РАЗВИТИЕ ТОЛЕРАНТНОСТИ У ДЕТЕЙ ПОДРОСТКОВОГО ВОЗРАСТА
КАК АКТУАЛЬНАЯ ПРОБЛЕМА ИНКЛЮЗИВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

 

Ларионова С.В.
Россия, г. Москва, ГБОУ СОШНО № 367

 

Инклюзивное образование: практика, исследования, методология: Сб. материалов II Международной научно-практической конференции / Отв. ред. Алехина С. В. М.: МГППУ, 2013

 

В современном мире интеграция детей с особыми образовательными потребностями в массовые образовательные учреждения – это глобальный общественный процесс, затрагивающий все высокоразвитые страны, в том числе и Россию. В основе этого процесса  лежит готовность общества и государства переосмыслить всю систему отношения к лицам с ограниченными возможностями здоровья, с целью реализации их прав на предоставление равных с другими возможностей в разных областях жизни, включая школьное образование [1].

Важным условием эффективности инклюзивного образования является целенаправленное формирование в обществе толерантного отношения к детям с ограниченными возможностями здоровья [2].

До недавнего времени в нашей стране проблема толерантности школьников  оставалась без внимания.  Детей делили  на «больных» и «здоровых», такое разделение  противоречило представлениям о гуманности.

Развитие  толерантности как качества личности начинается в раннем детстве. В то же время пристальное внимание к активизации этого качества  необходимо проявлять  в подростковом возрасте, когда формируется взрослость, когда сознание и самосознание дозревают до соответственного уровня, и подростки создают, в границах самоопределения, собственную идентичность, осваивают различные социальные роли.

Толерантность как психологический феномен имеет достаточно короткую историю изучения в отечественных исследованиях.

 А. Г. Асмолов рассматривает толерантность в таких контекстах, как эволюционно-биологический, этнический, политический, психологический и педагогический. По его мнению, в зависимости от контекста смысловые оттенки понятия «толерантность» отличны [3]. А.Г. Асмолов полагает, что понятие толерантности целесообразно рассматривать как устойчивость к конфликтам,  что отношение к толерантности как к терпимости слишком узкое, такая интерпретация вызывает ряд недоразумений в семантическом понятии этого термина.

С. К. Бондарева основное внимание обращает на такие понятия, как внешняя и внутренняя толерантность. Она рассматривает толерантность как результат развития и саморазвития – собственный выбор и позиция, способствующие принятию другого и сохранению внутреннего равновесия системы (индивида, общества). В связи с этим ею выделяются два вида толерантности: внешняя и внутренняя.

Внешняя толерантность – убеждение, что другие люди могут иметь свою позицию, способны видеть вещи с иных точек зрения, учитывать разные аспекты и аргументы. Внешняя толерантность как социальное качество характеризует культуру отношений в обществе, построенную на важных принципах, таких как отказ от насилия, принятие другого, подчинение законам.

Внутренняя толерантность – способность сохранять равновесие к различным неожиданным ситуациям: к конфликтам, неопределенности, риску, стрессу; способность принимать решения и действовать в этих условиях, даже если не известны все факты и возможные последствия [4].

В. В. Бойко ввел понятие «коммуникативная толерантность». Под коммуникативной толерантностью он понимает характеристику отношений личности к людям, показывающую степень переносимости ею неприемлемых психических состояний, качеств и поступков партнеров по коммуникативному взаимодействию [5].

 Механизм возникновения и проявления коммуникативной толерантности связан с явлением эмоционального отражения личных различий. В механике коммуникативной толерантности решающую роль играет совместимость или несовместимость одноименных качеств партнеров – интеллекта с интеллектом, характера с характером, привычек с привычками, темперамента с темпераментом.   

Коммуникативная толерантность проявляется в тех случаях, когда человек либо не видит особых различий между подструктурами своей личности и личности партнера, либо не испытывает негативных переживаний по поводу различий. Таким образом, чем меньше неприятных и неприемлемых для себя различий находит один человек в другом, тем выше у него уровень коммуникативной толерантности, тем реже он осуждает индивидуальность другого или раздражается по поводу его отличительных особенностей.

По мнению В.В. Бойко, повышение уровня толерантности происходит в том случае, если мы научимся двум вещам: во-первых, преодолевать или сглаживать негативные впечатления от различий между подструктурами своей личности и личности партнера, во-вторых, устранять обстоятельства, вызывающие или подчеркивающие эти различия.

