ГУМАНИТАРНО-ОРИЕНТИРОВАННОЕ ПРОСТРАНСТВО
КАК СРЕДСТВО ПЕДАГОГИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ
С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ*

 

Рябова Н. В., Ежовкина Е. В.
Мордовия, г. Саранск,
ФГБОУ ВПО «Мордовский государственный педагогический институт  имени М. Е. Евсевьева»

 

Инклюзивное образование: практика, исследования, методология: Сб. материалов II Международной научно-практической конференции / Отв. ред. Алехина С. В. М.: МГППУ, 2013

 

Социально значимые изменения последнего десятилетия в основном обусловлены гуманизацией индивидуального и общественного сознания, в соответствии с которой высшей целью и смыслом существования общества признается человек. В этом контексте человек с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) нуждается в особой поддержке со стороны государства, общественной помощи и заботе, обеспечивающих ему более полную и полноценную интеграцию в общество. На примере деятельности инновационных структурных подразделений Мордовского государственного педагогического института имени М. Е. Евсевьева покажем возможности создания гуманитарно-ориентированного пространства Центра продленного дня (ЦПД) нашего института, призванного обеспечить эффективное сопровождение ребенка с ОВЗ.

Центр продленного дня является единственным в Республике Мордовия Центром, осуществляющим полноценную подготовку детей предшкольного возраста к обучению в школе. Основные направления деятельности Центра: помощь семье в развитии и воспитании детей от 3 до 7 лет; диагностическая работа, направленная на выявление уровня и особенностей развития ребенка; консультативная работа с родителями; проектирование и реализация индивидуальной траектории развития ребенка; психолого-педагогическое сопровождение ребенка квалифицированными специалистами в образовательном процессе. В ЦПД (в группах кратковременного пребывания) обучаются дети дошкольного возраста, не посещающие ДОУ; дети, посещающие ДОУ, обучаются в группах комплексного развития; кроме этого созданы группы компенсирующего развития для детей с ОВЗ (заметим, что данная категория детей разнообразна, а именно: дети с нарушениями зрения, речи, опорно-двигательного аппарата, интеллекта, с выраженными расстройствами эмоционально-волевой сферы, включая РДА, с задержкой психического развития). Одним из условий успешного сопровождения ребенка, посещающего ЦПД, является наличие в  Центре службы психолого-педагогической поддержки, обеспечивающей помочь детям с ОВЗ в адаптации и социализации в среду здоровых сверстников. Таким образом, в нашем Центре созданы благоприятные условия для сопровождения детей, обеспечивающие интеграцию ребенка с ОВЗ в среду здоровых сверстников.

Термин «сопровождение» в настоящее время широко применяется во всех сферах жизнедеятельности человека. Анализ психолого-педагогической литературы последнего десятилетия (Е. А. Александрова, Т. В. Глазкова и др.) позволяет говорить о том, что однозначной трактовки данного понятия не существует [2; 3]. В настоящее время сопровождение рассматривается разносторонне исследователями различных сфер знания (психология, педагогика, дефектология и др.). На наш взгляд, близкой по содержанию к задачам нашего исследования является разработанность проблемы в образовании. Так, сопровождение становится необходимой составляющей образовательной системы, позволяющей создавать условия для полноценного развития детей. Традиционно проблема сопровождения в образовательном процессе рассматривается в педагогическом аспекте. Например, Т. В. Глазкова понимает под педагогическим сопровождением технологию оказания индивидуальной помощи учащимся, испытывающим учебные трудности личностного, дистрессового характера, проявляющиеся в устойчивых негативных эмоциональных переживаниях [3]; Н. П. Спирина определяет исследуемый термин следующим образом: во-первых, как совместное с ребенком определение его интересов, целей, возможностей и путей преодоления препятствий, мешающих ему сохранить, а возможно, развить человеческое достоинство и достигать позитивных результатов в обучении, самовоспитании, образе жизни; во-вторых, как организацию помощи ребенку в разрешении проблем, связанных с его психическим и социальным, в том числе – коммуникативным развитием [6]; Е. А. Александрова рассматривает «педагогическое сопровождение» как педагогическую деятельность, суть которой заключается не только в превентивном научении школьника самостоятельно планировать жизненный путь и индивидуальную образовательную траекторию, разрешать проблемные ситуации, но и в перманентной готовности взрослого адекватно отреагировать на физический и эмоциональный дискомфорт ученика и окружающих его людей [2]. Таким образом, точки зрения педагогов на сопровождение можно дифференцировать следующим образом: во-первых, как деятельность (Е. А. Александрова); во-вторых, как технологию (Т. В. Глазкова);  в-третьих, как систему (Н. П. Спирина) [2; 3; 6].

