К ВОПРОСУ ОБ ИЗУЧЕНИИ ВОЗМОЖНОСТЕЙ ВОСПРИЯТИЯ УСТНОЙ РЕЧИ ДЕТЬМИ С НАРУШЕНИЯМИ СЛУХА,
ОБУЧАЮЩИМИСЯ В ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ШКОЛАХ

 

Верхокамкина И. А.

Россия, г. Москва, ЦППРиК «Благо», ФГБОУ ВПО «МПГУ»

 

Инклюзивное образование: практика, исследования, методология: Сб. материалов II Международной научно-практической конференции / Отв. ред. Алехина С. В. М.: МГППУ, 2013

 

В настоящее время инклюзивное обучение активно развивается во всем мире как одна из форм образования детей с ограниченными возможностями здоровья.

В нашей стране инклюзивное обучение лиц с ограниченными возможностями здоровья осуществляется на основе Федерального закона РФ «Об образовании в РФ» от 29.12.2012, Закона «Об образовании лиц с ограниченными возможностями здоровья в городе Москве» от 28.04.2010 и других нормативно-правовых документов.

В основе практики инклюзивного обучения лежит идея принятия индивидуальности каждого ученика, в том числе ребенка с ОВЗ. Инклюзивное обучение делает акцент на разработку индивидуальной образовательной программы, изменяя идеологию образования в сторону большей гуманизации учебного процесса, усиления воспитательной и социальной направленности обучения (С. В. Алехина, Е. Л. Гончарова, О. И. Кукушкина, Е. Н. Кутепова, Э. И. Леонгард, Н. Н. Малофеев, Е.Н. Моргачева, Н. М. Назарова, О.С. Никольская, Н. Д. Шматко, Т. В. Фураева и др.)

Успешной подготовке детей с нарушениями слуха к школе, реализации идей инклюзивного обучения способствует созданная в России система раннего (с первых месяцев жизни) выявления нарушений слуха у детей, их комплексного медико-психолого-педагогического сопровождения сразу после установления диагноза, эффективная система образовательно-коррекционной работы в дошкольный период (Л. А. Головчиц, Б. Д. Корсунская, Л. М. Кобрина, Э. И. Леонгард, Л. П. Носкова, Т. В. Пелымская, Н. Д. Шматко и др.). Важное значение для (ре)абилитации глухих имеет кохлеарная имплантация как комплексная система медико-психолого-педагогической работы (М. Р. Богомильский, О. С.Жукова, О. В. Зонтова, И. В. Королева, Э. В. Миронова, Г. А.Таварткиладзе и др.).

Известно, что для каждого ребенка с нарушенным слухом, обучающегося в общеобразовательных школах, необходимо проведение индивидуальной коррекционно-развивающей работы (Т. С. Зыкова, М. А. Зыкова, Т. А. Соловьева, 2013).

Одной из эффективных форм психолого-педагогического сопровождения детей с нарушениями слуха в условиях инклюзивного обучения является организация в центрах психолого-педагогической коррекции и реабилитации специальных занятий, проводимых в базовых общеобразовательных школах на основе индивидуальной программы, рекомендованной медико-психолого-педагогическим консилиумом центра. (Е. В. Кулакова, Э. И. Леонгард, М. Л. Любимов, М. М. Любимова и др.).

Успешное обучение детей с нарушениями слуха в системе инклюзивного обучения зависит от возможностей восприятия и воспроизведения ими устной речи.

В России разработана система развития восприятия и воспроизведения устной речи у разных категорий детей с нарушениями слуха как условия их более полноценного личностного развития, социальной адаптации, получения образования, отвечающего запросам современного общества (И.Г. Багрова, Т.К. Королевская, Е.П. Кузьмичева, Э.В. Миронова, Т.В. Пелымская, А.Н. Пфаффенродт, Н.Д. Шматко, Е.З. Яхнина и др.). Проблемы содержательно–методического обеспечения и организации работы по развитию восприятия и воспроизведения устной речи разработаны, в основном, с учетом системы образовательно-коррекционной работы в специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждениях I и II видов. В научно-методической литературе имеются определенные данные о развитии устной речи у детей с нарушениями слуха в системе инклюзивного обучения (Р. А. Боровлева, И. М. Гилевич, Т. С. Зыкова, Э. В. Миронова, Д. Ю. Роснач, Т.А. Соловьева, Л. И. Тигранова, Н.Д. Шматко и др.). Однако содержание и методика работы по развитию восприятия устной речи у глухих и слабослышащих детей, обучающихся в общеобразовательных школах, в научно-методической литературе освещены не достаточно. В то же время повышение эффективности работы по развитию восприятия устной речи у детей с нарушениями слуха имеет принципиально важное значение для полноценного их образования в общеобразовательных школах, социальной адаптации. Это предполагает разработку концептуального, содержательно-методического и организационного компонентов модели специальной коррекционно-развивающей работы по развитию восприятия устной речи, навыков устной коммуникации при реализации индивидуально-дифференцированного подхода, учитывающего состояние слуха, время, характер и причины его нарушения, особенности слухопротезирования, уровень слухоречевого развития каждого ученика, использование им устной речи в общении в социально-бытовых ситуациях, а также мотивы к устной коммуникации со слышащими людьми.

Таким образом, имеются реальные противоречия между значением эффективного развития восприятия устной речи как одного из важнейших условий более полноценной устной коммуникации детей с нарушениями слуха со слышащими речевыми партнерами и недостаточной разработанностью концептуальных положений организации и проведения специальной (коррекционной) работы по развитию восприятия и воспроизведения устной речи у разных категорий детей с нарушениями слуха с учетом задач, содержания и организации инклюзивного обучения, а также между значимостью развития восприятия устной речи с учетом индивидуальных особенностей каждого ученика и недостаточной разработанностью педагогических технологий на основе индивидуально-дифференцированного подхода, учитывающих в процессе развития восприятия устной речи возраст ученика, состояние слуха, время, характер и причины его нарушения, особенности слухопротезирования, уровень слухоречевого развития, его мотивы к устной коммуникации со слышащими людьми.