В. В. Бойко выделяет следующие виды коммуникативной толерантности:

 1.Ситуативная коммуникативная толерантность: она проявляется в отношениях данной личности к конкретному человеку; низкий уровень этой толерантности проявляется в высказываниях типа: «Терпеть не могу этого человека», «Он меня раздражает», «Меня все в нем возмущает» и т. п.

2.Типологическая коммуникативная толерантность: проявляется в отношении определенного типа личности или определенной группы людей (представителей определенной расы, национальности, социального слоя).

3.Профессиональная коммуникативная толерантность: проявляется в процессе осуществления профессиональной деятельности (терпимость врача или медсестры к капризам больных, у работников сферы обслуживания ‒ к клиентам и т. д.).

4.Общая коммуникативная толерантность: это тенденция отношения к людям в целом, обусловленная свойствами характера, нравственными принципами, уровнем психического здоровья; общая коммуникативная толерантность влияет на другие виды коммуникативной толерантности, которые рассмотрены выше.

В связи с этим актуальность проблемы необходимо рассматривать с учетом разрешения следующих противоречий:

·           между объективной, все возрастающей необходимостью развития толерантности у подростков и недостаточной разработанностью путей реализации данной задачи в условиях инклюзивного образования, развивающегося в новой образовательной парадигме общеобразовательной школы;

·           между  значительными возможностями и ресурсами общеобразовательной школы, позволяющими осуществлять работу по развитию толерантности у подростков,   и недостаточной разработанностью психолого-педагогических условий практической реализации этих возможностей.

Отмечая немалую значимость рассматриваемых  понятий в процессе формирования и развития концепции современного образования до 2020 г.  возникает необходимость в теоретическом изучении  проблемы толерантности, а также  разработки и использовании на практике программ по развитию толерантности детей подросткового возраста в условиях инклюзивного образования.

Все сказанное выше позволяет сформулировать актуальность проблемы в виде следующего вопроса: как обеспечить успешное развитие толерантности у детей подросткового возраста в условиях инклюзивного образования?

Развитие  толерантности у детей подросткового возраста в условиях инклюзивного образования будет наиболее успешным, если:

·           толерантность рассматривается подростками как ценность, необходимая для жизни в любом коллективе;

·           это направление работы рассматривается субъектами образовательного процесса как необходимая задача и строится поэтапно  на основе взаимопонимания, взаимодействия, взаимоуважения;

·           содержание и методы развития толерантности у подростков в условиях инклюзивного образования предполагают обогащение эмоционального опыта подростков, поддержание атмосферы эмоционального комфорта в процессе их общения, систематическое включение подростков в самостоятельные и творческие виды коллективной (групповой) деятельности.

       Для успешного разрешения проблемы развития толерантности в рамках инклюзивного образования педагогам и психологам общеобразовательных школ необходимо решить следующие задачи:

- изучить особенности развития толерантности у детей подросткового возраста;

- выявить особенности развития толерантности у детей подросткового возраста с ОВЗ;       

- определить психолого-педагогические условия, необходимые для развития  толерантности у детей подросткового возраста в рамках инклюзивного образования;

- разработать и  апробировать психолого-педагогические программы, направленные на развитие толерантности у детей подросткового возраста в условиях инклюзивного образования.

Решение вышеуказанных теоретических и практических задач имеет немалую значимость в развитии инклюзивного образования.

Исследования в данном направлении могут служить теоретической базой для формирования концепции современного образования, а также построения современной модели инклюзивного российского общества.

Нехватка новых адекватных программ по развитию толерантности у подростков в условиях инклюзивного образования, доступных для реализации в любой общеобразовательной школе РФ, не требующих больших материальных затрат и сложных технических условий, на сегодняшний день является основной проблемой практикующих психологов и педагогов российских общеобразовательных школ.

Таким образом, развитие толерантности подростков в рамках инклюзивного образования является необходимым условием интеграции детей с ОВЗ в общеобразовательные школы и заслуживает особого внимания не только ученых-теоретиков, но  и практикующих педагогов, психологов и социальных работников общеобразовательных школ РФ.

 

ЛИТЕРАТУРА

1.Декларация принципов толерантности UNESCO:Утверждена резолюцией 5.61 Генеральной конференции ЮНЕСКО от 16 ноября 1995 года.

2.Руководство по инклюзии. ЮНЕСКО, 2008.

3.Асмолов А. Г. На пути к толерантному сознанию. Толерантность: от утопии – к реальности. М.:Смысл,2000.255с.

4.Бондырева С. К. Толерантность.  Введение в проблему / С. К. Бондарева, Д. В. Колесов. М., 2003. 523 с.

5.Бойко В. В. Энергия эмоций. 2-е изд., доп. и перераб. СПб.: Питер, 2004.474 с.