РАЗВИТИЕ ИНКЛЮЗИВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
В ГОРОДЕ МОСКВЕ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ

 

Самсонова Е. В.

 Россия, г. Москва, ГРЦ ИПИО МГППУ

 

Инклюзивное образование: практика, исследования, методология: Сб. материалов II Международной научно-практической конференции / Отв. ред. Алехина С. В. М.: МГППУ, 2013

 
 

Система образования в городе Москве за последние годы претерпевает серьезные изменения. На основе принципов открытости, доступности, децентрализации  вводятся новые  механизмы управления образованием – электронная запись в образовательные учреждения, создание управляющих советов в школе, подушевое финансирование, самостоятельность образовательных учреждений в выборе программ, объединение образовательных учреждений в образовательные комплексы, изменение системы управления на управление качеством образования и создание в связи с этим государственных стандартов и процедур и инструментов оценки качества. Вместе с этим изменяются и условия образования детей с ОВЗ. Наряду с системой специального образования под влиянием, с одной стороны,  мировых тенденций и государственной политики, а с другой стороны, родительских предпочтений, в Москве активно развивается практика инклюзивного образования –  практика совместного образования детей с ограниченными возможностями здоровья, в том числе с инвалидностью в общеобразовательных учреждениях.

Для развития инклюзивного образования в Москве принят Закон «Об образовании лиц с ограниченными возможностями здоровья в городе Москве» от 28 апреля 2010 г. № 16, разработана  Стратегия развития инклюзивного образования в  городе  Москве. Решением Коллегии Департамента образования города  Москвы от 10 июня 2010 года  для реализации инклюзивного образования детей с ограниченными возможностями здоровья в 2010‒2011 учебном году определены 186 образовательных учреждений (91 ‒ ДОУ и  95 ‒ СОШ). В 10 округах Москвы созданы и функционируют окружные ресурсные центры по развитию инклюзивного образования, позволяющие систематизировать опыт работы, транслировать систему инклюзивного образования в округе и развивать сетевое взаимодействие образовательных учреждений, реализующих инклюзивную практику. В структуре Московского городского психолого-педагогического университета созданы Институт проблем инклюзивного образования и Городской ресурсный центр по развитию инклюзивного образования. В округах создано положение и функционирует  Окружной совет по инклюзивному образованию, советы по инклюзии созданы в образовательных учреждениях, реализующих инклюзивную практику, создана схема взаимодействия управления образованием, окружных ресурсных центров, ОМНЦ, ОУ.

Современные тенденции, меняющие существенным образом систему образования, управление образованием, с необходимостью требуют изменения системы ресурсного обеспечения процессов инклюзии в образовании. Сегодня можно говорить о том, что не только отдельные учреждения, назначенные приказами окружных Управлений образования, могут принимать детей с ОВЗ, но любое образовательное учреждение в соответствии с законодательством обязано это делать. Таким образом, инклюзивное образование от экспериментального этапа  своего развития становится массовой практикой.

Направленность образовательного учреждения на потребителя образовательных услуг, т.е. на детей и их родителей, приводит к тому, что руководство образовательного учреждения, ориентируясь на контингент потребителей и государственный стандарт, должно создать все необходимые условия доступного качественного образования всем без исключения детям, пришедшим в образовательное учреждение. В этой ситуации образовательное учреждение может столкнуться с целым рядом проблем и дефицитов:

- с отсутствием специалистов психолого-педагогического сопровождения (логопедов, дефектологов, психологов, медицинских работников, специалистов по доп. образованию);

- с недостаточной  профессиональной подготовкой кадров, их некомпетентностью в области образования детей с ОВЗ;

- с отсутствием необходимого материально-технического обеспечения для образования детей с ОВЗ;

-  с отсутствием основ инклюзивной культуры;

- с неразработанностью коррекционных программ, отсутствием механизмов разработки и реализации адаптированных образовательных программ;

- с отсутствием технологий взаимодействия с родителями;

- с отсутствием механизмов управления инклюзивными процессами (в том числе отсутствием функционала координатора по инклюзии).