В нашем исследовании интерес представляет «гуманитарно-ориентированное пространство», обеспечивающее эффективное педагогическое сопровождение ребенка с ОВЗ. В существующей системе российского образования сегодня говорят о нескольких моделях образования этой категории детей. А. А. Наумов, В. Р. Соколова, А. Н. Седегова разъясняют, что обычное образование нацелено на обычных детей, предполагает обычных педагогов и обычные школы; специальное образование предполагает работу с особыми детьми, под них подстраиваются и школа, и педагоги; интегрированное образование с помощью реабилитации и адаптации подстраивает специального ребенка к обычному образованию; инклюзивное образование, воспринимая ребенка таким, какой он есть, подстраивает под него систему образования [4]. С учетом анализа психолого-педагогической литературы (Е. Н. Глубокая,  В. А. Козырев, И. Э. Кондракова, Л. М. Мосолова) гуманитарно-ориентированное пространство определяется нами как многоуровневая образовательная система гармоничного и индивидуально-личностного развития ребенка, как гуманитарно-организуемая воспитательная среда, в которой провозглашается признание человека высшей ценностью, обеспечивается осмысление роли человека в мире и овладение способами взаимодействия с ним, превращение социального опыта в опыт личный, что осуществляется на основе взаимопонимания и взаимоуважения личности друг друга. Проблема моделирования гуманитарно-ориентированного пространства находит отражение в работах Е. А. Александровой, В. А. Козырева и др. [1; 5].  Анализ научных трудов ученых позволяет нам спроектировать модель гуманитарно-ориентированного пространства, обеспечивающего успешное педагогическое сопровождение дошкольника с ОВЗ с целью формирования у него самостоятельности планировать свой жизненный путь и индивидуальную образовательную траекторию, организовывать жизнедеятельность, разрешать проблемные ситуации в соответствии с правилами и общепринятыми нормами.

В ходе моделирования мы исходили из того, что педагогическое сопровождение представляет собой определенный тип педагогической деятельности, направленный на формирование личности дошкольника, обладающей вышеуказанными  характеристиками. С этой целью в ЦПД организовано взаимодействие специалистов, реализуемое по следующим направлениям: диагностическое, аналитически-проектирующее, консультирующее, координирующее, организующее (данное сопровождение обеспечивают такие специалисты, как педагог-психолог, учитель-дефектолог, учитель-логопед, воспитатель, музыкальный работник, инструктор по физической культуре).

 Педагогическое сопровождение осуществляется указанными специалистами с  момента его первого прихода в ЦПД до успешного выпуска через два года. Процесс педагогического сопровождения реализуется посредством следующих видов деятельности: во-первых, в ходе образовательной деятельности (значимым является объединение различных факторов, условий, связей и взаимодействия субъектов образования; обеспечивается развитие личности дошкольника посредством реализации индивидуальных образовательных траекторий); во-вторых, в процессе внеучебной деятельности (значимым является объединение различных факторов, условий успешной деятельности, связанной с реализацией дополнительных образовательных услуг, направленных на развитие творческих способностей детей, целенаправленное взаимодействие с родителями с целью вовлечения их в совместную с детьми деятельность). Например, в нашем случае для детей с ОВЗ создаются организационные и психолого-педагогические условия, позволяющие проводить групповую и индивидуальную образовательную деятельность с дошкольниками, направленную на формирование механизмов их успешной адаптации в среде здоровых сверстников, а также становление и развитие самостоятельности и успешности социализации в современном социуме.  Значимым является то, что в Центре организуются совместные с родителями мероприятия творческого, прикладного, спортивного характера, что формирует уверенность педагогов и родителей в творческих силах ребенка, обеспечивает взаимодействие детей с ОВЗ и здоровых сверстников при проведении праздников, творческих мероприятий, игр и др.

Таким образом, реализация представленной модели гуманитарно-ориентированного пространства, созданного в Центре продленного дня Мордовского государственного педагогического института имени М. Е. Евсевьева, обеспечивает педагогическое сопровождение детей с ОВЗ, что способствует их успешной адаптации в среду здоровых сверстников, а также формированию личности такого ребенка, готовой самостоятельно планировать свой жизненный путь и индивидуальную образовательную траекторию, организовывать жизнедеятельность, разрешать проблемные ситуации в соответствии с правилами и общепринятыми нормами.

 

*Статья подготовлена при финансовой поддержке Министерства образования и науки РФ в рамках Государственного задания ФГБОУ ВПО «Мордовский государственный педагогический институт имени М. Е. Евсевьева» на 2013 год. Проект «Модели и технологии психолого-педагогического сопровождения развития детей в системе образования».

 

ЛИТЕРАТУРА

1.    Александрова, Е. А. Некоторые критерии сформированности гуманистического образовательного пространства // Методическая копилка. 2006. [Электронный ресурс]. URL: http://www.tochkapsy.ru/index.php?inc=copilka&id=439 (дата обращения 06.05.2013).

2.    Александрова, Е. А. Педагогическое сопровождение самоопределения старших школьников / Е. А. Александрова. М.: НИИ школьных технологий, 2010. 336 с.

3.    Глазкова, Т. В. Педагогическое сопровождение личностного развития учащихся в общеобразовательной школе: автореф. дис. … канд. пед. наук: Т. В. Глазкова. Иркутск, 2004. 18 с.

4.    Интегрированное и инклюзивное обучение в образовательном учреждении. Инновационный опыт / авт.-сост. А. А. Наумов, В. Р. Соколова, А. Н. Седегова.  Волгоград: Учитель, 2012. 147 с.

5.    Козырев, В. А. Гуманитарная образовательная среда педагогического университета: сущность, модель, проектирование / В. А. Козырев. СПб.: РГПУ им. А. И. Герцена, 2004.  327 с.

6.    Спирина, Н. П. Педагогическое сопровождение процесса преодоления речевых затруднений в общении младших школьников / Н. П. Спирина. Великий Новгород: НовГУ, 2003. 84 с.