МЕТОДИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ИНКЛЮЗИВНЫХ ПРОЦЕССОВ
В ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ
ГОРОДСКОГО ОКРУГА ГОРОДА ВОРОНЕЖА
Куманичкина Н. Э., Скачкова Л. С., Скуридина Е. А.,
Россия, г. Воронеж, МКУ городского округа «Центр развития образования»
Инклюзивное образование: практика, исследования, методология: Сб. материалов II Международной научно-практической конференции / Отв. ред. Алехина С. В. М.: МГППУ, 2013
Муниципальное казенное учреждение «Центр развития образования» (далее МКУ ЦРО) является ведущим учреждением в городском округе города Воронежа по реализации программ развития системы образования и обеспечивает разрешение приоритетных для муниципальной системы образования проблем создания и развития единого информационного и методического пространства для наиболее рационального и эффективного удовлетворения профессиональных потребностей руководящих и педагогических кадров ОУ г. Воронежа. Основной целью деятельности МКУ ЦРО является содействие повышению качества дошкольного, общего (полного) и дополнительного образования в условиях модернизации образования.
Задачи деятельности МКУ ЦРО:
· удовлетворение информационных, учебно-методических, образовательных, психолого-педагогических потребностей педагогических и руководящих работников ОУ;
· психологическое обеспечение образовательных программ с целью адаптации их содержания и способов освоения к интеллектуальным и личностным возможностям обучающихся и воспитанников;
· создание психолого-педагогических условий преемственности в процессе непрерывного образования;
· содействие реализации целевых федеральных, региональных и муниципальных программ в сфере образования и участие в них.
Отдел социально-психологического сопровождения УВП и здоровьесбережения является структурным подразделением МКУ ЦРО и создан с целью совершенствования системы психологического сопровождения УВП, оказания информационно-методической и организационной поддержки педагогам-психологам ОУ и реализации системного подхода в решении задач социализированной помощи детям с проблемами в развитии.
Методическое сопровождение инклюзивных процессов в образовательных учреждениях ГО г. Воронежа – одно из новых направлений работы отдела, осуществляемое посредством:
- оказания психолого-педагогической и психолого-диагностической поддержки ОУ в вопросах инклюзивного образования;
- организации деятельности по комплексному психолого-педагогическому, медико-социальному и правовому (ППМСиП) обеспечению образования на уровне муниципального образования;
- внедрения в практическую деятельность работников образования инновационных психолого-педагогических и здоровьесберегающих технологий обучения и адаптации традиционных;
- организации социально-психологического и информационно-методического сопровождения деятельности ОУ по сохранению и укреплению здоровья всех участников образовательного процесса;
- обеспечения информационного и организационного единства служб сопровождения в ОУ;
- организационно-методического сопровождения деятельности территориальной психолого-медико-педагогической комиссии (ТПМПК);
- координации работы педагогов-психологов, соц. педагогов, учителей-логопедов ОУ.
В систему методического сопровождения включены социально-психолого-педагогические службы (СППС) 165 МБДОУ и 120 МБОУ, представленные 101 педагогом-психологом в 109 МБДОУ и 95 педагогами-психологами в 89 МБОУ, 122 социальными педагогами, 160 учителями-логопедами, а также 70 медико-психолого-педагогическими консилиумами (ПМПк) ОУ.
Аналитическая деятельность:
· анализ запросов специалистов служб сопровождения, проблем и тенденций развития инклюзивных процессов в ОУ;
· подготовка статистических и аналитических справок по запросам различных субъектов системы образования в рамках внедрения инклюзии в образование;
· анализ результатов мониторингов:
- состояния СППС в ОУ;
- ПМПк, действующих в ОУ;
- готовности педагога к включению ребенка с ОВЗ в ОУ;
- готовности педагогов ОУ к инновационной деятельности;
- по выявлению речевых нарушений у детей раннего возраста в условиях ДОУ.
Информационно-методическая деятельность:
· информационная поддержка по организации работы специалистов служб сопровождения в ОУ в вопросах методического обеспечения инклюзивных процессов, создания психолого-педагогических условий для реализации индивидуальной программы развития учащихся с ОВЗ;
· разработка методических рекомендаций для специалистов ТПМПК по организации и содержанию деятельности в условиях инклюзивного образования;
· подготовка к изданию методических пособий по организации и содержанию психолого-педагогической работы в условиях инклюзивной практики, психолого-педагогического сопровождения детей с ОВЗ и проблемами в развитии;
· методическое сопровождение профессиональной деятельности специалистов СППС муниципальной системы образования.
Организационно-методическая деятельность:
· организация и проведение мероприятий по проблемам инклюзивного образования;
· организация межведомственного и межпрофессионального сотрудничества с целью координации деятельности всех служб сопровождения детей с ОВЗ;
· организация и проведение различных обучающих мероприятий для специалистов служб сопровождения ОУ и членов ТПМПК с целью совершенствования их профессионального мастерства, повышения эффективности работы;
· координация деятельности ТПМПК и служб сопровождения ОУ по реализации рекомендаций по воспитанию и обучению детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) и специальными образовательными потребностями;
· организация мониторингов психолого-педагогического сопровождения процесса внедрения инклюзивных процессов в ОУ.
Консалтинговая деятельность:
• консультирование по вопросам воспитания и обучения детей с ОВЗ;
· консультирование по вопросам организации индивидуального обучения на дому детей с ОВЗ в условиях ОУ;
· консультирование по нормативно-правовым и этическим вопросам деятельности педагога-психолога;
· нормативно-правовые, организационные основы деятельности территориальной ПМПК и ПМПк;
· консультирование по использованию диагностических и коррекционно-развивающих средств обучения и воспитания детей с ОВЗ.
