ПРАКТИКА ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ ДЕТЕЙ
С ОВЗ И ЧЛЕНОВ ИХ СЕМЕЙ. (АВТОРСКАЯ ПРОГРАММА
«ДЕТСКИЙ САД ДЛЯ ВСЕХ, ДЕТСКИЙ САД ДЛЯ КАЖДОГО»)
Бурнашевская Е. В., Рахимова О. К., Потапова Е. М.
Россия, г. Нижний Новгород, МБДОУ № 17
Инклюзивное образование: практика, исследования, методология: Сб. материалов II Международной научно-практической конференции / Отв. ред. Алехина С. В. М.: МГППУ, 2013
Модернизация российской системы дошкольного образования в современных условиях предполагает качественные изменения содержания и организации обучения и воспитания подрастающего поколения. Особые требования предъявляются к дошкольным образовательным учреждениям, осуществляющим поддержку детей с ограниченными возможностями здоровья. Последнее десятилетие характеризуется стойкой тенденцией к увеличению числа детей с различными отклонениями здоровья. Для реализации приоритетных направлений современной образовательной политики необходимы равные возможности получения полноценного образования для всех категорий детей. Крайне важно не только обеспечить доступность дошкольного образования, но и повысить его качество за счет гибкости и многообразия программ и форм. В этих условиях на ДОУ возлагаются особые требования к подготовке данной категории детей к дальнейшему обучению и социализации.
Учитывая то обстоятельство, что дошкольный возраст является ключевым возрастным периодом личностного и психического развития ребенка, детский сад обязан создать все необходимые условия для успешного прохождения этой возрастной ступни становления личности ребенка. Реализация государственной политики в сфере обучения и воспитания детей с ОВЗ, направленная на обеспечение качества и доступности системы образования, требует от ДОУ пересмотра организации и содержания образовательного процесса с позиции внедрения инноваций. Реализация инновационной деятельности в учреждении рассматривается нами как поэтапный системный процесс совершенствования всех структурных компонентов жизнедеятельности ДОУ и на уровне внешнего и внутреннего взаимодействия. Учитывая тот факт, что инновация предполагает внесение позитивных изменений в систему комплексного сопровождения детей с ОВЗ, педагогический коллектив принял решение разработать, апробировать и планомерно внедрять инновационные технологии в работу по психолого-педагогическому сопровождению детей с ОВЗ, охваченными и неохваченными специальным образованием.
Программа «Детский сад для всех, детский сад для каждого» разработана, апробирована и адаптирована авторами данной статьи в течение 2010‒2013 уч. года на базе муниципального дошкольного образовательного учреждения компенсирующего вида № 17 Автозаводского района города Нижнего Новгорода.
В дошкольном образовательном учреждении функционирует 6 групп компенсирующей направленности, одна из которых группа кратковременного пребывания для детей со сложной структурой дефекта.
В образовательное учреждение по решению психолого-медико-педагогической комиссии (ПМПК) принимаются дети с нарушениями опорно-двигательного аппарата. Из 50 воспитанников почти 85% признаны инвалидами с диагнозом детский церебральный паралич. Дети имеют сложные сочетанные диагнозы, по структуре имеющихся заболеваний:
- 98% детей с органическим поражением центральной нервной системы, резидуально ‒ органическим поражением головного мозга с различными психическими и интеллектуальными нарушениями;
- 74% детей имеют диагноз ОНР I-III уровней;
- 22% детей отсутствие речи или грубое отставание психоречевого развития, недоразвитие речи системного характера;
- 4% заикание.
Стратегия инновационного развития МБДОУ №17 определяется концепцией, основные идеи которой:
· Право каждого ребенка, на полноценное развитие, качественное и доступное образование, учитывающее его возрастные и индивидуально-психологические особенности, а также степень, характер и время возникновения двигательной патологии.
· Признание самоценности периода детства каждого ребенка, его уникальности и неповторимости. Ориентация на потенциальные и компенсаторные возможности детей с нарушениями ОДА.
· Обеспечение возможности получения образования детям с комплексными нарушениями развития.
· Деятельность учреждения в режиме обновления содержания образования через реализацию вариативных образовательных услуг и новых форм получения образования: инклюзивное, дистанционное по скайпу, семейный патронаж, группа кратковременного пребывания, сопровождение детей в рамках консультативного центра для родителей.
Целью программы стало: создание действующей модели устойчивого инновационного развития МБДОУ, обеспечивающей повышение качества коррекционно-развивающих услуг, воспитания и обучения детей с двигательными нарушениями для их успешной интеграции в общество и адаптации в общеобразовательной школе.
