ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ПРИ ПОДГОТОВКЕ РЕБЕНКА С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ К ОБУЧЕНИЮ В ШКОЛЕ: ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЙ АСПЕКТ

 

Мигунова И.Г.

Позывайлова М.Л.

Россия, г. Москва, ГБОУ ЦДиК «Участие»

 

Инклюзивное образование: практика, исследования, методология: Сб. материалов II Международной научно-практической конференции / Отв. ред. Алехина С. В. М.: МГППУ, 2013

 

Идея сопровождения ребенка с ограниченными возможностями здоровья в условиях инклюзивного образования,  как воплощение гуманистического и личностно-ориентированного подходов, последовательно и детально разрабатывается в работах М. Р. Битяновой [2], Э. М. Александровской [1], Е. И. Казаковой [3] и других в трех основных плоскостях: ценностно-смысловые основания метода сопровождения; организационные модели сопровождающей деятельности; содержание и технологии психолого-педагогического сопровождения. В данной статье мы рассматриваем психолого-педагогическое сопровождение обучения и воспитания ребенка с особыми образовательными потребностями с точки зрения содержания и технологий реализации как систему организации психолого-педагогических условий и мер, направленных на помощь ребенку и его развитие в условиях образовательного учреждения.

На наш взгляд, организация комплекса специальных психолого-педагогических и образовательных условий обучения «особого» ребенка, объединенных в единую систему психолого-педагогического и медико-социального сопровождения, требует вклада усилий команды специалистов различного профиля.

В системно-ориентированной деятельности по организации и реализации психолого-педагогического сопровождения специалистами решаются три основные задачи. Рассмотрим их применительно к проблеме нашего исследования.

Первая задача состоит в отслеживании особенностей психологического развития ребенка в старшем дошкольном возрасте (диагностический минимум). При этом диагностические показатели развития компонентов психологической готовности ребенка к школе сравниваются с нормативными. В случае несоответствия диагностических показателей с нормативными значениями изучается причина и разрабатывается индивидуальная коррекционная программа, соответствующая особенностям и возможностям ребенка.

Вторая задача заключается в создании специальных организационных и психолого-педагогических условий для полноценного развития ребенка в рамках его возрастных и индивидуальных возможностей и решается посредством просвещения и психологического обучения родителей, педагогов и самих детей.

Третья задача состоит в создании специальных коррекционно-психологических условий для оказания помощи детям средствами коррекционно-развивающей, консультационной, методической и координационной работы.

В организационной модели сопровождения М.Р. Битяновой [2], которой придерживаемся и мы, в качестве «базисного элемента» выделяется психологический статус – описательная характеристика соотношения возможностей ребенка с требованиями соответствующего возрастного этапа. Психологический статус является интегральным показателем, определяющим содержательную основу для коррекционной и развивающей работы. На этапе старшего дошкольного возраста интегральной характеристикой выступает психологическая готовность ребенка к школьному обучению.

М.Р. Битянова [2] также выдвигает предложение о необходимости создания диагностического минимума, позволяющего выявлять показатели развития. В практической работе мы, как правило, используем диагностические комплексы, предложенные последователями этой научной школы.

Также считаем необходимым подчеркнуть, что большинство авторов сходятся во мнении, что использование результатов психолого-педагогического консилиума как диагностического инструмента, способа выработки стратегии сопровождения и конкретизации содержания работы является эффективным средством реализации комплексных программ психолого-педагогического сопровождения детей с особенностями в развитии в образовательном процессе.

Как правило, причины недостаточного развития компонентов психологической готовности ребенка к школе связаны с особенностями коммуникации ребенка с взрослыми, либо в системе взаимоотношений и взаимодействия со сверстниками, либо причины затруднений в особенностях самосознания детей.

Личностный компонент психологической готовности формируется под влиянием особенностей освоения ребенком социокультурного опыта, в связи с этим построение системы психолого-педагогического сопровождения ребенка на данном этапе должно быть ориентировано на вариативность коммуникации: ребенок должен получить опыт общения с разными людьми, научиться выстраивать отношения со сверстниками и понимать роль взрослого (учителя, воспитателя, педагога) в учебном процессе. Для решения этой задачи на этапе подготовки ребенка к школе, как правило, организуется вариативная среда: работа ведется преимущественно в групповой форме, при этом группа комплектуется из детей примерно одного возраста, различных нозологических групп (с равными возможностями по интеллекту). Работу в группе осуществляют разные педагоги: логопед, дефектолог, психолог и педагог дополнительного образования. Таким образом, обеспечивается разнообразие коммуникаций: ребенок получает возможность контакта не только со сверстниками, но и с рядом новых для него взрослых. При решении некоторых учебных задач в группу могут быть включены родители, за счет чего ребенок приобретает опыт общения с собственными родителями в новой форме: родители выступают активными участниками образовательного процесса, а не остаются в роли пассивных наблюдателей со стороны. Важно отметить, что педагоги, включенные в процесс подготовки «особого» ребенка к школе, являются не только «вариативными партнерами общения», но и полноценными прототипами будущего учителя ребенка. Восприятие ребенком педагогов как учителей обеспечивается за счет специально организованного пространства помещения, в котором проходят занятия, использования в работе приемов, схожих с методическими приемами, применяемыми учителями в начальной школе, а также с  дифференцированными по виду деятельности занятиями (например, занятия с логопедом направлены на развитие речи, а с педагогами дополнительного образования на формирование музыкальной культуры или физическое воспитание).

