МЕЖВЕДОМСТВЕННОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО СПЕЦИАЛИСТОВ КОРРЕКЦИОННОГО ПРОФИЛЯ 
ПО АДРЕСНОМУ СОПРОВОЖДЕНИЮ ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ
В СИСТЕМЕ ИНКЛЮЗИВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

 

Рыбакова Е. В.,
Башкортостан,  г. Белорецк, ГБУ Белорецкая ПМПК

Извекова А. Н.,
ГБУ Реабилитационный центр для детей и подростков
с ограниченными возможностями здоровья

 

Инклюзивное образование: практика, исследования, методология: Сб. материалов II Международной научно-практической конференции / Отв. ред. Алехина С. В. М.: МГППУ, 2013

 

Развивающаяся система инклюзивного образования детей с ограниченными возможностями здоровья, с одной стороны, разрешила ряд проблем: изоляции, причем двусторонней (то, что социум нельзя дистанцировать от людей с нарушениями в развитии, доказано историческими примерами), социально-педагогического мониторинга, стартовых условий всех ступеней образования, педагогической предвзятости и в то же время нереализованности многих социально, нравственно, креативно ориентированных педагогических инициатив и научных направлений.

Система специального образования в силу объективных и весомых субъективных причин (в этой области трудились и трудятся выдающиеся исследователи, практики и общественники, многие из которых вовлечены в данный круг проблем в связи с необходимостью помощи членам семьи или по благотворительным мотивам) очень чутко организована и формирует синергирующие механизмы навстречу созидательным инициативам макросоциума.

Другая сторона существенных изменений в сфере адресного сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья ‒ востребованность все более точных, органично соответствующих подходов при создании условий для максимального благополучия каждого ребенка, имеющего нарушения в развитии. В условиях Башкирского Южного Зауралья, подведомственной зоны Белорецкой психолого-медико-педагогической комиссии, сотрудничество специалистов, родителей, общественности, обеспечивающих разрешение как индивидуальных, так и категориальных проблем адресного сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья, свыше пятнадцати лет осуществляется в организационном формате Белорецкой педагогической гостиной ‒ общественной организации всех заинтересованных участников социально-образовательного процесса и педагогического творчества специалистов коррекционного профиля [2, 4, 7,10]. На базе данного форума разрабатываются и апробируются инновационные подходы, позволяющие благоприятно решать насущные задачи специального сопровождения детей с нарушениями в развитии [1, 5, 6, 8, 9, 11].

Дети, родители, педагоги и руководители учреждений, посещающие диагностические мероприятия ПМПК, а также консультативные, организационно-методические и другие формы сопровождения обнаруживают не только особенности нарушений и проблематику социально-педагогического процесса, но и более частные черты, что позволяет расширить представления наших специалистов не только о структуре дефекта в каждом конкретном случае, но и о структуре текущего статуса развития, склонностях всех участников социально-образовательного диалога и их приоритетах. Мы наблюдаем индивидуальные коммуникативные особенности ребенка и его окружения, предпочитаемый стиль общения, даже предпочтительный голос (громкость, тембр) и дистанцию общения. Изучая текущую и перспективную предметно-продуктивную сферу, отмечаем не только общие и уровневые черты, но и значимые для этого ребенка объекты, приемы, средства. Предпочтения и направленность творчества, глубина и характер эмоциональных переживаний ‒ все, что ребенок обнаружит при первоначальном обследовании на ПМПК, а также резонансность, уровень соответствия и готовность к целенаправленному сопровождению окружающих, ‒ необходимо отмечать сразу, обеспечивая реализацию позитивистского подхода в дефектологии.

В. В. Коркунов в своей монографии «Концептуальные положения развития специального образования в регионе: от теоретических моделей к практической реализации» раскрыл базовые концепты современного сопровождения детей с нарушениями в развитии, которые, на наш взгляд, обеспечивают методологическую основу для системного развития инклюзивного образования в регионе [3]. Наш опыт показывает, что наиболее эффективно осуществляется адресное сопровождение детей с ограниченными возможностями здоровья в системе проективного сотрудничества всех специалистов коррекционного профиля на различных ступенях инклюзивного образования. Наши специалисты обмениваются и более общими, и частными наблюдениями за каждым ребенком, советуются не только по проблемным и, может быть, конфликтным вопросам, ‒ но и отмечают значимые достижения детей, неожиданные вопросы, пожелания, изменения в приоритетной сфере взрослых и детей. Мы считаем важным достижением такой практики то, что многие семьи уверенно обращаются к участникам нашего объединения с дополнительными вопросами и просьбами, не входящими в сферу непосредственных обязанностей и формальных мероприятий диагностики и коррекции. Тонкости социально-педагогического поиска, сотрудничества находят отражение в публикациях наших авторов, в содержании семинаров и таких тематических мероприятиях нашей педагогической гостиной, как проект-мастерские.

 

ЛИТЕРАТУРА

1. Ведерникова Н.С., Рыбакова Е. В. Игрушки-обереги. Игрушки мам и пап // Дошкольное образование. (Публикации в рамках II Международной научно-практической конференции «Игра и игрушки в истории и культуре, развитии и образовании». 1‒2 апреля 2013 г.)

2. Извекова А. Н. Интегрирующая функция общественной деятельности специалистов коррекционного профиля как предметная модель интеграции и социализации детей с ограниченными возможностями здоровья: Материалы V Общероссийской научно-практической конференции. Тамбов, 2011.

3. Коркунов В.В. Концептуальные положения развития специального образования в регионе: от теоретических моделей к практической реализации.  Екатеринбург, 1998.

4. Рыбакова Е. В. Интегрирующее образование. Взгляд из региона: Материалы Республиканской конференции // Сборник «Инновационные технологии в коррекционной педагогике и специальной психологии». Уфа, 2008.

5. Рыбакова Е. В. Дидактический бренд // Ж-л «Обруч». №1. 2009.

6. Рыбакова Е. В. Изучение особенностей социальной зрелости выпускников специальной (коррекционной) школы восьмого вида // Международная виртуальная н.-п. конференция – 2009‒2010 гг. Мурманск.

7. Рыбакова Е. В. Организационно-методическая деятельность Белорецкой ПМПК и инновационные процессы развития системы специального образования Белоречья // Материалы Международного семинара «Логопедическая помощь детям и подросткам с нарушениями речи и слуха. Российско-германский опыт». Салават,  2010.

8. Рыбакова Е. В. Применение незавершенных и несовершенных эталонов в адресном сопровождении детей с дефицитарным вариантом развития // Материалы Международной научно-практической конференции. Уфа, 2012.

9. Рыбакова Е. В. Речь как результат и инструмент социализации детей дошкольного возраста //Материалы научно-практической конференции ‒ 2011(Институт развития образования Республики Башкортостан).

10. Рыбакова Е. В. Белорецкая педагогическая гостиная «Белая речь» ‒ общественная организация поддержки и пропаганды инновационного педагогического опыта: проект 3.6 // XII Национальный конкурс «Золотая Психея».

11. Рыбакова Е. В. Социальная значимость гендер-ориентированных стимульных материалов в диагностике и коррекции // Материалы V Общероссийской научно-практической конференции «Социализация детей с нарушениями в развитии: опыт, проблемы, инновации». 2011.