ИСПОЛЬЗОВАНИЕ КОЛЛЕКТИВНЫХ И СПОРТИВНЫХ ИГР
КАК ЭФФЕКТИВНЫЙ СПОСОБ ОРГАНИЗАЦИИ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ
И ВКЛЮЧЕНИЯ ДЕТЕЙ С РАССТРОЙСТВАМИ АУТИСТИЧЕСКОГО СПЕКТРА
 В ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ ПРОСТРАНСТВО

 

Липко А.О.
Россия, г. Ростов-на-Дону, ГКОУ РО школа-интернат II вида № 48, Ресурсный центр

по сопровождению инклюзивного образования детей с ограниченными возможностями здоровья

 

Инклюзивное образование: практика, исследования, методология: Сб. материалов II Международной научно-практической конференции / Отв. ред. Алехина С. В. М.: МГППУ, 2013

 

Основная проблема обучения в школе детей с аутизмом  ‒ трудности с произвольной регуляцией поведения, соблюдением правил, с концентрацией внимания, в мотивационной и волевой сферах, неумение выстраивать взаимоотношения. Для развития этих компонентов требуется специально организованная работа, которая бы развивала способность аутичного ребенка адекватно оценивать значение происходящего и организовывать поведение в соответствии с этим значением.

Подвижные игры и спортивные упражнения  помогают в развитии произвольной и эмоционально-волевой регуляции, наличие опыта положительного взаимодействия, сплоченности благоприятно сказывается не только на ребенке с расстройством аутистического спектра (РАС), но и на его нормативно развивающихся сверстниках (одноклассниках).

Специально подобранные  игры, упражнения должны вызывать интерес у всех детей, но в тоже время они заполняют пробел в недостаточном развитии физического и психологического компонентов ребенка с аутизмом.

Игры с правилами  помогают детям проявлять самостоятельность, учиться контролировать свое поведение, выполнять правила, ждать своей очереди. Именно в играх с правилами появляется мотивация на победу, все это немаловажно для всех детей, в том числе и для ребенка с РАС. Также физические игры повышают общую активность детей, снимают патологическое напряжение, развивают координацию движений, позитивный заряд эмоций.

Благодаря использованию различных вариантов упражнений, изменения задания, темпа и условий, в которых они выполняются, развивается способность быстрой перестройки и приспособления к изменяющимся условиям окружающей среды, что немаловажно для детей с аутизмом, которые с трудом адаптируются к любой непредсказуемой ситуации.

Для включения ребенка с расстройством аутистического спектра в совместную игру необходим такой компонент, как эмоциональное заражение. Больше всего эмоциональное заражение происходит в активных, коллективных играх, когда в них есть эпический конец или какой-то эпический элемент, где будет всплеск эмоций, это может быть соревновательный момент (к примеру, сначала все разбегаются в стороны, а потом по команде должны вернуться на свои места) или изменение темпа в игре. Подключаясь к совместным играм, ребенок, находясь в эмоциональном всплеске радости, направляет свое внимание на достижение цели (цель может быть конкретно его собственная, а может соответствовать цели игры, ‒ главное, что это совместная деятельность), а не на способ выполнения движений. Он действует целеустремленно, приспосабливаясь к игровым условиям, проявляет ловкость, тем самым опираясь на тот эмоционально включенный промежуток времени, который для него приемлем, исходя из своего ресурсного потенциала совершенствует еще и координацию движений.

Таким образом, специально подобранные (с учетом индивидуальных особенностей младших школьников) коллективные и спортивные игры приводят к положительной динамике в социализации и интеграции в обществе, а также успешному обучению в школе не только ребенка с РАС, но и его нормативно развивающихся одноклассников.