ВОПРОСЫ ОБУЧЕНИЯ  УЧАЩИХСЯ С ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ
НЕДОСТАТОЧНОСТЬЮ  В ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЕ,
РЕАЛИЗУЮЩЕЙ ИНКЛЮЗИВНУЮ ПРАКТИКУ

 

Медведева М. А.
Россия, г. Москва, ГБОУ Центр образования № 1447 им. Н. А. Островского

 

Инклюзивное образование: практика, исследования, методология: Сб. материалов II Международной научно-практической конференции / Отв. ред. Алехина С. В. М.: МГППУ, 2013

 

Современная реформа образования требует новых подходов к воспитанию и обучению подрастающего поколения. Большое внимание государство уделяет проблемам лиц с ограниченными возможностями здоровья.

Конституцией Российской Федерации, Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации» закрепляется право каждого человека на образование. При этом «создаются условия для получения без дискриминации качественного образования лицами с ограниченными возможностями здоровья, для коррекции нарушений развития и социальной адаптации, оказание ранней коррекционной помощи на основе специальных педагогических подходов и наиболее подходящих для этих лиц языков, методов и способов общения и условия, в максимальной степени способствующие получению образования определенного уровня и определенной направленности, а также социальному развитию этих лиц, в том числе посредством организации инклюзивного образования лиц с ограниченными возможностями здоровья» [1].

Федеральный закон «Об образовании» определяет понятие «инклюзивное образование» как «обеспечение равного доступа к образованию для всех обучающихся с учетом разнообразия особых образовательных потребностей и индивидуальных возможностей»[1].

Возможность учиться и общаться со здоровыми сверстниками для учащихся, имеющих недостатки развития, позволяет в дальнейшем учиться жить и действовать так, как это принято в окружающем мире, легче адаптироваться в жизни.  Для здоровых  учащихся общение с такими детьми позволяет быть терпимее и доброжелательнее в отношении к ним.

В состав учащихся с ограниченными возможностями здоровья входят дети с интеллектуальной недостаточностью. В силу своих психофизических особенностей такие дети не могут обучаться по программам и учебникам массовой школы. Неспособность к отвлеченным обобщениям, к установлению связей и зависимостей, к анализу и синтезу, недостаточность процессов сравнения, слухового и зрительного восприятия, нарушения пространственной  ориентировки, моторики значительно замедляют процесс усвоения учебного материала.

Дети с интеллектуальной недостаточностью медленнее усваивают учебный материал, им необходимы многократные повторения изученного, подбор наглядных средств, игровые формы обучения, применение специальных методов и приемов работы, что требует участия специалистов – дефектологов (олигофренопедагогов), логопедов, психологов.

Обучение детей с интеллектуальной недостаточностью в массовой школе требует решения многих вопросов.

1. Готовность педагогических кадров к обучению таких детей.

Один из вариантов подготовки педагогов к работе с детьми с ОВЗ – курсы повышения квалификации, но краткосрочные курсы повышения квалификации редко меняют подходы к обучению и воспитанию детей с интеллектуальными нарушениями в массовой школе. Непонимание педагогами особенностей и возможностей умственно отсталого ребенка и необходимости использования специальных методов и приемов в работе с ними  вызывает огромное количество вопросов  учителей  массовой школы к специалистам коррекционно-развивающей педагогики. Эффективность обучения детей с нарушением интеллекта в инклюзивной школе во многом зависит от взаимодействия учителя и специалистов, а также использования  всего арсенала  требуемых  вспомогательных средств и организации коррекционно-образовательного процесса.  Поэтому подготовка педагогических кадров  для инклюзивных школ должна осуществляться в педагогических учреждениях профессиональной педагогической подготовки, где студенты смогут получить основы специальных знаний, а для работающих педагогов ‒ это факультеты  переподготовки кадров.

2. Отсутствие учебных программ, учебников и учебных пособий для обучения детей с интеллектуальными нарушениями в инклюзивной школе.

