Enter Title

НЕКОТОРЫЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ОРГАНИЗАЦИИ ОБУЧЕНИЯ ДЕТЕЙ
С МЕНТАЛЬНЫМИ НАРУШЕНИЯМИ  В ИНКЛЮЗИВНОМ ОБРАЗОВАНИИ

 

Лебедева А. В.
Россия, г. Москва, ГАОУ ВПО МИОО

 

Инклюзивное образование: практика, исследования, методология: Сб. материалов II Международной научно-практической конференции / Отв. ред. Алехина С. В. М.: МГППУ, 2013

 

Право ребенка с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) на получение образования закреплено в ряде нормативных правовых международных и государственных документов [1,2,3,5,6,7,8]. К ожидаемым результатам реализации государственной программы Российской Федерации «Доступная среда» относится «увеличение количества школ, в которых создана универсальная безбарьерная среда, позволяющая обучаться совместно инвалидам и детям, не имеющим нарушения развития» [4].

Группа школьников с ОВЗ неоднородна, в нее входят дети с разными нарушениями психического и (или) физического развития. Значительную категорию составляют дети с ментальными нарушениями. Известно, что у детей названной категории отмечается стойкое, необратимое нарушение интеллектуального развития, возникающее на ранних этапах онтогенеза вследствие органической недостаточности ЦНС. Дети с нарушениями интеллекта имеют ряд специфических особенностей, которые проявляются: в отставании сроков и темпе развития; инертности, пассивности, отмечаемых во всех сферах жизнедеятельности ребенка; существенном недоразвитии моторных и речевых функций; несформированности когнитивной деятельности; примитивности интересов, потребностей, мотивов; снижении познавательного интереса; нарушении эмоционально-волевой сферы. Степень проявления этих нарушений варьирует от легких до глубоких форм.

Анализ имеющихся трудностей в практике инклюзивного образования детей с ментальными нарушениями позволяет убедиться в том, что эта категория детей с ОВЗ имеет особые образовательные потребности, определяемые спецификой нарушения психического развития. Данное обстоятельство требует создания специально организованной образовательной среды. В этой связи мы можем предложить некоторые рекомендации по организации обучения детей с ментальными нарушениями в системе общего образования.

1. Включение ребенка с ментальными нарушениями в общеобразовательную среду должно осуществляться с учетом выбора и согласия родителей.

2. Необходимо обязательное обследование ребенка с нарушениями интеллекта на ПМПК. Комплексное изучение ребенка осуществляют подготовленные специалисты: дефектолог, педагог-психолог, логопед, специалисты медицинского профиля. При этом выявляются и оцениваются не только базовые параметры психического развития ребенка: регулятивный, когнитивный, аффективный, но и его возможности, трудности и ограничения.  Основная задача членов ПМПК заключается не в выставлении медицинского диагноза, а в выборе индивидуального образовательного маршрута для каждого ребенка с учетом его возможностей. По результатам обследования составляется индивидуальная программа обучения, в которой прописываются условия включения ребенка с ментальными нарушениями в общеобразовательное учреждение (частичное ‒ на ряде уроков, полное ‒ в течение всей недели, определяется объем учебного материала, дидактические условия, техническое оснащение, обязательное сопровождение специалистами коррекционного и (или) медицинского профиля). Основой для индивидуальной программы обучения могут стать учебные планы и программы СКОШ VIII вида.

3. В образовании ребенка с ментальными нарушениями ведущую роль должны занимать предметы, направленные на формирование и развитие его жизненной компетенции на всех ступенях обучения. Усвоение навыков элементарной грамоты, счета, естествоведческих, обществоведческих знаний и т.п. может совпадать со спецификой широко используемого в условиях общеобразовательного учреждения спектра коррекционных технологий (психологического сопровождения, логопедических занятий). Необходимо ввести в содержание обучения ребенка с ментальными нарушениями специальные разделы, не присутствующие в программах образования нормально развивающихся сверстников.

4. Наиболее предметно следует рассматривать вопросы дальнейшей социальной адаптации учащихся с нарушениями интеллекта. Важную роль в этом процессе должны выполнять уроки трудового обучения. В условиях СКОУ VIII вида накоплен большой опыт обучения детей названной группы трудовым навыкам, осуществляемый на таких предметных уроках, как домоводство, СБО, профильный труд. Этот опыт может быть заимствован общеобразовательными учреждениями. В этих целях необходимо создавать в учреждениях с инклюзивной формой образования соответствующую материальную среду. В случае если на базе общеобразовательного учреждения, где обучается ребенок с нарушениями интеллекта, таких условий создать невозможно, то между данной школой и СКОУ VIII вида заключается договор, по которому ребенок, сопровождаемый специалистами, включается в трудовое обучение согласно выбранному профилю.

5. Для адекватной подготовки детей с ментальными нарушениями к условиям обучения в общеобразовательной школе представляется целесообразным их предварительное включение в систему специального образования (дошкольного или I ступени обучения), что позволит провести своевременную коррекционную работу с ребенком на более ранних этапах развития.

6. Важную роль играет кадровое обеспечение общеобразовательных учреждений, организующих обучение детей с ментальными нарушениями. В этой связи необходимо осуществлять работу по профессиональной подготовке и переподготовке (повышении квалификации) всего педагогического коллектива общеобразовательных учреждений, реализующих инклюзивный поход. Целью организации специальной подготовки педагогов разной ступени обучения является формирование профессиональной компетентности, способности целесообразно выбирать и пользоваться технологиями в работе с детьми с ментальными нарушениями, а также развитие готовности к партнерскому междисциплинарному взаимодействию, творческому сотрудничеству со всеми специалистами образовательной среды.

7. В связи с неоднородностью состава детей с ментальными нарушениями, наличием резко выраженных отклонений в интеллектуальной сфере, сочетающихся с другими нарушениями развития (сенсорными, двигательными, поведенческими и др.), полагаем, что эта категория детей должна проходить через систему специального образования, т.к. им требуется значительный объем коррекционной помощи со стороны специалистов.

Представленная позиция, на наш взгляд, не противоречит основному смыслу, вкладываемому в понятие «инклюзивное образование», предполагающее понимание и удовлетворение различных образовательных потребностей всех категорий детей с ОВЗ как общих с нормально развивающимися сверстниками, так и особых, определяемых характером нарушения их психического развития.

 

ЛИТЕРАТУРА

1.     Конвенция ООН о правах ребенка. Принята резолюцией 45/25 Генеральной Ассамблеи ООН от 20.11.1989.

2.     Конституция Российской Федерации (ст. 43).

3.     Письмо Министерства образования и науки РФ от 18.04.2008 № АФ-150/06 «О создании условий для получения образования детьми с ограниченными возможностями здоровья и детьми-инвалидами».

4.     Постановление Правительства РФ от 17.03.2011 N 175 «О государственной программе Российской Федерации «Доступная среда» на 2011‒2015 годы».

5.     Саламанкская декларация о принципах, политике и практической деятельности в сфере образования лиц с особыми потребностями, от 10.06.1994. Испания, Саламанка.

6.     Федеральный закон «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» от 24 ноября 1995 г. № 181-Ф (ст. 18).

7.     Федеральный закон от 24 июля 1998 г. N124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации».

8.     Федеральный закон Российской Федерации от  29 декабря 2012 г.  № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».