Основным направлением деятельности отдела является повышение профессиональной компетентности всех участников образовательного процесса по вопросам сопровождения детей с ОВЗ и детей «группы риска». По нашему мнению, готовность педагогов ОУ к реализации инклюзивного образования детей с ОВЗ в условиях массовой школы является одним из главных вопросов, требующих разработки программ повышения квалификации и психологического сопровождения участников инклюзивного процесса. Важная роль в формировании психологической готовности педагога к освоению новых форм, методов обучения и повышении психологической компетентности в вопросах инклюзивной практики принадлежит педагогу-психологу. Конечно, с данными задачами педагог-психолог не может справиться самостоятельно.
Проведенное анкетирование на августовском информационно-методическом совещании 2012 года показало, что большая часть психологов испытывают ту или иную степень затруднения в осуществлении психолого-педагогического сопровождения детей с ОВЗ. 62% испытывают сильную и среднюю степень затруднения в составлении индивидуального образовательного маршрута учащихся с ОВЗ (совместно с другими специалистами ПМПк), 56% ‒ в проведении диагностики нарушений развития, 55% ‒ в направлении повышения психологической компетентности педагогов.
В соответствии с запросами педагогов-психологов ОУ и членов ТПМПК отделом социально-психологического сопровождения УВП и здоровьесбережения организуются и проводятся методические мероприятия, направленные на профессиональное сопровождение работы психолого-педагогических служб ОУ в условиях внедрения инклюзивного образования посредством реализации многообразных форм работы: информационно-методические совещания, заседания малых методических советов, круглые столы, семинары, семинары-практикумы, тематические консультации, «Клуб молодого психолога «Диалог», мастер-классы, групповые и индивидуальные консультации.
В 2012 году для специалистов служб сопровождения в ОУ и членов ТПМПК проведены следующие мероприятия, направленные на оказание информационно-методической и организационной помощи:
Информационно-методические совещания:
· «О приоритетных направлениях деятельности всех структур психолого-медико-психологического сопровождения детей с ОВЗ».
· «Определение образовательного маршрута для различных категорий детей с ОВЗ школьного и дошкольного возраста».
· «Междисциплинарный подход к диагностике и коррекции отклонений в развитии детей первых лет жизни».
· «Технология определения образовательного маршрута для ребенка с ОВЗ».
Круглые столы:
· «Новые задачи и новые компетенции педагога-психолога при переходе на ФГОС НОО».
· «Комплексное сопровождение процесса социальной и образовательной интеграции детей с ОВЗ».
· «Актуальные проблемы работы учителя-логопеда в ДОУ».
Постоянно действующие семинары:
«Методическое сопровождение образовательного процесса в условиях внедрения ФГОС»:
· Занятие № 1 «Психолого-педагогическое сопровождение процессов формирования и развития УУД».
· Занятие № 2 «Работа с родителями учащихся в свете требований ФГОС. Оптимизация родительско-детских отношений».
«Психологическое сопровождение инновационных процессов в образовательном пространстве МБОУ и МБДОУ»:
· Занятие №1 «Современные технологии в работе педагога-психолога».
· Занятие № 2 «Эффективные формы и методы индивидуальной коррекционно-развивающей работы по формированию УУД».
Семинары-практикумы:
· «Коррекционно-развивающее сопровождение детей «группы риска» в условиях ДОУ».
· «Проведение скринингового обследования детей старшего дошкольного возраста в условиях ДОУ с целью выявления детей «группы риска» и предупреждения факторов школьной дезадаптации».
Семинары:
· «Проблемы дифференциальной диагностики детей с нарушениями в развитии».
· «Создание условий для обучения детей с проблемами в развитии в общеобразовательной школе».
· «Создание безопасной образовательной среды как фактор сохранения психологического здоровья детей».
· «Синдром профессионального выгорания: стрессогенные факторы и личностные ресурсы его преодоления. Психологический портрет учителя».
Тематическая консультация:
«Координация взаимодействия специалистов ТПМПК со специалистами служб сопровождения ОУ для достижения непрерывности реабилитационных мероприятий».
Мастер-классы:
· «Психологическое сопровождение инновационного развития школы».
· «Роль школьного психолога в организации и осуществлении психолого-педагогического сопровождения учащихся в условиях внедрения ФГОС».
· «Комплексный психолого-педагогический подход к формированию ценностного отношения к здоровью в школе».
По материалам проведенных мероприятий издан сборник методических рекомендаций для педагогических работников «Психолого-педагогическое сопровождение детей «группы риска» в ДОУ».
Об актуальности работы по психолого-педагогическому сопровождению детей с ОВЗ в образовательных учреждениях города можно судить по общему участию педагогов-психологов в мероприятиях, проводимых отделом социально-психологического сопровождения УВП и здоровьесбережения. Охват МБОУ составил 97%, МБДОУ‒ 85%. Востребована и консультативно-методическая помощь образовательным учреждениям по проблемам обучения и воспитания детей с ОВЗ, о чем свидетельствует большое количество проведенных индивидуальных консультаций для руководящих и педагогических работников ОУ.
На основании проведенного мониторинга «Исследование готовности педагога к включению ребенка с ограниченными возможностями здоровья в общеобразовательное учреждение» определены основные направления повышения квалификации педагогических кадров в межкурсовой период по реализации инклюзивного подхода в сфере образования и эффективных способов психологической поддержки педагога в процессе внедрения инклюзивной формы обучения.