ФОРМЫ РАБОТЫ С ДЕТЬМИ СО СЛОЖНЫМИ НАРУШЕНИЯМИ
 В УСЛОВИЯХ ИНКЛЮЗИВНОГО ОБУЧЕНИЯ

 

Медова Н. А.
Россия, г. Томск, Томский государственный педагогический университет

 

Инклюзивное образование: практика, исследования, методология: Сб. материалов II Международной научно-практической конференции / Отв. ред. Алехина С. В. М.: МГППУ, 2013

 В настоящее время в России насчитывается более 2 млн. детей с ограниченными возможностями (8% всех детей), из них около 700 тыс. составляют дети-инвалиды. Кроме роста числа почти всех категорий детей с ограниченными возможностями здоровья, отмечается и тенденция качественного изменения структуры дефекта, комплексного характера нарушений у каждого отдельного ребенка. Образование детей с ограниченными возможностями здоровья предусматривает создание для них специальной коррекционно-развивающей среды, обеспечивающей адекватные условия и равные с обычными детьми возможности для получения образования в пределах специальных образовательных стандартов.

Получение детьми с ограниченными возможностями здоровья образования является одним из основных и неотъемлемых условий их успешной социализации, обеспечения их участия в жизни общества.

Ребенок с ограниченными возможностями здоровья испытывает трудности при обучении. Общение с книгой, особенно с той, которая на своих страницах размещает коррекционно-развивающий материал, помогает ему уравнять свои возможности с нормально развивающимися сверстниками. Задача взрослого научить ребенка пользоваться предложенным материалом, тем самым приближая его к целостному восприятию мира как основе обучения.

В связи с этим появление книг, предоставленных фондом «Иллюстрированные книжки для маленьких слепых детей», вызывают интерес как у родителей детей с нарушенным зрением, так и у педагогов-дефектологов.

Нами были разработаны направления работы с книгами данной серии (см. таблицу 2). Вот некоторые из них:

1. Изучение книги – ребенок держит книгу в руках, рассматривает картинку на обложке, в соответствии с особенностями здоровья переворачивает.

2. Обследование книги – ребенок самостоятельно (или с помощью взрослого), перелистывает страницы, рассматривает находящиеся в книге вставки, дополнительные элементы и т.д.

3. Определение порядка действия – показать, одновременно объясняя порядок действий. Затем проделать эти действия вместе с ребенком. Далее предоставить ему самостоятельность и при необходимости помогать действием или советом.

4. Концентрация внимания – восприятие мелких предметов (не выделенных издателями) с помощью обводки этого предмета, подсветки фонарика, настольной лампы, обозначение контрастной линейкой красного или черного цвета, приложив ее под объект рассматривания. Можно наложить на объект такого же цвета выделительную рамку, в отверстии которой должен быть хорошо виден рисунок.

5. Прослушивание – работа со звуковыми вставками в издании. Работа над фонематическими процессами у детей с нарушениями.

6. Беседа – поговорить с детьми по сюжету (перед началом работы), показать заинтересованность взрослого в сюжете, в изображении в технике подачи материала.

Таблица

Варианты использования дополнительных вставок в книгах
для детей с комплексными (сложными) нарушениями

Виды вставок

Задачи использования дополнительных вставок

Особенности сопровождения

Вырубка по контуру изображения

Изучить предмет тактильно, зрительно, на основе словесного сопровождения.

Научить фокусировать взор на предмете.

Помощь в различении и идентификации образа.

Панорамное изображение

Учить восприятию целостного изображения (сюжета).

Игра «Картинка, не картинка».

Нахождение предмета по заданию.

Музыка

Способствовать снижению эмоциональной тревожности.

Способствовать формированию ритма.

Педагог предлагает определить близкое и далекое звучание музыкального инструмента.

 

Воспроизводить простейшие ритмы, отхлопывая в ладоши, слушая музыку.

Употребление понятий «громко-тихо», «высоко-низко», «быстро-медленно». Использовать их в речи.

Тактильные вставки

Формировать тактильную чувствительность, мелкую и общую моторику рук.

Удерживать предметы (на веревочках и т.п.) в руках.

Прослеживание действий за взрослым.

 

 

 

Выполнение по подражанию, с помощью и самостоятельно.

Сочетание с игровой деятельностью.