Существующие противоречия, недостаточная теоретическая разработанность проблемы и ее несомненная практическая значимость определили актуальность исследования.

Изложенные выше противоречия позволяют сформулировать проблему исследования: каковы педагогические условия реализации индивидуально-дифференцированного подхода к развитию восприятия устной речи у учащихся с нарушениями слуха, обучающихся в общеобразовательных школах. Разрешение данной проблемы являлось целью работы.

Исследование проводится на базе двух школ города Москвы: государственного образовательного учреждения средняя общеобразовательная школа «Школа надомного обучения» № 542, государственного бюджетного образовательного учреждения средняя общеобразовательная школа «Школа здоровья» № 1013, которые являются базовыми организациями государственного бюджетного общеобразовательного учреждения центра психолого-педагогической реабилитации и коррекции «Благо». В этих учреждениях осуществляется комплексное психолого-педагогическое сопровождение детей с нарушениями слуха, структурным подразделением центра «Отдел коррекции и реабилитации детей с нарушением слуха».

Констатирующий эксперимент состоял из трех серий опытов.

В первой серии опытов изучались возможности учащихся в восприятии разными сенсорными способами (слухозрительно, зрительно и на слух) контрольных сбалансированных списков слов с помощью индивидуальных средств электроакустической коррекции.

Вторая серия опытов была направлена на изучение возможностей учащихся в восприятии контрольных списков фраз разными сенсорными способами (слухозрительно, зрительно и на слух) с помощью индивидуальных средств электроакустической коррекции.

В связи с тем что дети отличались по возрасту, уровню общего и речевого развития, контрольные сбалансированные списки фраз составлялись для каждого ученика.

Третья серия опытов направлена на изучение возможностей учащихся в слухозрительном восприятии текстов.

Все дети воспринимали речевой материал на расстоянии не менее 1,5‒2 метров, что соответствовало восприятию устной речи в естественных условиях устной коммуникации.

Ученики по степени и характеру нарушения слуха представляли весьма разнородную группу по состоянию слуха (от I степени тугоухости до сенсоневральной глухоты), по времени нарушения слуха (ранооглохшие и позднооглохшие), по уровню слухоречевого развития (от владения короткой фразы с аграмматизмами до развернутой фразовой речи), по использованию средств электроакустической коррекции (большинство детей слухопротезированы бинаурально цифровыми слуховыми аппаратами, у двоих проведена операция по кохлеарной имплантации).

Полученные данные констатирующего эксперимента свидетельствовали о значительных различиях в возможностях восприятия устной речи учениками, что потребовало реализации индивидуально-дифференцированного подхода в процессе экспериментального обучения. Результаты констатирующего эксперимента были положены в основу обучающего эксперимента, содержание и методика которого разработаны на основе научно-методических положений системы развития речевого слуха, слухозрительного восприятия речи у глухих и слабослышащих детей школьного возраста, а также глухих детей после операции по кохлеарной имплантации (И. Г. Багрова, И. В. Королева, Т. К. Королевская, Е. П. Кузьмичева, Э. И. Леонгард, А. Н. Пфафенродт, Е. З. Яхнина и др.).

При разработке содержания и методики обучающего эксперимента учитывался возраст детей, состояние слуха, особенности слухопротезирования, результаты констатирующего эксперимента.

Речевой материал для индивидуальной работы по развитию слухового и слухозрительного восприятия речи разработан с учетом уровня общего и слухоречевого развития каждого ученика, необходимости владения данным материалом на общеобразовательных уроках и в различных видах социально-бытовой внеурочной деятельности. При разработке речевого материала использовался метод экспертных оценок: учителя общеобразовательных дисциплин отбирали из разработанного нами на основе педагогических наблюдений на уроках и анализа образовательных программ фраз, слов и словосочетаний те, которые наиболее употребляемы и необходимы детям в общении.

В процессе исследования разработаны анкеты для учителей общеобразовательных школ, обучающихся (с нормальным и нарушенным слухом), их родителей, позволяющие выявить особенности и потребности в устном общении детей, готовность учителей и детей к коммуникации, трудности в ее организации в учебном процессе, необходимость в профессиональной подготовке учителей в связи с проведением инклюзивного обучения и др.

Контрольный эксперимент проводился аналогично констатирующему эксперименту. Его результаты свидетельствовали о достижении учениками планируемых результатов обучения, перспективности разработанного подхода.

Продолжение педагогического эксперимента при существенном расширении контингента учащихся с нарушениями слуха позволит разработать педагогические условия специальной (коррекционной) работы по развитию восприятия устной речи у разных категорий детей с нарушениями слуха, обучающихся в общеобразовательных школах.

 

ЛИТЕРАТУРА

1.          Инклюзивное образование. Настольная книга педагога, работающего с детьми с ОВЗ: Методическое пособие / под ред. М. С. Староверовой. М.: Гуманитарный изд. центр ВЛАДОС, 2011. 167 с.

2.          Малофеев Н. Н. Современный этап в развитии системы специального образования в России: результаты исследования как основа для построения программы развития / Н. Н. Малофеев // Дефектология. 1997. № 4 . С. 3–15.

3.          Специальный Федеральный государственный образовательный стандарт начального образования глухих детей / Т. С. Зыкова, М. А. Зыкова, Т. А. Соловьева. М.: Просвещение, 2013. 59 с.