ОСОБЕННОСТИ РАБОТЫ ПСИХОЛОГА
ПО ФОРМИРОВАНИЮ ПРИНЯТИЯ ПОДРОСТКАМИ СВЕРСТНИКА
С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ *

 

Черкасова С. А.
Россия, г. Тула, Тульский государственный педагогический университет  им. Л. Н. Толстого

 

Инклюзивное образование: практика, исследования, методология: Сб. материалов II Международной научно-практической конференции / Отв. ред. Алехина С. В. М.: МГППУ, 2013

 

В Национальной образовательной инициативе «Наша новая школа», утвержденной Президентом Российской Федерации Д. А. Медведевым 4 февраля 2010 года, особое место отведено вопросу доступности образования для лиц с ограниченными возможностя­ми здоровья (ОВЗ). В рамках реализации этой кон­цепции разработана и утверждена программа конкрет­ных мероприятий на 2010‒2015 гг., в которой предус­матривается возможность получения образования для лиц с ОВЗ в любом из выбранных ими образователь­ных учреждений. Также в Концепции модернизации российского образования отмечается, что «дети с огра­ниченными возможностями здоровья должны обеспе­чиваться медико-социальным сопровождением и спе­циальными условиями для обучения в общеобразова­тельной школе по месту жительства».

Возникшее противоречие в отечественном образовании между актуальностью внедрения инклюзии и незначительностью успехов более чем двадцатилетнего периода с начала этого процесса (с 90-х годов ХХ в.) в нашей стране делает актуальной проблему становления и развития инклюзивного образования в  России. Среди основных препятствий на пути становления инклюзивного образования в России выделяют недостаточность разработки нормативно-правовой базы, экономические затраты, недостаток в профессиональных кадрах, готовых работать в данной системе и т. д. Однако более всего на интеграцию и развитие инклюзивного образования влияет психологическая неготовность общества к принятию людей с ограниченными возможностями здоровья, в основе которой лежат  негативные социальные установки, страхи, интолератность, низкая информированность об особенностях таких людей [1, 2, 3, 4]. Родители здоровых детей часто выражают протест против обучения в их классе «особых» учеников и прививают подобные установки своим детям, в результате часто ребенок с ОВЗ оказывается «белой вороной», аутсайдером, что сказывается как на самопринятии ученика, так и на адаптации его в школьной системе в целом. Подростковый возраст считается критическим в плане возникновения агрессивного и конфликтного поведения, школьной травли – буллинга. Психологами замечена и обратная взаимосвязь: позиция принятия, толерантности, эмпатии к «особым» ученикам, стремление оказать им помощь, формирующиеся при взаимодействии ребенка с особенностями в развитии с нормально развивающимися одноклассниками в едином образовательном пространстве,  снижают риск возникновения агрессивности, интолерантности у последних.

Однако готовность к принятию подростками сверстников с особенностями в здоровье не происходит естественным путем, необходимо проведение специальной работы по формированию готовности подростков к принятию сверстников с особенностями в здоровье, без чего невозможна успешная адаптация особого ребенка в коллектив сверстников и идей инклюзивного образования в целом.

Основная цель работы психолога по формированию готовности к принятию детей  с ОВЗ – это формирование установок понимания и принятия чужого мнения, толерантности, эмпатии, способности налаживать контакты; улучшение отношения подростков к людям с проблемами в здоровье, стремление показать, что ограниченные возможности не являются основанием для отторжения человека, что он такой же, как и все остальные, и должен иметь равные права и возможности.

В качестве основных задач можно выделить:

1) осознание собственной уникальности и уникальности других;

2) развитие  умения понимать чувства, эмоции, действия, отношение других людей;

3) овладение  умением сопереживать через установление эмоционального контакта и регулярного общения; 

4) информирование об особенностях людей с ОВЗ и о том, какие приспособления и условия позволяют им вести самостоятельную жизнь, информирование о жизни таких детей, их правах и возможностях, о том, какими видами спорта и творчества они могут заниматься.

Для реализации данной системы задач используются различные методы и формы работы психолога в образовании:

1)       тренинговые занятия, на которых используются ролевые игры, помогающие  лучше понять особенности людей с ОВЗ (например, «Слепой и поводырь»), игры и упражнения на формирование эмпатии и принятия Другого (например, упражнения «Друг для друга», «Мы так похожи»),  упражнения по работе с гневом, обидой (например, упражнения  «Копилка обид,  «Обиженный человек»,  «Детские обиды»); коммуникативные и перцептивные игры (например, «Зубы дареного коня», «Я знаю, что тебе снилось», «Мне не встать без твоей руки»);

2)       психологические дилеммы, которые могут использоваться как на классном часу, так и на тренинговых занятиях;

