ОРГАНИЗАЦИЯ ИНКЛЮЗИВНОЙ ПРАКТИКИ
В  ДОШКОЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ КОМБИНИРОВАННОГО ВИДА

 

Ковалева М. В.
 Россия, г. Москва, ГБОУ детский сад № 1962
комбинированного вида с инклюзивными группами

 

Инклюзивное образование: практика, исследования, методология: Сб. материалов II Международной научно-практической конференции / Отв. ред. Алехина С. В. М.: МГППУ, 2013

 

В настоящее время на отечественное образование оказывают значительное влияние процессы, связанные с переосмыслением обществом и государством своего отношения к людям с особыми образовательными потребностями, с признанием их прав на предоставление равных со всеми людьми возможностей во всех сферах жизнедеятельности.

            Дифференциация форм дошкольного образования, происходящая в России и закрепленная Постановлением Правительства Российской Федерации от 12 сентября 2008 г. № 666 «Об утверждении Типового положения о дошкольном образовательном учреждении», затронула детские сады комбинированного вида (реализующие основную общеобразовательную программу дошкольного образования в группах общеразвивающей, компенсирующей, оздоровительной и комбинированной направленности в разном сочетании). В рамках интеграции детей с ОВЗ в дошкольные учреждения апробируются разнообразные новые формы и модели организации образовательного процесса, в том числе и инклюзивная форма образования [1].

            Наше образовательное учреждение основано в 1938 году, расположено в зеленой зоне, в тихом, уютном месте около городского национального парка «Лосиный остров» на северо-востоке Москвы. Сегодня детский сад является современным образовательным учреждением, где решаются различные задачи по  воспитанию, социальной адаптации и интеграции в современное общество как обычных  детей, так и детей с ОВЗ. В детском саду всего 12 групп с общей численностью 250 воспитанников. Из них две группы для детей с нарушением опорно-двигательного аппарата. Количество воспитанников в нашем образовательном учреждении на протяжении всех лет работы остается стабильным.

Целью учреждения является всестороннее формирование личности ребенка с учетом особенностей его физического, психического развития, индивидуальных возможностей и способностей, подготовка к обучению в школе, развитие и совершенствование образовательного процесса, осуществление дополнительных мер социальной поддержки детей и работников учреждения.

Основными задачами учреждения являются:

- охрана жизни и укрепление физического и психического здоровья детей;

- обеспечение познавательно-речевого, социально-личностного, художественно-эстетического и физического развития детей;

- воспитание с учетом возрастных категорий детей гражданственности, уважения к правам и свободам человека, любви к окружающей природе, Родине, семье;

- осуществление необходимой коррекции недостатков в физическом и (или) психическом развитии детей;

- взаимодействие с семьями для обеспечения полноценного развития детей;

- оказание консультативной и методической помощи родителям (законным представителям) по вопросам воспитания, обучения и развития детей.

Образовательный процесс в учреждении регламентируется программой развития,  основной образовательной программой дошкольного образования, годовым планом работы, расписанием образовательной деятельности.

Реализация основной программы осуществляется в соответствии с  федеральными требованиями. Организация образовательного процесса выстроена в соответствии с программой «От рождения до школы» под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, 2010 года, ориентируясь на федеральные государственные требования.

При организации образовательного процесса нами учитываются   принципы интеграции  образовательных областей (физическая культура, здоровье, безопасность, социализация, труд, познание, коммуникация, чтение художественной литературы, художественное творчество, музыка) в соответствии с возрастными возможностями и психофизиологическими особенностями воспитанников, комплексно-тематический принцип с ведущей  игровой деятельностью. Решение программных задач  осуществляется не только в рамках непосредственно образовательной деятельности, но и при проведении режимных моментов – как в совместной деятельности взрослых и детей, так и в самостоятельной деятельности детей.

С 2009 года в нашем учреждении  была  введена форма   инклюзивного интегрированного обучения. Дети с ограниченными возможностями здоровья получили возможность воспитываться со здоровыми сверстниками. Инклюзивное образование – не просто модное веяние нашего времени, а данность общества в воспитании детей, обладающих особенностями в развитии. Инклюзивный подход помогает  поддержать таких детей в обучении и достижении успеха,  дает возможность социализации с детьми и взрослыми. Наши дети учатся искусству жить рядом с непохожими людьми, жить в согласии с собой и другими, распознавать и принимать различие.

