ФОРМЫ РАБОТЫ С ДЕТЬМИ СО СЛОЖНЫМИ НАРУШЕНИЯМИ
В УСЛОВИЯХ ИНКЛЮЗИВНОГО ОБУЧЕНИЯ
Медова Н. А.
Россия, г. Томск, Томский государственный педагогический университет
Инклюзивное образование: практика, исследования, методология: Сб. материалов II Международной научно-практической конференции / Отв. ред. Алехина С. В. М.: МГППУ, 2013
В настоящее время в России насчитывается более 2 млн. детей с ограниченными возможностями (8% всех детей), из них около 700 тыс. составляют дети-инвалиды. Кроме роста числа почти всех категорий детей с ограниченными возможностями здоровья, отмечается и тенденция качественного изменения структуры дефекта, комплексного характера нарушений у каждого отдельного ребенка. Образование детей с ограниченными возможностями здоровья предусматривает создание для них специальной коррекционно-развивающей среды, обеспечивающей адекватные условия и равные с обычными детьми возможности для получения образования в пределах специальных образовательных стандартов.
Получение детьми с ограниченными возможностями здоровья образования является одним из основных и неотъемлемых условий их успешной социализации, обеспечения их участия в жизни общества.
Ребенок с ограниченными возможностями здоровья испытывает трудности при обучении. Общение с книгой, особенно с той, которая на своих страницах размещает коррекционно-развивающий материал, помогает ему уравнять свои возможности с нормально развивающимися сверстниками. Задача взрослого научить ребенка пользоваться предложенным материалом, тем самым приближая его к целостному восприятию мира как основе обучения.
В связи с этим появление книг, предоставленных фондом «Иллюстрированные книжки для маленьких слепых детей», вызывают интерес как у родителей детей с нарушенным зрением, так и у педагогов-дефектологов.
Нами были разработаны направления работы с книгами данной серии (см. таблицу 2). Вот некоторые из них:
1. Изучение книги – ребенок держит книгу в руках, рассматривает картинку на обложке, в соответствии с особенностями здоровья переворачивает.
2. Обследование книги – ребенок самостоятельно (или с помощью взрослого), перелистывает страницы, рассматривает находящиеся в книге вставки, дополнительные элементы и т.д.
3. Определение порядка действия – показать, одновременно объясняя порядок действий. Затем проделать эти действия вместе с ребенком. Далее предоставить ему самостоятельность и при необходимости помогать действием или советом.
4. Концентрация внимания – восприятие мелких предметов (не выделенных издателями) с помощью обводки этого предмета, подсветки фонарика, настольной лампы, обозначение контрастной линейкой красного или черного цвета, приложив ее под объект рассматривания. Можно наложить на объект такого же цвета выделительную рамку, в отверстии которой должен быть хорошо виден рисунок.
5. Прослушивание – работа со звуковыми вставками в издании. Работа над фонематическими процессами у детей с нарушениями.
6. Беседа – поговорить с детьми по сюжету (перед началом работы), показать заинтересованность взрослого в сюжете, в изображении в технике подачи материала.
Таблица
Варианты использования дополнительных вставок в книгах
для детей с комплексными (сложными) нарушениями
Виды вставок | Задачи использования дополнительных вставок | Особенности сопровождения |
Вырубка по контуру изображения | Изучить предмет тактильно, зрительно, на основе словесного сопровождения. Научить фокусировать взор на предмете. | Помощь в различении и идентификации образа. |
Панорамное изображение | Учить восприятию целостного изображения (сюжета). | Игра «Картинка, не картинка». Нахождение предмета по заданию. |
Музыка | Способствовать снижению эмоциональной тревожности. Способствовать формированию ритма. | Педагог предлагает определить близкое и далекое звучание музыкального инструмента.
Воспроизводить простейшие ритмы, отхлопывая в ладоши, слушая музыку. Употребление понятий «громко-тихо», «высоко-низко», «быстро-медленно». Использовать их в речи. |
Тактильные вставки | Формировать тактильную чувствительность, мелкую и общую моторику рук. Удерживать предметы (на веревочках и т.п.) в руках. | Прослеживание действий за взрослым.
