.

В связи с вышеуказанными противоречиями возникает необходимость решения задачи успешной адаптации детей с ЗПР в условиях школы, разработки основных направлений психолого-педагогического сопровождения всех участников коррекционно-развивающего образовательного процесса.

Адаптация (от лат. adapto ‒ приспособляю) ‒ приспособление строения и функций организма, его органов и клеток к условиям среды. Механизмы адаптации детей в условиях образовательного учреждения изучали А.А. Алдашева, Г.М. Андреева, Ф.Б. Березин, Л.С. Выготский, А.И. Донцов, Т.В. Залевский, А.В. Карпов, Н.Г. Колызаева, В.А. Новиков, Ж. Пиаже, Л.И. Уманский и др.

Физиологическая (поведенческая) адаптация ‒ совокупность физиологических реакций, лежащих в основе приспособления организма к изменению окружающих условий и направленных на сохранение относительного постоянства его внутренней среды. Социально-психологическая адаптация ‒ результат гармонизации отношений субъекта и социальной среды в ходе осуществления свойственной человеку деятельности, который позволяет индивидууму удовлетворять актуальные потребности и реализовывать связанные с ними значимые цели, обеспечивая, в то же время, соответствие деятельности человека, его поведения требованиям среды (Б.Т. Гурусбеков, Г.С. Дичев).

По мнению М.Р. Битяновой, адаптировать ребенка к школе ‒ значит приспособить его к развитию. При этом адаптированный ребенок ощущает себя в школьной среде комфортно, так как у него сформированы необходимые психологические свойства, практические и интеллектуальные умения, позволяющие ему соответствовать требованиям и нормам школьной жизни, реализовывать свои способности, решать возможные проблемы самостоятельно или при поддержке взрослых [3].

В связи с актуальностью решения проблемы успешной адаптации первоклассников с ЗПР нами была проведена комплексная диагностика, включающая методику определения уровня школьной мотивации (Н.Г. Лусканова) и методику экспресс-диагностики интеллектуальных способностей детей 6‒7 лет с ЗПР (МЭДИС) (И.С.Аверина, Е.Н. Завдорина, Е.И. Щебланова). В экспериментальном исследовании участвовал первый класс в количестве 11 человек (8 мальчиков и 3 девочки). Цель исследования – определение уровня удовлетворенности учащихся различными факторами успешности в период адаптации к школьной жизни; выявления уровня интеллектуальных способностей учащихся при поступлении в школу.

Анализируя полученные данные, мы обнаружили следующие результаты. Была выявлена группа детей с низким уровнем школьной мотивации (25% учеников): таких детей отличает низкий уровень познавательных мотивов ‒ учащиеся посещают школу неохотно, предпочитают пропускать занятия, испытывают затруднения в процессе учебной деятельности. У детей, участвующих в эксперименте, не сформирована психологическая готовность к школе.

По результатам исследования положительное отношение к школе наблюдается у одной ученицы, но школа привлекает ее больше внеучебной деятельностью, как правило, игровой. Оптимальную мотивацию в классе имеют пять учеников: как правило, те, кто успешен в учебной деятельности. Среди мотивов обучения преобладает познавательный мотив.

Неудовлетворенность межличностным общением среди одноклассников диагностирована у одного ученика в классе. В данном классе не выявлены учащиеся с негативным отношением к школе.

По итогам первичного исследования стартовых образовательных возможностей учащихся обнаружено, что в экспериментальном классе определилась группа школьников с интеллектуальным развитием ниже нормы. Наибольшее количество низких результатов показала диагностика фактора «математические способности» (100% учеников); с заданиями на «количественные и качественные соотношения» не справилось 89% учащихся, задание на общую осведомленность вызвало затруднение у 78% учащихся, по фактору «классификация» 44% учащихся показали низкие результаты.

Таким образом, основными причинами неполной адаптации учащихся в первом классе являются: недостаточная активность детей в процессе учебной деятельности, недостаточный уровень усвоения знаний, проблемы поведения на уроке, ярко выраженная игровая мотивация.

По результатам проведенного диагностического исследования на начальном этапе адаптации в 1-м классе, участвующем в эксперименте, отмечается преобладание позитивного оценивания учащимися различных факторов школьной жизни: наблюдается позитивное отношение к себе, что позволяет судить о самопринятии и гармонии с собой; о принятии учителя как личности (значимого взрослого), одноклассников, что свидетельствует о сформированной социальной позиции школьника и, в целом, о благоприятном эмоциональном состоянии учащихся.

Результаты, полученные в ходе комплексной диагностики, позволили определить следующие направления коррекционно-психолого-педагогической работы с классом:

1.        Организация психолого-педагогической помощи школьникам, испытывающим трудности адаптации в условиях школы, включающая развитие у детей когнитивных умений и способностей, необходимых для успешного обучения в начальной школе (комплекс этих умений и навыков входит в понятие психологической готовности к школе).

2.        Психолого-педагогическая диагностика уровня школьной (дез)адаптации первоклассников с ЗПР с целью выявления детей с негативным отношением к школе, оценки общего уровня школьной мотивации по классу, отслеживания эффективности профилактической и коррекционно-развивающей работы.

3.        Проведение психолого-педагогического консилиума по итогам диагностики с разработкой стратегии и тактики сопровождения каждого ребенка и, в первую очередь, тех школьников, которые испытывают трудности в адаптации.

4.        Организация и проведение просветительской и консультативной работы с педагогами (очевидно, что успешность адаптации и дальнейшего обучения детей с ЗПР зависит от личностных особенностей педагога (А.В. Шетько))   [4] и родителями.

 

ЛИТЕРАТУРА

1. Балуева Е. Б. Психологическое сопровождение детей с задержкой психического развития / Е. Б. Балуева. М., 2000 [Электронный ресурс]. URL:http://www.yarchc.nordnet.ru/.

2. Дробинская О. А. Школьные трудности «нестандартных» детей / О. А. Дробинская.  М: «Школьная Пресса», 2006. 144 с.

3. Шевченко С. Г. Особенности запаса знаний и представлений об окружающей действительности детей с ЗПР к моменту поступления в школу / С. Г. Шевченко // Психодиагностика и коррекция детей с нарушениями и отклонениями развития: хрестоматия. Спб.: Речь, 2002. 240 с.

4. Шетько А. В. Влияние личностных особенностей учителя на успешность обучения детей с задержкой психического развития / А. В. Шетько [Электронный ресурс]. URL: http : //digital.1september.ru/