ОСОБЕННОСТИ ИЗУЧЕНИЯ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА
ДЛЯ ДЕТЕЙ С ОВЗ В ШКОЛЕ
Урусова Г. А.
Россия, г. Москва, ГБОУ ЦО № 1447 имени Н. А.Островского
Инклюзивное образование: практика, исследования, методология: Сб. материалов II Международной научно-практической конференции / Отв. ред. Алехина С. В. М.: МГППУ, 2013
В нашем обществе роль изучения иностранного языка очень велика. Родители детей с ограниченными возможностями здоровья стремятся дать им языковое образование. Мы занимаемся с детьми с синдромом Дауна в нашей школе пять лет. Накоплен определенный опыт, есть методические разработки, интересный дидактический материал. Надо учитывать, что все начиналось с нуля, было очень не просто, а порой и трудно. Но результат, который мы получаем, радует. Знание иностранного языка даже на элементарном уровне помогает нашим детям социализироваться, становиться более самостоятельными, не испытывать трудности в общении со сверстниками как в нашей стране, так и за рубежом, куда часто выезжают «особенные» дети со своими родителями. А социализация детей с ОВЗ является основной задачей инклюзивного образования.
На уроках иностранного языка формируются лексические умения в ходе выполнения упражнений, которые обеспечивают запоминание новых слов и выражений и употребление их в речи. Используются информационно-коммуникационные технологии, что позволяет «особенному» ребенку с удовольствием заниматься английским языком. Создание благоприятного психологического климата, использование здоровьесберегающих технологий, адаптированной программы с учетом особенностей психофизического развития и возможностей таких детей, иллюстративного и аудиоматериала, интерактивных элементарных заданий на CD и ситуации успеха просто необходимы на каждом уроке, чтобы ребенок с ОВЗ почувствовал радость от малого, но хорошо выполненного задания. Все это делает учебный процесс более увлекательным и эффективным. У ребенка не должно возникать ощущения того, что его усилия напрасны. На уроках учащегося нужно хвалить, подбадривать, иногда ‒ помочь найти правильный ответ.
При овладении диалогической речью в ситуациях повседневного общения ребенок учится вести элементарный диалог побудительного характера: отдавать распоряжения, предлагать сделать что-либо. Разнообразие упражнений и игр помогает ребенку легче и быстрее запомнить изучаемый материал, а это ведет к расширению лингвистического кругозора: помогает освоить элементарные лингвистические представления, доступные и необходимые для овладения устной и письменной речью на английском языке. На примере занятия с ребенком с синдромом Дауна можно показать методы и приемы, которые мы применяем, занимаясь по авторской программе Биболетовой М. З. и др., адаптированной с учетом особенностей психофизического развития и возможностей ребенка с ОВЗ (УМК «Enjoy English» для 2 класса общеобразовательной школы).
Урок английского языка «Hello, English!»
Первый год обучения
Основные задачи:
1. Формирование лексических умений ‒ знакомство с новыми лексическими единицами по теме «Школа».
2. Развитие речевых умений в говорении по теме, а именно:
‒ учить рассказывать о том, что имеешь, используя речевой образец: «I have got…» с опорой на модели и картинки;
‒ учить отдавать распоряжения: «Takeapen, please!»
Ход урока:
1. Упражнение № 1 «Расскажи, что есть в твоем портфеле!»
Новые слова вводятся понятными и эффективными способами. Развитие речевой и языковой компетенции подразумевает соотношение новых слов с предметами на картинках, а затем распознавание и употребление в речи изученных лексических единиц (слов, словосочетаний, речевых клише) и даже грамматических явлений. Используя модель «I have got a...», учитель называет школьные принадлежности по-английски, показывает картинки или предметы, а ученик повторяет. Затем можно предложить ребенку показать предметы, которые называет учитель. Использование моделей предложений очень важно для постепенного развития мышления, внимания, памяти, восприятия и воображения «особенного» ребенка:
I have got a bag.
I have got a textbook.
I have got a pen.
I have got a pencil.
2. Выполнение упражнения № 2.
«Помоги медвежонку Billy собрать портфель в школу».
Скажи, что ему нужно взять собой:
‒ Billy, take a pen, please!
‒ Billy, take a pencil, please!
‒ Billy, take a bag, please!
‒ Billy, take a textbook, please!
В этом упражнении ребенок учится высказывать пожелания, отдавать распоряжения или давать совет, закрепляя лексические умения по теме «Школа». Развитие метапредметных умений предполагает умение действовать по образцу при выполнении упражнений и составлении элементарных высказываний. Таким образом, достигается минимально достаточный уровень коммуникативной компетенции, ведь приоритетом на первом этапе изучения иностранного языка является формирование речевых умений в говорении.
3. Повторяем буквы английского алфавита. На доске – таблица «ABC»
Выполнение упражнения № 3. Назови буквы английского алфавита.
При выполнении такого задания идет развитие языковых, интеллектуальных и творческих способностей учащихся.
Если ребенку трудно сделать это упражнение, тогда можно поработать с яркими карточками алфавита. Учитель говорит:
‒ «Take the letter «B», please! Show me the letter!»
Так как внимание особенного ребенка не может долго концентрироваться на выполнении однообразных и утомительных упражнений, для переключения внимания можно использовать игровые ситуации и занимательные сюжеты, применив обучающие программы на компьютере, ‒ СD «Алик. Моя первая английская азбука» (издательство «Руссобит», г. Москва), «Алиса: английский в стране чудес» или «Клиффорд учится читать по-английски» (издательство «Новый диск», г. Москва).
Знакомство с английским алфавитом и новыми словами происходит в игровой форме, здесь много красочных картинок и веселых анимаций по каждой букве и слову, отличная 3Д-графика, знакомые персонажи и фантастическая атмосфера, иллюстрированный английский словарь, самая нужная и полезная лексика, голосовые и анимационные подсказки, много мини-игр.
4. После игры можно еще раз повторить лексику урока по теме «Школа», используя пропись-раскраску «Мои первые английские слова» из серии «Обучение и развитие» (издательство «Юнипресс», Минск) или полезную раскраску «Мои первые слова на английском» (издательство «Астрель», Москва). Это задание нацелено на развитие памяти и моторики мелких мышц особенного ребенка, а также формирует положительные мотивации учащегося, так как «ситуация успеха» присутствует при выполнении уже знакомых ему заданий.
5. В конце урока можно предложить ребенку вспомнить цвета, показывая цветные карандаши или картинки с ними «Соlours».
Ребенок раскрашивает рисунки по теме «School», повторяя при этом цвета и названия школьных предметов, с которыми он познакомился на уроке.
Итоги:
Все эти задания для формирования и развития речевых умений в говорении на уроке являются коммуникативными, т. е. в их выполнении есть коммуникативный смысл, формируется социокультурная компетенция, а значит, впоследствии будет выход в реальное общение и постепенная социализация в иноязычной культуре. И добавим, что в нашей работе с особыми детьми мы используем принцип 3 «с»: соучастие, сопереживание и содействие.