Enter Title

 

О РОЛИ ЦЕНТРОВ ПСИХОЛОГО-МЕДИКО-СОЦИАЛЬНОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ
И ПСИХОЛОГО-МЕДИКО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ КОМИССИЙ В ИНКЛЮЗИВНОМ ОБРАЗОВАНИИ

 

Фальковская Л. П.,
Россия, г. Москва, Департамент государственной политики в сфере защиты прав детей Минобрнауки России

Лихошерстова Н. А.
 г. Красноярск, краевой центр психолого-медико-социального сопровождения

 

Инклюзивное образование: практика, исследования, методология: Сб. материалов II Международной научно-практической конференции / Отв. ред. Алехина С. В. М.: МГППУ, 2013

 

Изменения, происходящие в системе образования Российской Федерации, направлены на гуманизацию образовательного процесса в целом, развитие включающей системы общего, дополнительного и профессионального образования.

Вступающий в силу с 1 сентября 2013 года «Закон об образовании в Российской Федерации» вводит в нормативное и правовое поле построение инклюзивных практик [3]. До этого времени организация инклюзии сталкивалась со значительным количеством трудностей объективного и субъективного характера. Методологические и теоретические основания инклюзии нуждаются в развитии, доведении до уровня понимания каждого педагога общеобразовательного учреждения, отработке дидактических и технологических приемов, координации деятельности специалистов, педагогов и родителей детей с ОВЗ.

Организация инклюзивного образования напрямую связана с выявлением особых образовательных потребностей у детей с ограниченными возможностями здоровья, разработкой адаптированных образовательных программ и индивидуального учебного плана, организацией сопровождения специалистами помогающего профиля.

Сложившаяся практика психолого-педагогического и медико-социального сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья в отечественной системе образования в течение последних 20 лет в первую очередь связана с деятельностью образовательных учреждений для детей, нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи (ППМС-центрами). Именно в этих учреждениях консолидированы профессиональные ресурсы высокого уровня, работают учителя-дефектологи, учителя-логопеды, педагоги-психологи, педагоги дополнительного образования, медицинские работники, социальные педагоги и другие специалисты.

Определение особых образовательных потребностей осуществляются в психолого-медико-педагогических комиссиях, которые чаще всего являются структурными подразделениями ППМС-центров. И для специалистов психолого-медико-педагогической комиссии важнейшей задачей является ответить на вопрос, какие должны быть условия, при которых ребенок с выявленными ограниченными возможностями может реализовать имеющийся потенциал развития. Это ориентирует специалистов психолого-медико-педагогической комиссии сфокусировать свое внимание на связи диагностики развития ребенка с разработкой рекомендаций, позволяющих ребенку находиться в «зоне ближайшего развития», определять возможности поэтапного включения в общеобразовательное учреждение и в социокультурное пространство в целом.

Однако на сегодняшний день образ психолого-медико-педагогической комиссии приобрел в сознании многих людей в карательно-регулирующую инстанцию, которая принимает судьбоносное решение для ребенка. Если посмотреть на энергетический заряд слов, которые родители употребляют по отношению к комиссии (достаточно зайти на любой родительский портал), то становится очевидным, что функцию разработки рекомендаций, позволяющих помочь ребенку и его семье, комиссия реализует не в полном объеме, точнее, родители не воспринимают комиссию во благо, они ее боятся. Об этом свидетельствует семантика слов, которые используют родители по отношению к комиссии: отстояли, уберегли, запретили, дали шанс и т.д. Из переписки, размещенной в интернете: «Особенно возмущают истории так называемых «ляпов» с постановлением диагноза детям, которые, по сути-то, нормальные, могут ходить в обычные общеобразовательные учреждения, быть как все, а в итоге они лишены этого из-за непонятного 15-минутного теста! У знакомых была похожая история, но там мальчика родители отстояли, хоть и с большим трудом» [1].

У родителей возникают вопросы: на основании чего выносятся те или иные заключения психолого-медико-педагогической комиссией, какие еще есть ресурсы в образовательном пространстве для того, что бы помочь ребенку. И надо признать, что интуитивно родительское сообщество имеет право для постановки этих вопросов. В своем экспертном мнении, данном общественно-политическому изданию «Русский репортер», И.А.Коробейников резюмирует: «Разграничить легкую умственную отсталость со сходными более легкими состояниями, позволяющими обучать ребенка в массовой школе, в условиях комиссионного обследования крайне сложно. Отсюда высокий риск так называемых ошибок отбора, связанных с неправильной диагностикой. Какой бы квалификацией ни обладали члены комиссии, они не вправе выносить вердикт на основании личных впечатлений, полученных при кратковременном обследовании ребенка. В их задачу входит, прежде всего, анализ заключений специалистов, наблюдавших ребенка длительное время и направивших его на комиссию, а уже во вторую очередь сопоставление этих заключений с собственными впечатлениями»[1].

