ТЬЮТОР ДЛЯ ДЕТЕЙ С СИНДРОМОМ ДАУНА
(Из опыта работы)

 

Преображенская Л.
Россия, г. Москва, Центр ранней помощи Благотворительного фонда «Даунсайд Ап»

 

В последнее время для детей-инвалидов с интеллектуальными и ментальными нарушениями в нашей стране появилось больше возможностей для  обучения.  Наряду с традиционными коррекционными образовательными учреждениями VIII вида, привычным стало  и обучение этой категории детей в инклюзивных школах. Но далеко не всегда ребята выдерживают испытание инклюзией. Так, в частности, сказывается недостаточная дошкольная подготовка особых учеников, уже в начальных классах у них становятся заметными нехватка базовых знаний, недостаточная социализация, отсутствие навыков общения.  Да и внутри самих школ с появлением особых детей тут же возникают проблемы с их «принятием» в коллектив обычно развивающихся одноклассников.

Как преодолеть эти временные сложности на пути прогресса? В том, что инклюзия ‒  это, безусловно, прогресс, уже никто не сомневается. Правда, зарубежный опыт не всегда совместим с традициями и особенностями российской образовательной системы, а  отечественных методических наработок в области инклюзии катастрофически не хватает. В связи с этим налицо необходимость приобретения актуального опыта, который позволил бы развивать инклюзивное образование в современных российских условиях, предоставлять возможности для адаптации и обучения всех категорий учеников, в том числе детей с интеллектуальной недостаточностью. 

 

Таким образом, отвечая на этот актуальный запрос, с 2009 года в Центре ранней помощи благотворительного фонда «Даунсайд Ап» начала работать группа подготовки к школе, которая ставила своей целью облегчить детям с синдромом Дауна переход из дошкольного образовательного учреждения в школу. Высокая концентрация в одном месте специалистов-практиков, работающих с детьми с синдромом Дауна на протяжении уже 15 лет и досконально изучивших за это время их физиологические и психологические особенности, позволила создать уникальную в своем роде учебную группу, где не только готовят детей к последующему обучению в школе, но и нарабатывают методический материал, апробируют различные педагогические практики работы с этой категорией детей.

 

Занятия группы подготовки к школе проходят в центре «Даунсайд Ап» один раз в неделю, в  условиях, максимально приближенных к школьному обучению (3 урока, две перемены, наличие школьной доски и парт для занятий) с 10.00 до 14.00. Так сложилось, что уже на второй учебный день стало понятно, что без сильной индивидуализации процесса обучения, а в частности без помощи тьютора, даже в коллективе всего из 9 детей с синдромом Дауна нам, педагогам, не обойтись. Необходимость этого решения позднее была подтверждена также результатами анкетирования родителей, воспитателей детских садов и учителей некоторых московских  школ. Выяснилось, что, по мнению опрошенных, многие психофизиологические особенности учеников с синдромом Дауна в недостаточной степени учитываются школьными педагогами. Зачастую, столкнувшись во время урока с неадекватным поведением особых детей, учителя пугаются и не знают, чем и как помочь себе и ребенку. Многие преподаватели отмечают, что в свободной деятельности, на перемене они смогли бы найти способ успокоить ребенка, но жесткие рамки урока не дают им этого сделать. А тьютор, по мнению большинства опрошенных, как раз тот специалист, который смог бы облегчить им проведение урока.

 Таким образом, введение тьютора на уроки группы подготовки к школе стало не просто модной тенденцией, а своего рода жизненной необходимостью, к тому же подкрепленной авторитетным мнением родителей учеников и педагогов-практиков.

Так с первых же дней существования группы в состав педагогов был введен тьютор. По необходимости тьютор, или, как иногда его еще называют, ассистент педагога, помогал особенным ученикам концентрировать свое внимание на уроке, следовать принятым в школе правилам, соблюдать основные принципы классно-урочной системы, различать по назначению урок и перемены, поднимать руку при желании ответить, выходить к доске по просьбе учителя. Большую помощь ассистент педагога оказывал своим подопечным и в выстраивании адекватного общения с одноклассниками, преодолении гиперактивного, а иногда и агрессивного поведения.

Тьютор помогал удержаться в классе самым сложным ученикам, уделяя им большее количество так необходимого им внимания, а остальные дети в это время имели возможность слушать учителя, поскольку урок больше не прерывался и преподаватель продолжал успешно работать. Как показала практика, при наличии девяти учеников с синдромом Дауна в классе достаточно двух тьюторов. При этом рассадка детей в классе должна быть такова, чтобы особо нуждающиеся в помощи дети сидели в крайних рядах и рядом с ними всегда находился помощник, а более самостоятельные ‒ в центре класса, за первыми партами и чтобы необходимую помощь им оказывал ведущий занятие педагог, поскольку им требуется меньший объем помощи.

