СОЦИАЛЬНОЕ СТАНОВЛЕНИЕ ЛИЦ
С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ СЛУХА И РЕЧИ

 

Галабиева Л. И.

Россия, Саха (Якутия), г. Нерюнгри, Муниципальное общеобразовательное учреждение –
Средняя общеобразовательная школа № 18  (МОУ СОШ № 18 г. Нерюнгри)

 

Инклюзивное образование: практика, исследования, методология: Сб. материалов II Международной научно-практической конференции / Отв. ред. Алехина С. В. М.: МГППУ, 2013

 

Получение детьми с ограниченными возможностями здоровья образования является одним из основных и неотъемлемых условий их успешной социализации, обеспечения их полноценного участия в жизни общества, эффективной самореализации в различных видах профессиональной и социальной деятельности. В связи с этим обеспечение реализации права детей с ограниченными возможностями здоровья на образование рассматривается как одна из важнейших задач государственной политики не только в области образования, но и в области демографического и социально-экономического развития Российской Федерации.

Проблема взаимоотношений общества и лиц с ограниченными возможностями здоровья, адаптация их в среде слышащих или, наоборот, отторжение от той среды существовала всегда. Разрешению этих проблем способствует преодоление психологического барьера отчуждения, изменение привычного менталитета по отношении к неслышащим.

В городе Нерюнгри есть обыкновенная средняя общеобразовательная школа, где учатся всего 658 учащихся. Но ее особенностью является то, что в среду массовой общеобразовательной школы интегрированы ученики с ограниченными возможностями здоровья, в частности это дети с нарушением слуха.

Благодаря доброте, милосердию педагогов и всех тех, кто их окружает, интегрированные дети нашей школы адаптированы в социум одноклассников, сверстников и общества. Педагоги школы обеспечивают качественное образование, гармоничное развитие личности, нравственное и патриотическое воспитание, а также заботятся о здоровье учащихся. Именно это позволяет быть слабослышащим детям полноценными гражданами нашей страны.

В дошкольном возрасте и в начале школьной жизни неслышащие дети находились на обучении в реабилитационном центре «СУВАГ» города Нерюнгри. В 2010 году подростки с нарушениями слуха и речи из центра «СУВАГ» интегрировали в нашу общеобразовательную школу. Школа сумела своими силами создать соответствующие условия, которые позволили включить слабослышащих и глухих детей в единую образовательную среду.

В настоящий период школа проходит эксперимент по интеграции слабослышащих детей. Специалисты центра «СУВАГ» находятся в постоянном контакте со школой, оказывая методическую поддержку. Такие специалисты, как педиатр, детский невролог, сурдолог, педагог-дефектолог, ведут скоординированную командную работу со школой.

Центр организовывает психолого-педагогическое сопровождение образовательного процесса таким образом, чтобы, с одной стороны, помочь ребенку с особыми образовательными потребностями комфортно себя чувствовать в стенах школы и получить в полном объеме тот багаж знаний и умений, которые он способен усвоить. С другой стороны ‒ помочь педагогу, нацелить его на создание адекватных условий учебного процесса в соответствии с особенностями развития и возможностями учащегося.

Комплексный подход школы и Центра в реабилитации позволяет успешно решать сложнейшие задачи реабилитации детей с различными нарушениями слуха, формировать у ребенка способности, позволяющие успешно преодолевать трудности интеграции и социализации.

Большое значение школа уделяет межличностным отношениям между интегрированными детьми и их сверстниками, так как это помогает рассматривать этические и правовые аспекты подрастающего поколения. Для этого в общеобразовательные классы, состоящие из детей со слуховой нормой, включены дети с пониженным слухом.

В нашей школе также имеется группа слабослышащих детей, выделенных в отдельный коррекционный класс 9 «В». Коррекционный класс общеобразовательной школы ‒ форма дифференциации образования, позволяющая решать задачи своевременной активной помощи детям с ограниченными возможностями здоровья. Положительным фактором является наличие у детей-инвалидов возможности участвовать во многих школьных мероприятиях наравне со своими сверстниками из других классов.