В Красноярском крае имеется опыт консолидированной работы центральной психолого-медико-педагогической комиссии с диагностико-коррекционными группами центра психолого-медико-социального сопровождения, который позволяет осуществлять не только диагностические процедуры, но и оказывать коррекционно-консультативную помощь детям и родителям. В результате ребенок имеет возможность пройти предварительные диагностические процедуры, особенно это важно для детей с нарушениями внимания, расстройством аутистического спектра, цереброастеническим синдромом и т.д. то есть там, где возможен риск диагностической ошибки. Родитель, сопровождая ребенка, имеет возможность получить консультативную помощь по организации доступной среды для ребенка в домашних условиях, особенностях и возможностях своего ребенка от специалистов не только психолого-педагогического профиля (педагога-психолога, учителя-дефектолога, учителя-логопеда), но и от детского невролога, психиатра, педиатра. И зачастую в процессе понимания ситуации развития собственного ребенка у родителя меняется исходная мотивация с внешней (меня направили: педагоги, воспитатели и др.) на внутреннюю (мне именно это важно знать, для того что бы помочь ребенку). Иногда родители сами дополнительно записываются на прием к психологу для того, чтобы взглянуть на внутрисемейную ситуацию, в которую, безусловно, включен ребенок с ограниченными возможностями здоровья, для понимания возможных вариантов социальных алгоритмов и перспектив для своего ребенка.

После проведения диагностических процедур специалисты разрабатывают рекомендации для ребенка, которые позволяют родителям осуществлять различные действия, направленные на развитие ребенка. На основании этих рекомендаций по итогам предварительных диагностико-консультативных процедур ребенок вместе с законным представителем приходит на заседание психолого-медико-педагогической комиссии. Работа комиссии в данном случае может быть представлена как аналитико-консультативная модель по разработке возможных вариантов включения ребенка в образовательное пространство.

Процедурно данная модель выглядит следующим образом: заседание психолого-медико-педагогической комиссии начинается с уточнения запроса к комиссии у законных представителей ребенка. Далее приглашается ребенок, руководитель ПМПК знакомится с ним и представляет специалиста, который будет проводить экспресс-диагностику методом срезовых изучений сформированных базовых навыков. В данной работе специалист ПМПК обязательно фиксирует ресурсные возможности ребенка. При необходимости к данной деятельности могут подключаться и другие специалисты комиссии. Главная задача по отношению к ребенку удержать рамку беседы, а не экзаменационного испытания.

Далее специалисты комиссии (уже не в присутствии ребенка) анализируют актуальный уровень развития ребенка (опираясь в том числе и на данные предварительных диагностических процедур), соотнося с возможностью реализации запроса обозначенного родителем. Это обсуждение осуществляется в присутствии родителя с учетом его мнения.

При возникновении противоречивых мнений по поводу результатов диагностики, рекомендаций, вариантов выбора образовательных потребностей, особенностей инклюзии в общеобразовательное пространство принимаются компромиссные решения. Речь идет о диагностических периодах обучения, лечения, психологического и социально-правового сопровождения, динамического наблюдения специалистами психолого-медико-педагогической комиссии в процессе повторных обследований, вариантах включения в образовательные учреждения и дополнительных занятиях в группах центра психолого-медико-социального сопровождения.

После разработки рекомендаций и соблюдения всех процессуальных норм, родителям предлагается заполнить анкету, но уже не в присутствии специалистов ПМПК, а тогда, когда он выходит с комиссии и есть возможность провести рефлексию того, что происходило. Вопросы анкеты ориентируют родителей, с одной стороны, на внутреннее принятие ситуации, с другой стороны, позволяют дать обратную связь о качестве работы комиссии в целом, проанализировать свои впечатления и почувствовать, что специалисты ПМПК заинтересованы не только в формальном качестве своей работы, но и в реальном использовании родителями их рекомендаций.

Некоторые вопросы анкеты представлены в таблице:

 

Насколько Вам понятно решение комиссии?

полностью понятно _____в основном понятно _____в основном непонятно _____

полностью непонятно ______

Оцените качество взаимодействия членов комиссии с Вашим ребенком?

высокое _______среднее низкое _______(почему)_________________________________________________

Оцените качество взаимодействия членов комиссии лично с Вами?

высокое _______среднее ______низкое _______(почему)_________________________________________________

Каким образом Вы планируете использовать рекомендации комиссии:

Буду следовать им полностью________Буду следовать частично __________ (укажите в какой части и почему) 

Не буду_______ (почему) _______________________________

Какие Вы могли бы внести предложения в работу комиссии в целом, либо по отдельным ее элементам________________________________________________

В чем помогла Вам и Вашему ребенку работа комиссии?

 

За 2012‒2013 учебный год обследование в краевой центральной психолого-медико-педагогической комиссии по данной модели прошло 1724 детей.

По результатам анкетирования родителей этих детей мы выявили, что при такой организации работы рекомендации комиссии родителями рассматриваются как понятные в реализации, с одной стороны, и обоснованными ‒ с другой. Качество взаимодействия специалистов комиссии с ребенком и родителями также рассматривается как высокое. Что позволяет сделать вывод о том, что родители рассматривают себя как активного субъекта при определении будущего своего ребенка [2].

            Консолидированный опыт взаимодействия специалистов, работающих в психолого-медико-педагогической комиссии, и специалистов, осуществляющих консультативную и коррекционно-развивающую помощь в других подразделениях центра психолого-медико-социального сопровождения, оптимизирует оценку особых образовательных потребностей ребенка и его семьи и создает новые варианты сопровождения и включения ребенка в образовательное пространство, усиливая их роль в инклюзивном образовании.

 

ЛИТЕРАТУРА

1. Вишневецкая Ю. Неучи. Откуда берутся новые неграмотные // Русский репортер М., 3 июля 2012. № 26 (255).

2. Лукьянченко Н. В., Аликин И. А. Социально-психологические аспекты помощи родителям детей, имеющих особенности развития: монография. Красноярск: КГПУ им. В. П. Астафьева. 2013. 132 с.

3. Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» [Электронный ресурс]. URL: http://www.rg.ru/2012/12/30/obrazovanie-dok.html.