Театр, игра

Способствовать формированию игровых навыков.

Способствовать формированию мимики и пантомимики.

Полное сопровождение.

 

 

Пассивная демонстрация действий или в игре, или в представлении.

Задания к книге

Неэффективны.

 

Движущиеся части

Научить ребенка произвольно брать и отпускать движущиеся вставки, перекладывать их из руки в руку, отыскивать взглядом предмет, рассматривать его и прослеживать перемещение.

Технология «рука в «руку».

 

Отслеживание движения глаз.

 

Формирование важного умения вступать в контакт и поддерживать его по определенной схеме коммуникации, используя невербальные и вербальные формы, технические средства, как показывает опыт, наиболее эффективно проходит в совместной проектной деятельности детей со сложными нарушениями и нормально развивающимися детьми.

Сложность состоит в том, что дети в группе подбираются не по желанию детей, а по разной структуре нарушения и разным образовательным возможностям. В связи с этим часто в группе возникают разногласия, нетерпимость, нежелание работать именно в качестве составляющей этой группы. Большая роль на данном этапе уделяется формированию и развитию невербальных средств общения и умению общаться в группе. На данном этапе также проводится работа по овладению детьми элементарными компьютерными навыками. Для детей с нарушением кинестетического праксиса предлагаются игры: «Мышка бегает по кругу» ‒ ученики выполняют круги мышью по часовой и против часовой стрелки; «Левый-правый» ‒ дети по команде нажимают или левую, или правую кнопку компьютерной мыши.

Для развития глазодвигательной функции проводится работа с курсором, а именно игры: «Дорожки» ‒ дети следят глазами за курсором и при его остановке указывают местонахождение; «Прятки» ‒ ребенок закрывает глаза, логопед «прячет» курсор на экране, затем ученик пытается отыскать стрелку-курсор и т.д.

Такие упражнения помогают детям с комплексными нарушениями чувствовать себя увереннее в кругу сверстников, так как они так же, как все, изучают современные способы овладения знаниями. В процессе работы над проектом педагог осуществляет специальное сопровождение, помогающее реализовать свои образовательные потребности всем участникам проектной группы в зависимости от особенностей развития.

Таблица

Варианты упражнений и заданий для детей
с разными образовательными возможностями

Тема

Деятельность

Сопровождение

высокие образовательные возможности

дети со сложными (комплексными)
нарушениями

Знакомство

(пальчиковый театр) «Сказка про Цыпу».

Повтор за логопедом диалогов, самостоятельное ведение рассказа по образцу.

Имитация сюжета с помощью пальчиковых игрушек.

Здравствуйте.

Разрешите.

Разрешите познакомиться.

Спасибо.

Добрый день!

Привет!

Рады познакомиться.

«Мой портрет в лучах солнца». Рисунок собственного портрета на бумажной тарелке на фоне солнца.

Рисование без помощи, проговаривание своих самых лучших качеств характера (прописывание на лучах солнца).

Рисование с помощью. Выбор из двух антонимов нужных качеств.

Добрый

Веселый

Трудолюбивый

Любознательный

Дружелюбный

Честный

Отзывчивый

Смелость

Находчивый

Игры на толерантность.

«Кто какое животное?» «Незадевалки».

Умение взаимодействовать в одном пространстве, не мешая друг другу.

Ведущие в играх. Контролеры за выполнением правил.

Выполнение заданий «рука в руку» с другим учеником.

Уступить

Дразнить

Не задевать

Пропустить

Не обзывать

Дружить

Помогать

Нарушать

Соблюдать

«Волшебный лес» ‒ совместное рисование леса.

Умение распределять пространство листа, распределять зоны творчества каждого участника и объекты рисунка.

Может распределять обязанности и пространство. Определяет основы рисунка. Задача: научить ценить вклад каждого участника.

Задача: вовлечь в деятельность (дополнять рисунок, в особых случаях «рука в руку»).

Творчество

Совместно

Дополнить

Распределить

 

Подобные формы работы с детьми со сложными нарушениями улучшают показатели жизненных компетенций: установление кинезиологического контакта, выработку самостоятельности в действиях, приобретение социального опыта. Педагоги, родители, используя их в своей работе, оптимизируют свой труд, создавая все условия для получения качественного образования детей.