В 9 «В» классе мы являемся классным руководителем. В условиях наших полномочий стараемся создать особый морально-психологический климат в ученическом коллективе, основанный на понимании проблем, нужд и чаяний слабослышащего ребенка и на желании ему помочь. Педагогический состав в свою очередь помогает ребятам в том, чтобы обучение в общеобразовательной школе и коррекционно-развивающие занятия, проводимые в Центре, способствовали устранению пробелов в  знаниях, развитию высших психических функций, коммуникативных навыков, интереса к окружающей жизни и в конечном счете развитию личности ребенка. Школа создает благоприятные условия учащимся для постепенной, мягкой интеграции слабослышащих детей в среду слышащих сверстников, способствует интеллектуальному развитию и получению прочных знаний, школа решает очень важную государственную проблему социальной адаптации детей с нарушением слуха.

За исключением классного руководства, в 9 «В» классе мы преподаем математику и физику. В настоящее время особенно остро стоит проблема активизации умственной деятельности учащихся. Зачастую даже способные дети, не говоря уже о слабых учениках, пассивны на уроках. Причин этому много: боязнь ошибиться на глазах у своих товарищей; неумение правильно, грамотно сформулировать ответ; отсутствие интереса к изучаемому материалу и тому подобное. Эти проблемы учитель может разрешить, проводя традиционные уроки в нестандартной форме: групповой метод при решении задач; различные формы работы с книгой; использование на уроке элементов занимательности; изложение материала блоками; наглядность и доступность решений; наблюдение за речью; рецензирование ответа.

Обучение математике строится в тесной связи с формированием словесной речи у детей с нарушениями слуха, так как развитие словесной речи оказывает существенное влияние на овладение такими детьми системой математических терминов.

Благодаря постепенному овладению лексическими средствами и грамматическим строем языка они приобретают возможность усвоения понятий, взаимодействий и закономерностей, составляющих систему математических и физических знаний. С этой целью мы ведем занятия по развитию слуха и формированию произношения у слабослышащих подростков, так как в первую очередь у таких детей страдает речь, во всех ее формах и проявлениях. Это не только  и не столько дефекты их произношения, сколько ограниченность словаря, неумение самостоятельно образовывать новые грамматические формы, трудности понимания учебных текстов, нарушение логики и формы речевых высказываний, трудности восприятия устной речи собеседника. Этот комплекс нюансов мы стремимся помочь преодолеть нашим ребятам.

Данное занятие является элементом учебного плана и направлено на содействие развития словесно-логического мышления у неслышащих детей, овладение многообразными приемами сравнений и обобщений, совершенствование мыслительной деятельности.

Вся наша работа построена на энтузиазме и служении идеалам добра и милосердия. Не будем скрывать, что порой бывает не только трудно, а очень трудно. Так как на одном энтузиазме в наш технический, прогрессивный век строить педагогическую и психологическую деятельность достаточно сложно. Необходимы современные дорогостоящие технические средства.

 Большое значение при интегрированном обучении имеет готовность нашего общества принять детей с проблемами слуха. Несмотря на все трудности, открытие и развитие подобных классов в общеобразовательных школах, на мой взгляд, принесет огромную пользу не только детям с нарушениями слуха, но и здоровым детям тоже, которые от этого станут только добрее и отзывчивее.

Как писал Л. С. Выготский: «Проблема глухоты в обществе ‒ проблема социальная». Глухота будет побеждена через социальное воспитание. Тогда о глухом ребенке не скажут, что он дефективный, но скажут, что он глухой, и ничего больше. Важно помочь неслышащим детям войти в мир слышащих людей, научить детей занимать активную позицию в обществе, в своей стране, что мы и делаем.