Эти и другие проблемы могут быть разрешены образовательным учреждением  посредством заключения договора с ресурсным центром по развитию инклюзивного образования окружного и городского уровня. В связи с этим изменяется позиция ресурсных центров по развитию инклюзивного образования. От сопровождения отдельных немногочисленных образовательных учреждений ресурсные центры должны перестроиться на сопровождение инклюзивного образовательного процесса в тех образовательных учреждениях, в которые приходят дети с ОВЗ. Образовательные учреждения могут обратиться к ресурсному центру со следующими запросами:

·          Определение  особых образовательных потребностей детей с ОВЗ и специальных образовательных условий, необходимых для совместного образования в образовательном учреждении  детей с ОВЗ и их нормативно развивающихся сверстников.

·          Определение дефицитов и ресурсов и формулирование целей и механизмов преодоления этих дефицитов и использования имеющихся в образовательном учреждении ресурсов.

·          Помощь ОУ в разработке программы деятельности по обеспечению качественных условий образования для всех без исключения детей.

·          Разработка совместно с коллективом ОУ процедур контроля в соответствии со стандартами и запросами учащихся и родителей и программирования процессов решения  выявленных проблем.

·          Организация психолого-педагогического сопровождения инклюзивных процессов в соответствии в образовательном учреждении, в том числе проведение психолого-педагогического обследования детей с целью определения особых образовательных потребностей, разработка адекватных этим потребностям специальных образовательных условий, разработка адаптированных образовательных программ, проведение коррекционных занятий, проведение консультаций, обучающих семинаров, тренингов для педагогического коллектива и родителей.

Реализация этих запросов требует научно-методических разработок для развития инклюзивного образования и может быть обеспечена научными и методическими ресурсами городского уровня с привлечением научных и методических коллективов.

Так, в 2012 году сотрудниками Городского ресурсного центра по развитию инклюзивного образования  Института проблем инклюзивного образования МГППУ с привлечением ведущих экспертов в области специального и инклюзивного образования разработаны Пакеты специальных условий образования 4 категорий детей с ОВЗ (с нарушениями зрения, слуха, опорно-двигательного аппарата, эмоционально-волевой сферы), разработаны методические рекомендации для руководителей, специалистов и учителей, реализующих инклюзивную практику, разработано мониторинговое исследование, позволяющее образовательному учреждению оценить наличие специальных образовательных условий для детей с ОВЗ.

Практически все аспекты инклюзивного образования от кадрового и учебно-методического обеспечения до технического оснащения образовательных учреждений нуждаются в конкретных разработках и внедрении в практику. В то же время в нашей стране создана устойчивая и неоднократно показавшая свою эффективность система специального образования.  Специальное образование  является одним из основных  ресурсов для инклюзивного образования. Таким образом, имеющаяся в настоящий момент проблема дефицита научно-методического обеспечения развития инклюзивных процессов в образовании, дефицита кадрового обеспечения может быть разрешена посредством разработки механизмов взаимодействия образовательных учреждений, включенных в  общую и специальную системы образования и на их основе создания сетевой инфраструктуры ресурсного обеспечения инклюзивного процесса в общеобразовательных учреждениях города Москвы. Для решения этой задачи в 2013 году в Москве при  объединении усилий Московского городского психолого-педагогического университета и Московского городского педагогического университета начала функционировать Городская инновационная площадка по теме «Организация сетевой инфраструктуры  ресурсного обеспечения инклюзивного процесса в образованных учреждениях города Москвы».

Результатами работы инновационной площадки, в качестве участников которой приглашены  учреждения сети специальных (коррекционных) школ, психолого-медико-педагогические центры, образовательные учреждения, должны стать:

·          Реализованная на практике модель сетевой инфраструктуры ресурсного обеспечения  образовательных учреждений, реализующих инклюзивную практику.

·          Реализованные на практике механизмы сетевого взаимодействия  специальных (коррекционных) образовательных учреждений, психолого-медико-педагогических центров и образовательных учреждений для ресурсного обеспечения инклюзивного процесса в образовательных учреждениях.

·          Технологии  ресурсного обеспечения инклюзивной практики, реализуемой в образовательных учреждениях города Москвы.