СИСТЕМА  КОРРЕКЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ
И ЛЕЧЕБНО-ВОССТАНОВИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ  ДЕТСКОГО САДА

 

Чеснокова С. В.
Россия, ЯНАО, г. Салехард, МБДОУ Детский сад № 9 «Кристаллик»  комбинированного вида

 

Инклюзивное образование: практика, исследования, методология: Сб. материалов II Международной научно-практической конференции / Отв. ред. Алехина С. В. М.: МГППУ, 2013

 

В последнее время в системе образования России происходят значительные преобразования и в первую очередь идет поиск новых подходов, ориентированных на создание необходимых условий, обеспечивающих  полноценное развитие личности ребенка, в том числе с ограниченными возможностями здоровья, и его самореализацию в жизни.

 Идея сопровождения ребенка с ограниченными возможностями в образовательной среде является актуальной проблемой педагогической теории и практики. Из всех социальных институтов общества именно образовательные учреждения являются тем институтом, который в существующих условиях призван выступать в роли организатора образовательной среды. Эффективным методом решения актуальных задач сохранения здоровья, развития и образования детей является организация непрерывного комплексного сопровождения ребенка с ограниченными возможностями здоровья на всем пути прохождения образовательного пространства.

  Правительством РФ разрабатываются эффективные направления долговременной государственной политики в области поддержки детей данной категории,  что отражено в «Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012‒2017 годы», Федеральной целевой программе образования на 2011‒2015 годы и др.

 Департамент образования  МО г. Салехарда, при открытии в 2011 году нового детского сада № 9 «Кристаллик»,  продолжил работу по  созданию условий для комплексной реабилитации  детей с ограниченными возможностями здоровья.

 Детский сад комбинированного вида имеет 2 группы общеразвивающей направленности, 8 групп комбинированной направленности для детей с проблемами зрения (амблиопия и косоглазие), 1 группу компенсирующей направленности для детей с умственной отсталостью. И, впервые в городе, в детском саду создана инклюзивная группа, которую посещают как дети общего развития, так и слепые, слабовидящие ребята.  Все дети с ограниченными возможностями здоровья  зачислены в ДОУ через муниципальную ПМПК, имеют  заключение медико-социальной экспертизы и индивидуальную программу реабилитации ребенка-инвалида. На основании ИПР, в соответствии с положением о ПМПК и ПМПк ДОУ,  в учреждении осуществляется психолого-медико-педагогическое сопровождение детей данной категории, их социальная реабилитация.

Задачи коррекционной деятельности: 

1. Создание условий для всестороннего развития ребенка с  ОВЗ в целях обогащения его социального опыта и гармоничного включения в коллектив сверстников, подготовка детей к обучению в школе.

2. Ранняя коррекция и компенсация вторичных отклонений  детей  с ОВЗ, осуществление лечебно-восстановительной работы.  

Коррекционная работа осуществляется  по двум направлениям: коррекционно-педагогическая  и  лечебно-восстановительная деятельность.

Коррекционно-педагогическая работа  строится в соответствии с  программами:

- «Программа воспитания и обучения детей с интеллектуальной недостаточностью в детском саду» под редакцией Л. Б.  Баряевой, О. П. Гаврилушкиной, А. П. Зарин.

- «Программа специальных (коррекционных) образовательных учреждений IV вида (для детей с нарушением зрения)»  под редакцией Л. И. Плаксиной.

- «Программа  логопедической  работы  по  преодолению  общего  недоразвития речи  у  детей»  Т. Б. Филичевой,  Г. В. Чиркиной,  Т. В. Тумановой.

Решение всех коррекционно-образовательных  задач  возможно лишь при условии комплексного  подхода,  который  обеспечивается  тесной взаимосвязью  в работе  специалистов, воспитателей и родителей ребенка. За каждым ребенком, в зависимости от заболевания,  закрепляется ведущий специалист:  с детьми с нарушением зрения работает учитель-дефектолог (тифлопедагог), с детьми с умственной отсталостью работает психолог учитель-дефектолог (олигофренопедагог). Как правило, дети данной категории нуждаются в помощи логопеда и психолога. Все эти специалисты работают в тесном сотрудничестве с  воспитателем.

На каждого ребенка разработаны  индивидуальные личностно-ориентированные  карты  развития,  в которых  обозначены    направления деятельности  специалистов и воспитателей  и  определены  конкретные  задачи, которые необходимо  решить с ребенком.  При ее   разработке учитываются как общие, так и специфические образовательные потребности ребенка, определяются педагогические условия, методы и приемы работы,  направленные на коррекцию специфических отклонений у ребенка. У каждого специалиста есть карта взаимодействия с воспитателем, в которой на месяц расписываются направления работы, задания, которые необходимо отработать, закрепить с воспитанником. В расписании занятий с ребенком отражена работа каждого специалиста, что позволяет формировать у родителей полное представление о  работе, проводимой с ребенком, и всей коррекционной системе в целом.

Контроль  за ходом психофизического развития ребенка, состоянием  его  эмоциональной сферы  и  результативностью  коррекционно-образовательной работы  отражается  в «Дневнике  наблюдения». Ведение  дневниковых  записей дает возможность проанализировать   поведение воспитанника  в группе за месяц, дать оценку  уровня усвоения им  учебного  материала.