Выполнение по подражанию, с помощью и самостоятельно. Сочетание с игровой деятельностью. |
Театр, игра | Способствовать формированию игровых навыков. Способствовать формированию мимики и пантомимики. | Полное сопровождение.
Пассивная демонстрация действий или в игре, или в представлении. |
Задания к книге | Неэффективны. |
|
Движущиеся части | Научить ребенка произвольно брать и отпускать движущиеся вставки, перекладывать их из руки в руку, отыскивать взглядом предмет, рассматривать его и прослеживать перемещение. | Технология «рука в «руку».
Отслеживание движения глаз. |
Формирование важного умения вступать в контакт и поддерживать его по определенной схеме коммуникации, используя невербальные и вербальные формы, технические средства, как показывает опыт, наиболее эффективно проходит в совместной проектной деятельности детей со сложными нарушениями и нормально развивающимися детьми.
Сложность состоит в том, что дети в группе подбираются не по желанию детей, а по разной структуре нарушения и разным образовательным возможностям. В связи с этим часто в группе возникают разногласия, нетерпимость, нежелание работать именно в качестве составляющей этой группы. Большая роль на данном этапе уделяется формированию и развитию невербальных средств общения и умению общаться в группе. На данном этапе также проводится работа по овладению детьми элементарными компьютерными навыками. Для детей с нарушением кинестетического праксиса предлагаются игры: «Мышка бегает по кругу» ‒ ученики выполняют круги мышью по часовой и против часовой стрелки; «Левый-правый» ‒ дети по команде нажимают или левую, или правую кнопку компьютерной мыши.
Для развития глазодвигательной функции проводится работа с курсором, а именно игры: «Дорожки» ‒ дети следят глазами за курсором и при его остановке указывают местонахождение; «Прятки» ‒ ребенок закрывает глаза, логопед «прячет» курсор на экране, затем ученик пытается отыскать стрелку-курсор и т.д.
Такие упражнения помогают детям с комплексными нарушениями чувствовать себя увереннее в кругу сверстников, так как они так же, как все, изучают современные способы овладения знаниями. В процессе работы над проектом педагог осуществляет специальное сопровождение, помогающее реализовать свои образовательные потребности всем участникам проектной группы в зависимости от особенностей развития.
Таблица
Варианты упражнений и заданий для детей
с разными образовательными возможностями
Тема | Деятельность | Сопровождение | |
высокие образовательные возможности | дети со сложными (комплексными) | ||
Знакомство (пальчиковый театр) «Сказка про Цыпу». | Повтор за логопедом диалогов, самостоятельное ведение рассказа по образцу. | Имитация сюжета с помощью пальчиковых игрушек. | Здравствуйте. Разрешите. Разрешите познакомиться. Спасибо. Добрый день! Привет! Рады познакомиться. |
«Мой портрет в лучах солнца». Рисунок собственного портрета на бумажной тарелке на фоне солнца. | Рисование без помощи, проговаривание своих самых лучших качеств характера (прописывание на лучах солнца). | Рисование с помощью. Выбор из двух антонимов нужных качеств. | Добрый Веселый Трудолюбивый Любознательный Дружелюбный Честный Отзывчивый Смелость Находчивый |
Игры на толерантность. «Кто какое животное?» «Незадевалки». Умение взаимодействовать в одном пространстве, не мешая друг другу. | Ведущие в играх. Контролеры за выполнением правил. | Выполнение заданий «рука в руку» с другим учеником. | Уступить Дразнить Не задевать Пропустить Не обзывать Дружить Помогать Нарушать Соблюдать |
«Волшебный лес» ‒ совместное рисование леса. Умение распределять пространство листа, распределять зоны творчества каждого участника и объекты рисунка. | Может распределять обязанности и пространство. Определяет основы рисунка. Задача: научить ценить вклад каждого участника. | Задача: вовлечь в деятельность (дополнять рисунок, в особых случаях «рука в руку»). | Творчество Совместно Дополнить Распределить |
Подобные формы работы с детьми со сложными нарушениями улучшают показатели жизненных компетенций: установление кинезиологического контакта, выработку самостоятельности в действиях, приобретение социального опыта. Педагоги, родители, используя их в своей работе, оптимизируют свой труд, создавая все условия для получения качественного образования детей.