3)       совместные занятия для понимания особенностей людей с проблемами в развитии. На совместных занятиях поднимаются следующие темы, касающиеся людей с ограниченными возможностями: стереотипы по отношению к людям с ОВЗ; подходы к пониманию проблем инвалидности (традиционный, социальный); доступная архитектурная среда для людей с проблемами в здоровье; язык и этикет в общении с детьми с ОВЗ; возможности людей с ограниченными возможностями; инклюзивное образование. На занятиях используются интерактивные методы обучения ‒ ролевые игры, опросы, обсуждения, просмотр фильмов, проведение конкурсов. Активное включение в тему дает подросткам возможность прочувствовать разные ситуации, в которых может оказаться человек с проблемами в здоровье, на себе и самостоятельно сделать выводы, а также поделиться с другими своими мыслями;

4)       организация совместной деятельности подростков с детьми с ОВЗ на мероприятиях различного характера: культурно-массовых, трудовых, подготовка к учебной деятельности.

Работа психолога по формированию готовности принятия детей с особенностями в здоровье невозможна без взаимодействия с классным руководителем, родителями учащихся и администрацией. Классному руководителю всегда принадлежала стержневая роль в формировании личности ребенка, раскрытии его самобытности, способностей и потенциальных возможностей, в защите прав и отстаивании его интересов.          

Задачи классного руководителя в классе, где учится «особый» ученик:

1. Координация жизнедеятельности отдельной группы учеников (класса) с жизнедеятельностью общешкольного коллектива педагогов и детей.

2. Содействие максимально благоприятным организационным условиям учебно-познавательной деятельности группы учеников для успешности каждого учащегося, в том числе инклюзивного ребенка.

3. Обеспечение участия детей группы в разнообразной внеклассной деятельности школьного коллектива, гарантирующей разносторонность развития.

4. Создание ситуации успеха ребенка с особыми образовательными потребностями.

5. Установление взаимодействия с семьей ребенка с проблемами в здоровье на основании единой заботы о максимальном развитии данного учащегося.

6. Педагогическое наблюдение, рабочее диагностирование воспитанности детей и эмпатического принятия ребенка с отклонениями в развитии его одноклассниками, соответствующее педагогическое корректирование духовного развития, толерантного отношения каждого ученика вверенной группы.

Задачи, которые ставит перед собой школьный психолог при работе с классным руководителем, в классе которого есть «особый» ученик:

1)       обучить методам саморегуляции и отреагированию собственных отрицательных эмоций;

2)       выступить координатором сотрудничества триады «особый» ребенок – учитель – родитель», а также координатором эффективного взаимодействия всех учащихся класса;

3)       дать представления об особенностях психического развития инклюзивного ребенка, его особенностях поведения, оптимальных способах восприятия учебного материала;

4)       дать рекомендации по организации учебно-воспитательного  процесса в классе с инклюзивным ребенком, отслеживая эффективность данных рекомендаций;

5)       обучить эффективным средствам предотвращения и разрешения конфликтных ситуаций в классе, в том числе с участием «особого» ребенка и его родителей;

6)       способствовать самообразованию и самосовершенствованию классного руководителя в области специальной психологии и коррекционной педагогики.

При организации сопровождения родителей в условиях перехода к инклюзии мы считаем целесообразным  выделить три основные составляющие в работе с родителями:

- поддержка родителей детей с особыми образовательными потребностями при переходе к инклюзивному образованию;

- подготовительная работа с родителями здоровых детей;

- совместные занятия.

Основу работы с родителями здоровых детей должен составить цикл занятий, направленных на развитие толерантности. Родители  здоровых  детей часто  выражают  опасение в том, что развитие их ребенка может задерживаться присутствием тех, кто требует значительной поддержки.  Вполне типична ситуация, при которой родители здоровых детей не хотят  инклюзии, потому что боятся, что дети с инвалидностью окажут какое-то негативное влияние на их  здоровых детей. Основная причина страха в этом случае – стереотипы, барьеры, возникающие в условиях информационного цейтнота.

Таким образом, проведение целой системы специальной работы школьного психолога по формированию готовности к принятию подростками сверстника с ограниченными возможностями здоровья, позволит успешно адаптироваться последним, сформировать толерантную личность, способную к эмпатии, интенсивно вводить инклюзивное образование.

 

* Исследование выполнено при финансовой поддержке РГНФ, проект  № 12-16-71005 а/Ц.

 

ЛИТЕРАТУРА

1.    Арчакова Т. О. Инклюзия: задача для педагога [Электронный ресурс] // URL: http://psyjournals.ru/articles/21274.shtml.

2.    Вачков И. В. Здоровый школьник и ребенок-инвалид // Здоровье детей. № 2. 2004. С. 34‒37.

3.    Малофеев Н. Н. Почему интеграция в образование закономерна и неизбежна // Альманах ИКП РАО, № 11/2007.

4.    Сорокоумова, С. Н. Психологическое сопровождение инклюзивного образования дошкольников с ограниченными возможностями здоровья: Автореф. дис … д-ра психол. наук. Н. Новгород, 2011.