Перед началом занятий были сразу четко разделены компетенции тьютора и педагога. За преподавание отвечал в основном педагог, а тьютор предоставлял ему информацию о поведенческих особенностях ученика и особенностях усвоения им учебного материала. Также тьютор помогал педагогу корректировать учебный план  в соответствии с выявленными особенностями учащегося.

В этой работе ассистент педагога опирался на знание физиологических особенностей детей с синдромом Дауна и на свой предыдущий опыт работы в качестве ведущего групп игрового взаимодействия детей 3‒5 лет. Учитывая сильные и слабые стороны учащихся с синдромом Дауна, тьютор в процессе работы имел возможность выбирать варианты взаимодействия с учениками. При этом нельзя утверждать, что любой выбранный им вариант взаимодействия с ребенком автоматически становился эффективным. Как и в любом деле, в работе помощника педагога случались и удачи, и ошибки.

Перед началом работы все тьюторы должны были ближе познакомиться со своими подопечными, сформировать доверительные отношения, вызвать симпатию. Ведь не секрет, что в подобной работе эмоциональная составляющая играет большую роль. Одна лишь симпатия к помощнику педагога способна побудить ребенка к нормализации своего поведения. Многие дети, выполняя задание, следили за реакцией тьютора, ждали его похвалы, одобрения. Верно выявленный интерес ребенка (его любимый герой мультфильма, игрушка, пристрастие к чему-то) часто помогал, например мотивировал к учебе.

Важным методом в своей работе наши тьюторы считали метод наблюдения за тьюторантом. Они старались замечать характерные для своего подопечного формы поведения и фиксировать даже малейшие их изменения. Дальнейший совместный с педагогами и психологами анализ динамики поведения ребенка позволял им выделять ростки нового поведения, а не просто списывать изменения в поведении на случайное совпадение  факторов – настроения, погодных условий, симптомов болезни и т.п. Однажды, когда на уроке мальчик Игорь вдруг отказался выполнять задание педагога (а его мама объясняла подобное поведение упрямым характером сына и плохим самочувствием), тьютор, взаимодействуя с Игорем, постепенно выявил причину капризов ребенка. Оказалось, что тот просто не понимал задания учителя, поскольку педагог  не подкреплял их в достаточном количестве наглядным материалом. Позднее тьютор стал демонстрировать мальчику на парте картинки, и поведение ребенка со временем скорректировалось.

Часто учителя прибегали к помощи тьютора  в ситуации, когда дети начинали вести себя асоциально. Например, когда  из-за сильного внутреннего напряжения,  особенные ученики могли начать громко кричать на уроке, ходить по классу, кусаться. Вовремя заметив изменения в поведении ребенка, тьютор мог быстро сменить ему задание, дать какое-либо поручение, тем самым, поменяв вид деятельности, предотвратить неминуемый приступ плохого поведения. Эмоциональная реакция тьютора на происходящее у доски, демонстрируемая им заинтересованность также способствовали привлечению легко отвлекающихся, непростых в поведении детей к уроку. Ассистент педагога здесь выступал как образец правильного поведения для ребенка. Ученик в такой ситуации начинал действовать исходя из посыла ‒ «если ему интересно, то и мне тоже». Случалось и так, что ребенок просто не мог находиться в классе, пытался выйти, своим шумным поведением мешая учителю и одноклассникам. Тогда тьютор ненадолго выходил с ребенком из класса, успокаивал его в другом помещении, а потом снова возвращал в класс.

Все эти примеры практической работы тьютора на уроке ‒ безусловные доказательства необходимости введения такого помогающего специалиста в школьную  систему обучения и воспитания детей с ОВЗ. Введение помощников педагогов в школы, где обучаются дети с особенностями интеллектуального развития, с проблемами в эмоционально-волевой сфере, поможет эффективнее использовать обучающий ресурс этих школ; позволит учитывать при обучении весь спектр сохранной части интеллекта ребенка, повысит его восприимчивость к преподаваемому материалу, что улучшит уровень его жизни в целом. Именно для этой категории детей институт тьюторства в России необходим и, в прямом смысле этого слова, жизненно важен. Ведь если в школе таким детям не будет оказываться достаточная индивидуализация в образовании, не будут в достаточной мере учитываться их индивидуальные особенности развития (а без тьюторства, как системы, этого не случится), то дверь в образование для таких детей будет оставаться по-прежнему лишь приоткрытой. И большое количество детей, а затем и взрослых людей с инвалидностью останется, как и прежде, без достойного образования, следовательно, в стороне от нормальной жизни.