РОЛЬ ТЬЮТОРА В ШКОЛЕ, РЕАЛИЗУЮЩЕЙ ИНКЛЮЗИВНУЮ ПРАКТИКУ
(ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ В ГБОУ СОШ № 97)

 

Галиулина Л. Р., Ермакова О. В.

Россия, г. Москва, ГБОУ СОШ № 97

 

Инклюзивное образование: практика, исследования, методология: Сб. материалов II Международной научно-практической конференции / Отв. ред. Алехина С. В. М.: МГППУ, 2013

 

Необходимость в тьюторском сопровождении детей в нашей школе возникла из практики. В 2010/2011 учебном году, в рамках проекта инклюзии, был открыт класс, в который были включены дети с нарушениями зрения. В этот класс пришел и ребенок, у которого, помимо проблем со зрением, отмечались также поведенческие нарушения. Школьным консилиумом было принято решение об индивидуальном сопровождении ребенка на уроках. В роли тьютора выступил психолог.

В связи с увеличением количества детей, обучающихся в школе по программе инклюзии, и соответственно с увеличением количества инклюзивных классов в нашей школе в 2011/2012 учебном году была введена ставка тьютора. Были определены следующие функциональные обязанности тьютора:

1. Оказание помощи обучающимся с особыми образовательными нуждами в освоении соответствующих общеобразовательных программ, преодолении затруднений в обучении.

2. Оценка результатов деятельности, отслеживание положительной динамики в деятельности обучающихся с особыми образовательными нуждами.

3. Осуществление взаимодействия с родителями детей с особыми образовательными нуждами, включение родителей в процесс обучения.

4. Организация работы с обучающимися по выявлению, формированию и развитию их познавательных интересов, что способствует наиболее полной реализации творческого потенциала и познавательной активности обучающегося.

На сегодняшний день в нашей школе сложилась система работы тьютора, включающая следующие этапы:

1.    Знакомство с родителями. Первичная беседа, получение запроса от родителей.

2.    Установление контакта с ребенком.

3.    Наблюдение за ребенком на уроках.

4.    ПМПк – решение о форме сопровождения ребенка.

5.    Составление индивидуального образовательного плана.

6.    Сопровождение ребенка.

7.    Оценка эффективности работы за определенный период времени (наблюдение, беседы с учителем и родителями, ПМПк).

Сопровождение ребенка осуществляется как в форме индивидуальной помощи ребенку на уроке, так и в форме помощи учителю в классе в процессе фронтальной работы. Решение о форме сопровождения принимается на заседаниях ПМПк и может изменяться в течение учебного года в случае необходимости.

Приведем несколько примеров.

Случай 1. Мальчик, 8 лет, 1-й класс. Пришел в школу по направлению ОПМПК. Имеет статус инвалида с диагнозом «расстройства аутистического спектра». У ребенка наблюдались следующие особенности поведения: отсутствие реакции на просьбы, обращения к нему всех незнакомых взрослых; невротические, повторяющиеся действия. К обучению в школе ребенок был не готов.

На заседании школьного консилиума было решено постепенно вводить ребенка в процесс обучения. Обязательным условием его включения в учебный процесс было сопровождение тьютором. Персональное сопровождение ребенка в школе осуществляла мама. К каждому уроку для ребенка готовились индивидуальные задания и материалы к ним.

На уроках тьютор организовывал рабочее место и деятельность ребенка. В случаях утомления, напряжения, проявления агрессии тьютор выходил с ребенком в коридор, давал ему в руки эспандер, разрешал разрисовывать альбом.

К концу первого класса были достигнуты следующие результаты: ребенок может в течение 45 минут сидеть на уроке, занимаясь с тьютором при условии частой смены деятельности. Когда учитель спрашивает, то при помощи тьютора может поднять руку и ответить на простой вопрос.

