ОСНОВНЫЕ ПОДХОДЫ К РАЗРАБОТКЕ
ФЕДЕРАЛЬНЫХ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ СТАНДАРТОВ
ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ С УЧЕТОМ УСЛОВИЙ ИНКЛЮЗИВНОГО ОБУЧЕНИЯ
ИНВАЛИДОВ И ЛИЦ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ

 

Мартынова Е. А., Романенкова Д. Ф.

Россия, г. Челябинск, Челябинский государственный университет

 

Инклюзивное образование: практика, исследования, методология: Сб. материалов II Международной научно-практической конференции / Отв. ред. Алехина С. В. М.: МГППУ, 2013

                                                                                                

Важнейшим документом наших дней стала Конвенция о правах инвалидов,  принятая     Резолюцией      Генеральной     Ассамблеи     ООН  от 13  декабря  2006 года, которая  закрепила  международные требования в отношении  возможности инвалидов  вести независимый образ жизни и всесторонне участвовать во всех аспектах жизни, обеспечения инвалидам доступа наравне с другими к физическому окружению, к транспорту, к  информации и  связи, включая информационно-коммуникационные технологии  и системы, а также к другим объектам и услугам, открытым или предоставляемым для населения. В области образования Конвенция закрепила право инвалидов на инклюзивное образование. В целях реализации этого права без дискриминации и на основе равенства возможностей государства-участники обеспечивают инклюзивное образование на всех уровнях и обучение в течение всей жизни, стремясь при этом к полному развитию человеческого потенциала, к наделению инвалидов возможностью эффективно участвовать в жизни свободного общества [3].

Сегодня для инвалидов подлинными мотивами к получению высшего образования являются ощущаемые личностью разрывы в образе окружающей реальности, в ее практике и в собственном мироощущении [1].  Социализирующие возможности инклюзивного обучения инвалидов, имеющих физические ограничения, в высшей школе    несомненны [2].  Инклюзивное  образование  подразумевает  образование для всех в плане приспособления условий образования  к различным нуждам и физическим нарушениям и может осуществляться только в контексте реальных взаимоотношений, когда уже в студенческие годы молодыми инвалидами осваиваются разнообразные виды деятельности, общения, регулируется самооценка, приобретается дружба ровесников, уверенность в своих силах, формируется мировоззрение и  духовное содержание человека с инвалидностью,  готовность жить и работать в меняющемся мире [4, 5].

Конечно, краеугольным камнем решения проблемы является законодательная база. 3 мая 2012 года Российская Федерация ратифицировала Конвенцию ООН «О правах инвалидов», принимая на себя обязанность реализации инклюзивного обучения инвалидов на всех уровнях обучения, в том числе высшего.  Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012 г. (далее – Закон) в национальную систему образования включаются новые принципиально важные положения об образовании инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья. Важнейшим из них является принцип инклюзивного обучения, которое определяется как обеспечение равного доступа к образованию для всех обучающихся с учетом разнообразия особых образовательных потребностей и индивидуальных возможностей.   В целях реализации права каждого человека на образование в образовательных организациях создаются необходимые условия, способствующие получению образования определенного уровня и направленности, а также социальному развитию этих лиц посредством организации инклюзивного образования.

Структура   образовательных программ высшего образования, условия их реализации, а также результаты освоения образовательных программ в соответствии с Законом закрепляются федеральными государственными образовательными стандартами как   совокупностью обязательных требований к образованию определенного уровня и (или) к профессии, специальности и направлению подготовки. Поэтому введение инклюзии как обязательной составляющей системы образования предполагает изменение действующих федеральных государственных образовательных стандартов высшего образования с целью создания специальных условий инклюзивного обучения в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по образовательным программам высшего образования.  

Принцип инклюзии и исключения какой-либо дискриминации означает полное равенство обучающихся  инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья  с остальными  людьми  в отношении свободы выбора получения образования согласно склонностям и потребностям, исходя из личных профессиональных интересов человека, создание условий для самореализации, свободное развитие его способностей, включая предоставление  права  выбора форм получения образования, форм  обучения, направленности образования и самой организации, осуществляющей образовательную деятельность. Образовательная программа, ее структура, блоки, сроки освоения, трудоемкость – это инварианты федеральных государственных образовательных стандартов  высшего образования для всех студентов, в том числе, инвалидов.  А поскольку в Законе содержится положение о том, что  профессиональное образование обучающихся с ограниченными возможностями здоровья осуществляется на основе образовательных программ, адаптированных при необходимости для обучения указанных обучающихся, то при проектировании  и  реализации образовательных программ образовательная организация должна обеспечить обучающимся инвалидам и лицам с ограниченными возможностями здоровья  возможность  освоения по выбору  специализированных адаптационных  дисциплин (модулей) вариативной  части программы, обеспечивающих коррекцию нарушений развития и социальную адаптацию указанных лиц.  Студенты-инвалиды, как и все остальные, могут обучаться по индивидуальному учебному плану в установленные сроки на основе индивидуализации содержания образовательной программы с учетом особенностей и образовательных потребностей конкретного обучающегося.