Имеющиеся учебные программы под ред. И.М. Бгажноковой и под ред. В.В. Воронковой и учебники разработаны для коррекционных учреждений VIII вида и могут только частично использоваться в школах, реализующих инклюзивное образование. Программы  общеобразовательной школы и программы коррекционных учреждений VIII вида имеют различия:

·      По содержанию, по  темпу  прохождения программы.

Например, освоить частично учебный материал по программе 1-го класса общеобразовательной школы ребенок с интеллектуальной недостаточностью может только хорошо подготовленный к школе: читающий, пишущий.  В принципе, уже владеющий учебным материалом 1-го класса коррекционной школы VIII вида. Но и для него при подборе учебного материала используются специальные методы и приемы, применяемые специалистами.

·  Недостаточное количество часов на изучение отдельной темы учащимися с интеллектуальными нарушениями.

·  Многие темы сложны для понимания умственно отсталыми детьми.

·  Многообразие учебно-методических комплексов, включающих учебные программы, учебники и учебно-методические пособия.

Решая  данный  вопрос,  специалисты  Центра  образования   № 1447 г. Москвы  адаптировали учебные программы для коррекционных школ VIII вида и общеобразовательной школы, при создании которых:

·      учитывался уровень особенного ученика, его стартовые возможности;

·      учитывались психофизические особенности ребенка;

·      конкретизировался учебный материал;

·      был определен объем учебного материала (учебная нагрузка).

В адаптированном  варианте планирования темы разбили на три группы: необходимые для изучения, предложенные в варианте ознакомления, и темы, недоступные для изучения. По  каждой изучаемой теме специалисты разработали задания и упражнения, что помогает  учителям в отборе необходимого материала к урокам для детей с интеллектуальной недостаточностью. Задача специалистов: создание всех условий для того, чтобы особенный ребенок (в частности, ребенок с интеллектуальной недостаточностью) в инклюзивной школе обучался в своем темпе, в соответствии со своими возможностями и уровнем знаний.

В школе, реализующей инклюзивное образование, знания  по основным предметам (математика, русский язык, чтение) ребенок с интеллектуальной недостаточностью  получает на занятиях со специалистом-дефектологом. В классе учитель не может ему обеспечить тот же уровень из-за несоответствия изучаемых тем, отсутствия адаптированных  учебных пособий и трудностей в усвоении учебного материала детьми с интеллектуальными нарушениями.

С целью наибольшей эффективности обучения на основе адаптированных  программ в школе были разработаны учебные пособия для детей с ограниченными возможностями. Это рабочие тетради для работы в классе и дома.

Рабочие тетради включают в себя упражнения  и задания, направленные на отработку изучаемого материала и закрепление знаний и умений, полученных на индивидуальных занятиях. При составлении тетрадей  учитывались  особенности ребенка с интеллектуальной недостаточностью и его возможности. Упражнения  разнообразны, интересны для ученика, дозированы по объему. Каждое  задание несет  коррекционную направленность и рассчитано на самостоятельное выполнение.

Рабочие тетради дают  возможность детям с особыми потребностями, включая детей с интеллектуальной недостаточностью, получать систематизированное, дозированное и доступное по содержанию обучение.

3. Немаловажным моментом является оценивание учащихся с интеллектуальными нарушениями.

В общеобразовательной школе предметное обучение и уровень образованности учащихся должны соответствовать ФГОС,  для детей с нарушениями интеллекта такой уровень требований недоступен. В  основе оценки учащегося с ОВЗ ‒ принцип положительного стимула к посещению занятий по предмету, выполнению посильных заданий, а также  к дальнейшему общению с учителем и со сверстниками.

Система инклюзивного образования в России получает широкое распространение. Много вопросов возникает по организации обучения и воспитания детей с ограниченными возможностями здоровья. Много разнообразных подходов к их обучению разрабатывается педагогами страны, способствующих получению качественного общего и профессионального образования, успешной социализации и полноценному участию в жизни общества и профессиональной деятельности.

 

ЛИТЕРАТУРА

1. Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».