Наш педагогический коллектив создает нормальную среду для детей с ограниченными возможностями здоровья, детей инвалидов, чтобы дети с раннего возраста не чувствовали себя изолированными от общества. По мере возможности, мы стараемся помочь каждому ребенку независимо от его медицинских диагнозов [2].

Поскольку основной целью инклюзии является – организация пространства детского сада, группы для успешной реализации индивидуальной образовательной программы ребенка с ОВЗ, нами был разработан алгоритм «включения» особого ребенка в инклюзивную группу ДОУ, состоящий из нескольких этапов.

I этап. Знакомство с  ребенком с ОВЗ и его семьей

Целью данного этапа является установление первичного контакта с родителями особого ребенка, знакомство с самим будущим воспитанником.

В первой  беседе с заведующим  в доверительной обстановке обсуждаются  вопросы, связанные с оформлением ребенка в детский сад. Родители могут рассказать об особенностях режима дня малыша, его привычках, трудностях и проблемах, связанных с его здоровьем, питанием, общением. При необходимости к участию в беседе могут быть приглашены специалисты  и воспитатели, что позволяет им уже с момента знакомства с будущим особым воспитанником очертить круг первостепенных задач индивидуального образовательного плана данного ребенка.

II этап. Установочный

Целью данного этапа является разработка индивидуальной программы включения ребенка с ОВЗ в инклюзивную группу детского сада. На данном этапе происходит анализ протокола ПМПК  (психолого-медико-педагогический консилиум), выданный ребенку ОРЦДиК «Участие», при его отсутствии родители направляются туда для получения такого протокола, с прописанным индивидуальным образовательным маршрутом, а также рекомендованным режимом посещения ДОУ. На данном этапе совместно с родителями, специалистами, воспитателями разрабатывается график посещения ребенком детского сада. Междисциплинарное взаимодействие всех участников образовательного процесса является основой дальнейшей эффективной адаптации особого ребенка в группе ДОУ с отражением его индивидуальных особенностей и потребностей. На заседании внутреннего ПМПк идет обсуждение основных компонентов индивидуального образовательного плана, его целей, задач, сроков выполнения. Участие в разработке индивидуального плана могут принять и родители, если они достаточно хорошо знают увлечения ребенка  и виды деятельности, на которые специалистам нужно  обращать внимание. На  первичном приеме семьи специалисты профессионально могут оценить состояние ребенка, уточнить стратегию психолого-педагогического сопровождения, выстроить стратегию индивидуальных занятий в адаптационный период в детском саду (особенно это важно для детей со сложными диагнозами, сочетанной структурой дефекта) и сроки включения ребенка в инклюзивную группу.

В это же время проводятся такие занятия, как «Уроки доброты», в инклюзивной группе, куда будет определен ребенок, направленный на облегчение процесса включения его в группу, развитие способности к принятию и пониманию такого ребенка сверстниками.

III этап. Коррекционно-интеграционный

Целью данного этапа является первичная адаптация ребенка с ОВЗ к ДОУ на индивидуальных занятиях специалистов и постепенное включение в инклюзивную группу детского сада. На данном этапе происходит разработка и заполнение документации, включающей индивидуальный образовательный план ребенка, заключения обследования специалистов, составление индивидуальной программы работы с ребенком каждого специалиста. При необходимости проводятся внеплановые ПМПК. Начинается реализация индивидуального образовательного плана, обеспечивающего поэтапное включение ребенка в инклюзивную группу.

IV этап. Оценка эффективности «включения» ребенка с ОВЗ в инклюзивную группу

Целью данного этапа является анализ произошедших изменений в плане адаптации и социализации ребенка, наличия положительной динамики  у ребенка в ходе коррекционных воздействий специалистов, установление недостатков индивидуального образовательного плана и разработка новых направлений, повышающих адаптивные и социальные возможности особого ребенка.

 

ЛИТЕРАТУРА

1.    Инклюзивная практика в дошкольном образовании М.: Изд-во Мозаика-Синтез, 2011.

2.    Тезисы публичного доклада руководителя [Электронный ресурс]. URL: http://ds1962.mskobr.ru.