Случай 2. Мальчик, 8 лет, 2-й класс. Пришел в школу по направлению ОПМПК. По заключению комиссии, психическое развитие ребенка находится на нижней границе возрастной нормы,  имеются нарушения зрения. У ребенка наблюдается повышенная утомляемость, рассеянное внимание, трудности в организации своего рабочего места и ориентировке в учебных пособиях.

В первом классе по договоренности с учителем тьютор присутствовал на основных уроках, время от времени подходя к ребенку и оказывая ему необходимую помощь.

Во втором классе с учетом динамики развития ребенка школьным консилиумом было принято решение об индивидуальной помощи ребенку на уроках русского языка при изучении новых тем. Тьютором совместно с учителем были разработаны таблицы-схемы для облегчения усвоения ребенком правил русского языка.

Также с этим ребенком тьютор присутствовал во время диагностики, помогая ему понять смысл прочитанного задания.

К окончанию второго класса Ваня самостоятельно пользовался карточками-подсказками на уроках, без помощи взрослого мог прочитать и выполнить простое задание.

Случай 3. Мальчик, 11 лет, 3-й класс. Пришел в школу по направлению ОПМПК. Имеет статус инвалида по зрению. У ребенка наблюдались следующие особенности поведения: истерические реакции на любые изменения ситуации, отсутствие мотивации к общению с другими детьми.

На заседании школьного консилиума было принято решение об индивидуальном сопровождении ребенка на уроках тьютором. Во время обучения в первом и втором классах в процессе уроков тьютор дублировал задания учителя, помогал организовать рабочее место. Когда ребенок не успевал выполнять задания вместе со всем классом, то тьютор в процессе работы решал, где учащемуся необходимо переключиться на выполнение следующего задания, а где лучше доделать предыдущее. Кроме того, тьютор помогал ребенку ориентироваться в учебных пособиях, в ситуации на уроке, вовремя поднять руку.

В результате тьютор фактически был помощником на уроке не только для ребенка, но и для учителя. Присутствие на уроке тьютора позволяло учителю вести фронтальную работу с классом, не переключаясь на помощь только одному ребенку.

К третьему классу ребенок нуждается в сопровождении тьютора эпизодически в периоды эмоциональной неустойчивости.

Но не всем детям необходима постоянная помощь. Есть классы, в которых тьютор присутствует на основных уроках, оказывая помощь в процессе урока не только ребенку с ОВЗ, но и  всем детям в классе, нуждающимся в ней. Это позволяет ребенку с ОВЗ не чувствовать свою исключительность, а чувствовать себя на равных со своими одноклассниками.

Одним из основных документов сопровождения ребенка тьютором в нашей школе является дневник наблюдения.

Дневник представляет собой таблицу, в которую внесены параметры наблюдений, такие как:

1. Готовность к уроку (когда).

2. Подготовка домашнего задания.

3. Активность (поднимает руку, выходит к доске, рассказывает).

4. Уходы, отказы.

5. Чем занимается на уроке.

6. Понимает, что говорит учитель, приступает к исполнению.

7. Общение с детьми: инициатор кто, роль в игре.

8. Включенность, отвлекаемость.

9. Утомляемость.

10. Работоспособность.

11. Двигательная активность.

12. Включенность в дела класса, школы.

13. Опрятность, аккуратность.

14. Порядок на парте, аккуратное ведение тетради.

15. Положительные моменты.

В процессе урока тьютор фиксирует деятельность ребенка, отмечает, сколько по времени ребенок удерживает внимание на уроке, когда наступает утомление, насколько часто ребенку требуется помощь в процессе урока и т. д. Особое внимание уделяется «положительным моментам». В том, что мы записываем в эту графу, и заключается ресурс ребенка, на который учитель может опираться в процессе обучения.

Таким образом, в нашей школе основной функциональной обязанностью тьютора является сопровождение ребенка в учебном процессе, который включает в себя не только помощь ребенку в освоении образовательной программы, но и помощь учителю в организации работы с ребенком с ограниченными возможностями здоровья.