Ценностно-мотивационный компонент психологической готовности формируется через понимание ребенком важности учебной деятельности, становление у него «правильных» и цельных представлений о школе, формирование познавательной мотивации.

Познавательная мотивация ребенка во многом зависит от окружающих его взрослых: нужно, чтобы значимые для ребенка люди были, как и он, заинтересованы в приобретении нового опыта, освоении новых навыков. Для этого необходимо вовлечение родителей в активный процесс подготовки ребенка к школе: детско-родительские группы, система домашних заданий с вовлечением родителей, совместные, ‒ все это инструменты эффективного включения значимых для ребенка взрослых. Кроме этого, важно сформировать у ребенка ощущение собственной успешности, состоятельности в приобретении нового опыта. Освоение нового опыта должно в конечном итоге ассоциироваться у ребенка с позитивными эмоциями. Для этого в структуру занятий могут быть включены занятия с педагогами дополнительного образования (лепка, рукоделие, рисование, музыка и т.д.): на таких занятиях ребенок может не только получить новый опыт, «пощупать» результаты своего труда, но и ощутить тот самый первый успех собственной деятельности. Участие в разнообразных конкурсах позволяет сформировать у ребенка адекватную самооценку, оценивать себя и свои достижения в сравнении с достижениями других.

Представления о школе, учебной деятельности и ее атрибутах формируется у ребенка не столько под влиянием специально организованных воздействий, сколько под влиянием значимых для ребенка взрослых: так, если родители рассказывают ребенку о школе как о светлом времени их жизни, то и у ребенка формируется позитивное отношение. Важно отметить, что цельность представлений ребенка о новом для него достигается за счет нового опыта: экскурсий в школу, участия во внеучебных мероприятиях, просмотра тематического видеоматериала, чтения рассказов и т.д.

Таким образом, правильное понимание ситуации урока и восприятие учителя как человека, ставящего учебную задачу, зависит от того, насколько сформированы представления ребенка о школе, его познавательная мотивация и насколько он может опираться на полученный ранее опыт коммуникации с педагогами. Данные факторы должны быть учтены при организации психолого-педагогической работы по подготовке ребенка к школе.

Трудности, связанные с несформированностью или низким уровнем развития у детей коммуникативной компетентности (личностный компонент готовности), могут быть преодолены за счет включения в процесс подготовки к школе психологических занятий, направленных на формирование у детей навыков общения, самопрезентации, межличностного и командного взаимодействия. Для некоторых детей на данном этапе могут оказаться эффективными индивидуальные занятия с психологом, направленные на снижение тревожности, агрессивности, «проработку» страхов, связанных с общением.

Как было отмечено выше, ребенок в процессе подготовки к школе должен не только овладеть необходимыми знаниями, умениями и навыками, но и быть способен и готов, а следовательно, компетентен в оценке себя и собственной деятельности, а также деятельности других людей. Кроме предложенного выше, участие ребенка в различных конкурсах и соревнованиях, формирование у ребенка адекватных представлений о себе должны дополняться адекватными представлениями о собственном теле и его возможностях. Для решения этой задачи в систему подготовки к школе могут быть включены занятия танцами или восточной гимнастикой.

Детям, имеющим ограниченные возможности здоровья, очень важна родительская включенность в освоение ими новой социальной роли ‒ роли ученика. Согласованные действия родителей и педагогов в организации процесса подготовки ребенка с ограниченными возможностями здоровья к школе предупредит школьную дезадаптацию: бытовые, повседневные ситуации богаты обучающим материалом, позволяющим сформировать, закрепить, обогатить различные составляющие психологической готовности ребенка к школе. По нашему мнению, преемственность в вопросах профилактики школьной дезадаптации между родителями, педагогами и специалистами поможет создать именно такую обстановку, которая не только подготовит ребенка к успешной учебе, но и позволит занять ему достойное место среди одноклассников и чувствовать себя в школе комфортно.

 

ЛИТЕРАТУРА

1. Александровская Э.М., Кокуркина Н.И., Куренкова Н.В. Психологическое сопровождение школьников: Учеб. пособие для студентов высш. пед. учеб. завед. / Э.М. Александровская, Н.И. Кокуркина, Н. В. Куренкова. М.: Академия, 2002. 206 с.

2. Битянова М.Р. Организация психологической работы в школе / М. Р. Битянова. М., 1997. 298 с.

3. Казакова Е.И., Жданова М.А. Шипицына Л.М. Психолого-педагогическое консультирование и сопровождение развития ребенка / Е.И. Казакова, М.А. Жданова, Л. М. Шипицына. М., 2003. 528 с.