По окончании обучения выпускники-инвалиды должны освоить те же области и виды профессиональной деятельности, что и остальные выпускники, и быть готовыми к выполнению всех обозначенных в федеральных государственных образовательных стандартах видах профессиональной деятельности, освоить определенный в стандартах общий для всех набор профессиональных компетенции. Что касается общекультурных компетенций, то их содержательная основа, единая для всех обучающихся, может иметь расширительную часть формулировки в отношении инклюзивного образования инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья, учитывающую специфику их социального опыта и ограничения здоровья.

Формирование компетенций должно быть максимально обращено к развитию позитивных индивидуальных личностных качеств студента-инвалида, его потребности в самоорганизации, самоопределении и развитии функциональных качеств в избранном направлении подготовки. Образовательная организация обязана сформировать социокультурную толерантную среду, необходимую для формирования у студентов общекультурных компетенций и всестороннего развития личности. Особое значение для инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья имеет формирование компетенций, связанных с работой с информацией. Специфика состоит в том, что эта работа с информацией осуществляется с использованием специальных технических и программных средств преобразования информации в формат, доступный для их восприятия [6].

Как уже отмечено, профессиональными образовательными организациями должны быть созданы специальные условия инклюзивного обучения инвалидов и лиц с ограниченными  возможностями здоровья, включающие в себя использование специальных образовательных программ и методов, специальных учебников и дидактических материалов, специальных технических средств обучения, предоставление услуг ассистента (помощника), оказывающего обучающимся необходимую техническую помощь,  проведение групповых и индивидуальных коррекционных занятий, обеспечение доступа в здания организаций, осуществляющих образовательную деятельность, и другие условия, без которых невозможно или затруднено освоение образовательных программ обучающимися с ограниченными возможностями здоровья.   Поэтому при разработке федеральных государственных образовательных стандартов требования к условиям реализации образовательных программ должны быть по возможности конкретизированы и содержать указание на их доступность для обучающихся инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья: какие должны быть кабинеты, лаборатории и т.д., какое обязательное специальное оборудование для инвалидов должно быть в них. В случае применения электронного обучения, дистанционных образовательных технологий в стандарты должны быть включены требования к электронной информационно-образовательной среде и техническим способам   приема-передачи информации в доступной для инвалидов формах.  Студенты-инвалиды должны быть обеспечены печатными и электронными образовательными ресурсами в формах, адаптированных к ограничениям здоровья. Материально-технические условия в местах проведения практик, а также в организациях, осуществляющих сетевые формы обучения также должны быть доступны для инвалидов.

Выбор методов обучения, средств обучения, образовательных технологий и учебно-методического обеспечения образовательного процесса осуществляется образовательной организацией, исходя из их доступности для инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья.  Образовательная организация также определяет требования к процедуре проведения текущих и государственных аттестационных испытаний с учетом особенностей этих процедур для инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья.               

 

ЛИТЕРАТУРА

1. Бермус, А. Г. Модернизация образования. Философия, политика, культура /А. Г. Бермус. М.: Канон+РООИ «Реабилитация» , 2008.  384 с.

2. Образование как фактор социальной мобильности инвалидов. Сб. науч. тр. / Под ред. Д. В. Зайцева. Саратов: Изд-во «Научная книга», 2007.   275 с.

3. Конвенция о правах инвалидов. Равные среди равных. М.: Алекс, 2008. 112 с.

4. Мартынова, Е. А. Социальные и педагогические основы построения и функционирования системы доступности высшего образования для лиц с ограниченными возможностями здоровья: Монография / Е. А. Мартынова. Челябинск, 2002. 383 с.

5.   Мартынова, Е. А., Романенкова Д. Ф. Информационно-образовательная среда для студентов-инвалидов в Челябинском государственном университете / Е. А. Мартынова, Д. Ф. Романенкова // Социально-экономическое развитие России в нестабильном мире: национальные, региональные и корпоративные особенности: Материалы XXVI Международной научно-практической конференции: в 3-х ч. / Урал. соц.-экон. ин-т АТиСО. Челябинск, 2009.  Ч. III.  С. 253‒257.

6. Романенкова, Д. Ф. Современные информационно-технические средства обучения как необходимый элемент профессионального образования инвалидов // Инновационные информационные технологии: Материалы Международной научно-практической конференции. Том 1. М.: МИЭМ НИУ ВШЭ, 2013. С. 382‒389.