Задачи программы:
1. Создать условия для повышения качества коррекционно-развивающей работы, воспитания и обучения детей с нарушениями ОДА через внедрение инновационных методик и технологий.
2. Создавать условия для совершенствования медико-психолого-педагогического сопровождения детей со сложными нарушениями развития через развитие форм инклюзивного, дистантного обучения, создание групп кратковременного пребывания.
3. Создать эффективную систему сопровождения детей с двигательными нарушениями, не охваченными специальным образованием через внедрение новых разработок семейного патронажа, форума родителей на сайте учреждения, дистанционного консультирования по скайпу.
4. Совершенствовать предметно-развивающую среду, стимулирующую познавательно-речевое, физическое, художественно-эстетическое развитие детей в разных видах деятельности в рамках дошкольного стандарта образования.
5. Создать комплексную систему взаимодействия специалистов, обеспечивающую преемственность в работе педагогических кадров учреждения, организация согласованности программно-методического обеспечения, планирования, форм и методов педагогической работы.
6. Осуществление преемственности детского сада и семьи, обеспечение равноправного взаимодействия с родителями воспитанников.
В основные направление программы вошли: работа с детьми, работа с родителями и работа с социальным окружением.
По решению районной ПМПК в 2011‒2012уч. году в МБДОУ № 17 было направлено 7 детей с тяжелыми нарушениями развития и не обслуживающих себя самостоятельно. Дети были определены в группы в соответствии с возрастом, в сопровождении родителей или волонтеров, что позволило создать мини-модель инклюзии. Инклюзивный подход предполагает понимание различных образовательных потребностей детей и предоставление услуг в соответствии с этими потребностями через более полное участие в непосредственно организованной образовательной деятельности, привлечение общественности и устранение дискриминации в образовании.
Комплексное сопровождение каждого воспитанника осуществляется квалифицированными педагогами: учитель-логопед, учитель-дефектолог, педагог-психолог, социальный педагог, музыкальный руководитель, инструктор по ФК, инструктор по плаванию, а также медицинским персоналом: м/с, м/с по массажу, инструктор ЛФК, врач-невролог, ортопед, педиатр.
Специалистами были составлены:
– новые диагностические комплексы, позволяющие провести психолого-педагогическое обследование ребенка, выявить уровень освоения образовательной программы с учетом ФГТ, его социального развития и определить актуальные потребности семьи;
– методические рекомендации по составлению индивидуальной программы развития ребенка, включающая два раздела «Работа с ребенком», «Работа с родителями»;
– памятки для родителей по развитию и взаимодействию с ребенком, по совместному обучению;
– содержание образования определялось образовательной программой учреждения, разработанной исходя из особенностей психофизического развития и индивидуальных возможностей данной категории детей:
‒ используются методики невербальной коммуникации, телесный алфавит, методика пиктограмм, алгоритмы работы с детьми, имеющие грубые нарушения речи, психики и детей не обслуживающих себя самостоятельно;
- изготовлены новые коррекционные наглядно-дидактические пособия;
- составлено портфолио на каждого ребенка, с динамикой достижений и участием ребенка в различных мероприятиях
Кроме того, специалистами определены критерии оценки эффективности психолого-медико-педагогического сопровождения детей со сложными нарушениями развития и разработаны единые формы отчетности: результаты проведенного мониторинга развития ребенка, планы работы, листы индивидуального сопровождения и др. продумана система взаимодействия с родителями сопровождающих детей. Приходя на занятия к специалистам, они получают знания по широкому спектру интересующих их тем, в том числе и по проблеме принятия ребенка с ОВЗ и дальнейшей его социализации.
Консультационный центр «Учимся общаться» на базе ДОУ был создан для обеспечения единства и преемственности семейного и общественного воспитания; оказание психолого-педагогической помощи родителям; поддержка всестороннего развития личности ребенка.
В центре проводятся диагностическое обследование детей. Всем родителям были даны индивидуальные консультации по проведению с детьми игр, направленных на развитие речи, внимания, памяти, мышления, восприятия. Был проведен семинар-практикум по принятию ребенка с ограниченными возможностями здоровья. Было проведено диагностическое обследование психологической готовности к школе всех детей. Всем родителям были даны индивидуальные консультации по подготовке ребенка к школьному обучению.
Основным результатом работы консультативного центра стала:
• Социализация детей раннего и дошкольного возраста, не посещающих образовательные учреждения.
• Профилактика различных отклонений в физическом, психическом и социальном развитии детей не посещающих ДОУ.
• Обеспечение равных стартовых возможностей для детей, не посещающих ДОУ
Мы считаем, что реализация разных подходов к дошкольному образованию является мощным стимулом для его развития и модернизации, для включения в эту систему детей с ограниченными возможностями здоровья.