Важной составляющей корекционно-педагогической работы является создание условий, определенной коррекционно-развивающей среды. Кабинеты узких специалистов оснащены всем необходимым оборудованием. Для занятий с детьми, имеющими проблемы со зрением, приобретены: тифлоальбомы с рельефным изображением, электронный увеличитель, принтер с распечаткой рельефного изображения, лупы, различные дидактические панели и многое другое. Для детей с умственной отсталостью, как правило, с проблемами опорно-двигательного аппарата, в группах установлены поручни, столы и стулья с фиксацией положения тела, вертикализаторы, разнообразные дидактические панели, коляски, ходунки  и др.

Все эти дети посещают сенсорную комнату, которая  также оборудована с учетом специфики заболеваний наших воспитанников.

Вторым направлением коррекционной работы является лечебно-восстановительная деятельность.

Эту работу проводят такие специалисты, как врач-окулист, медсестра-ортоптистка, врач-педиатр, медицинская сестра, физиомедсестра, медсестра-массажист, инструктор ЛФК.

Дети с проблемами зрения проходят лечебно-восстановительные курсы на аппаратах, посещая  специализированные кабинеты. В детском саду оборудовано 2 ортоптических кабинета. Для восстановления нарушенных глазных функций  детский сад оснащен современным офтальмологическим оборудованием. Занятие на этих приборах способствует   развитию  функций глаза и формированию  бинокулярного зрения; аппарат «Амбликор-01» ‒ БОС очень эффективен при лечении астигматизма;  занятия с помощью специальных  компьютерных  программ повышают эффективность лечения амблиопии и косоглазия.  Если у ребенка сохранена хотя бы малая доля зрительных функций, для него проводятся реабилитационные мероприятия.

Общее физическое состояние очень важно для всей коррекционной работы.

Наши воспитанники, в соответствии с назначением врача, проходят различные физиопроцедуры, поддерживающие  и укрепляющие растущий организм ребят. Физиотерапевтический   кабинет оснащен: тубус-кварцем УГН-1, аппаратом УВЧ, ЭС -10-05,  ультразвуковыми ингаляторами «Вулкан-1», ингалятором УНИП-1 (2 шт.), УФО, лампой ОБН 450, ингалятором «Мерамед». 

Массаж и лечебная физкультура  тоже слагаемые лечебно-восстановительной работы. Детский сад имеет уникальное приспособление для работы с детьми с ограниченными возможностями ‒ тренажер «Гросса», устройство позволяет ребенку без посторонней помощи сохранять вертикальное положение, передвигаться в пространстве и работать на обычных тренажерах. Упражнения на тренажере помогают снимать нагрузку с опорно-двигательного аппарата, обеспечивают страховку, снимают «синдром страха».

Занятия в бассейне также неотъемлемая часть лечебно-восстановительной  деятельности. Установленный  подъемник для опускания детей в воду в бассейне создает ситуацию успеха у ребят, помогает им лучше адаптироваться к занятиям в воде.

Полезная и любимая процедура ребят – это полет в фитобочке.  С помощью фитобочки укрепляются защитные функции организма, улучшаются обменные процессы.

Как и для всех воспитанников ДОУ проводятся такие  лечебно-профилактическое и оздоровительное мероприятия, как витаминотерапия, кварцевание,  ароматерапия, фитотерапия. Особое внимание уделяется подбору меню для наших воспитанников, ведь многие из них имеют ограничения в выборе продуктов питания. Дифференцированный подход в организации питания ребят с ОВЗ также слагаемое комплексного подхода лечебно-востановительной деятельности.

С целью анализа эффективности реализации индивидуального маршрута каждого воспитанника с ОВЗ  регулярно проводятся заседания группы сопровождения (ПМПк). Работа консилиума позволяет  специалистам (педагогу-психологу,  учителю-логопеду, педагогу-дефектологу, воспитателю, инструктору ЛФК) иметь сведения  об особенностях психического развития каждого воспитанника, его индивидуально-личностных характеристиках, состоянии  здоровья, потенциальных возможностях развития, дает возможность обсудить  динамику  и результаты  коррекционно-педагогической работы.

Важным направлением  коррекционно-педагогической деятельности является консультативная и просветительская работа с родителями.  Она  создает  необходимое информационное и мотивационное поле ранней психолого-педагогической помощи, помогает активно включиться  в  коррекционно-развивающий процесс родителям ребенка  с ограниченными возможностями здоровья. Содержание консультативной помощи включает информацию о закономерностях и особенностях развития ребенка с ОВЗ, о задачах, направлениях и средствах развивающего взаимодействия взрослых с ребенком и т. д. Консультативная функция реализуется в процессе чаще индивидуальных  консультаций родителей, а также в виде мастер-классов, оформления стендовых консультаций.

  Все перечисленные выше мероприятия являются составной частью большой комплексной работы всего дошкольного учреждения по реализации основной общеобразовательной программы. Наши особые воспитанники включены во все процессы, мероприятия, которые проводятся с детьми общего развития, ‒ развлечения, праздники, прогулки, режимные моменты и т. д. 

Благодаря такой системе психолого-медико-педагогического сопровождения, в детском саду созданы условия для интегрированного, инклюзивного образования детей с ОВЗ, их успешной социализации в обществе.