УСЛОВИЯ РАЗВИТИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОСТРАНСТВА ДЛЯ ЛИЦ
С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ В КРАСНОЯРСКОМ КРАЕ

 

Диденко Л. А., Абдулкин В. В., Бельская К. В.

Россия, г. Красноярск,

Красноярский государственный педагогический университет им. В. П. Астафьева

 

Инклюзивное образование: практика, исследования, методология: Сб. материалов II Международной научно-практической конференции / Отв. ред. Алехина С. В. М.: МГППУ, 2013

 

Актуальность темы статьи обусловлена тем, что образовательное пространство для лиц с ОВЗ существенным образом отличается от образовательного пространства обычных здоровых школьников; для ребенка-инвалида должно быть создано специальное образовательное пространство, обусловленное его психофизиологическими особенностями и потребностями. В научной литературе понятие и характеристики  «образовательного пространства» определяются как «окружающая человека зона его активности, ближайшего развития в учебном заведении» [10, C. 21‒23]; как «многообразие деятельностей, удовлетворяющих требования совместности и участия в них обучающегося» [1]; «как совокупность возможностей для развития социального и пространственно-предметного окружения человека» [2, С. 97‒103]. Образовательное пространство ‒ «форма единства людей, складывается в результате их совместной образовательной деятельности», «согласованные потребности участвующих в ней субъектов», «пространство включенности субъекта в тотальное образовательное пространство»[11]. Потенциал образовательного пространства заключается во «взаимополагании предметности культуры и сущностных сил человека» [9], в «точке пересечения, совпадения внешних и внутренних, средовых и личностных возможностей» [8,C. 33‒41]. Таким образом, образовательное пространство должно соответствовать личностным потребностям ребенка с ОВЗ (наличием доступной среды, комплексным медико-психолого-педагогическим сопровождением, адаптивным образовательным процессом и др.) и возможностям среды.

В Красноярском крае 10 475 детей с ограниченными возможностями здоровья (56% от общего числа таких детей) обучаются в общеобразовательных школах. Из них 6 537 обучаются в коррекционных классах в условиях общеобразовательного учреждения, а 3 938 включены в общеобразовательные классы общеобразовательных учреждений.

59% муниципальных районов полностью перешли на интегрированное обучение, в остальных районах образование детей с ОВЗ осуществляется как в специальных (коррекционных) образовательных учреждениях, так и интегрированно в муниципальных общеобразовательных учреждениях.

На территории Красноярского края действует 28 муниципальных ПМПК и их сеть расширяется.

511 из 1 178 муниципальных образовательных учреждений осуществляют обучение детей-инвалидов в специальных (коррекционных) группах и классах.

С целью оптимизации процесса социальной реабилитации детей с ограниченными возможностями здоровья в течение последних пяти лет в Красноярском крае активно развивается практика интегрированного обучения детей с ОВЗ совместно с нормально развивающимися сверстниками. В образовательных учреждениях края наибольшее распространение получили такие формы  интеграции, как комбинированная, частичная и временная.

В образовательных учреждениях Красноярского края наибольшее распространение получила частичная модель интеграции. Отдельные образовательные учреждения настаивают на том, что только в рамках специальных классов можно создать условия, адекватные индивидуальным особенностям детей, обучающихся по специальным (коррекционным) программам VII и VIII видов. Опыт этих общеобразовательных учреждений показывает, что проблемы детей с трудностями в обучении как бы размываются и тонут в массовом образовании, что не соответствует гуманному требованию Закона «Об образовании», в котором говорится о возможности обладания каждого гражданина равными со всеми правами на образование в соответствии со своими особенностями. Появляются даже предложения создания групп обучения для детей с тяжелыми формами хронических, соматических заболеваний и учащихся с ОВЗ, находящихся на индивидуальном обучении, что дает возможность образовательному учреждению оказывать комплексную помощь детям в обучении, воспитании и развитии.

Среди дошкольных образовательных учреждений наиболее адекватными условиями для проведения целенаправленной работы по интеграции детей с ограниченными возможностями здоровья располагают учреждения комбинированного вида, включающие как обычные, так и специальные группы дошкольного образования, что позволяет эффективно осуществлять интеграцию детей с особыми образовательными потребностями с учетом их уровня развития.

В ряде образовательных учреждений успешно реализуется практика обучения в массовом классе и умственно отсталых учащихся, посредством усиления индивидуального подхода в обучении, при условии дополнительных занятий учителя по русскому языку и математике с таким учащимся после уроков и сопровождения учащегося специалистами.

Эффективной интеграции детей c ограниченными возможностями здоровья способствуют внутренние и внешние факторы. К внутренним факторам можно отнести: соответствие или близость уровня психофизического и речевого развития ребенка возрастной норме; возможность овладения учащимися образовательным стандартом в предусмотренные сроки; психологическая готовность учащегося к интегрированному обучению.

К внешним показателям относятся: раннее выявление нарушений в развитии ребенка; желание родителей обучать ребенка и готовность помогать ему в процессе обучения; оказание ребенку эффективной квалифицированной коррекционной помощи; создание коррекционно-развивающей среды.

Вместе с тем анализ образовательной практики Красноярского края выявил несоответствия:

- между потребностью лиц с ОВЗ обучаться в «общеобразовательных школах, в том числе в коррекционных классах, классах интегрированного обучения» [11, 3]; «в обычных образовательных учреждениях, не являющихся коррекционными в одном классе с детьми, не имеющими нарушений развития» [5, 4], и отсутствием такой возможности в сельских поселениях;

- между необходимостью наличия  безбарьерной среды, «позволяющей обучаться совместно инвалидам и здоровым детям» [6] и ее неразвитостью;

- между необходимостью и отсутствием на практике «современных образовательных и организационно-правовых моделей, обеспечивающих успешную социализацию детей-инвалидов» [7]; отсутствием «площадок для обучения и повышения квалификации педагогов для сопровождения обучения детей-инвалидов»; «неразвитостью сетевого взаимодействия образовательных учреждений» [7] и др.

К сожалению, в крае в настоящее время не нашел своего отражения единый механизм создания специальных условий для обучения ребенка с особыми образовательными потребностями в условиях сельского поселения. Создание такого механизма является одним из важнейших условий для осуществления инклюзии в сельском сообществе, где проживает значительная часть детей с ОВЗ. Вместе с тем в региональных концепциях [3] обозначены основные задачи, требующие незамедлительного решения: «в образовании ребенка с ОВЗ особое значение должно придаваться развитию его жизненной компетенции»; «степень активности и независимости жизни, исходя из представлений о его возможностях и ограничениях»[3].

Инклюзивные подходы в образовании в современной России, в том числе и на территории края, теоретически возможны, но практически трудно реализуемы по различным причинам, в том числе из-за неравномерно развитого на территории края образовательного пространства. Красноярский край отличается отдаленностью территорий, низкой плотностью населения, ограниченностью ресурсных возможностей образовательной среды и др. Следовательно, условиями создания образовательного пространства для лиц с ОВЗ на территории Красноярского края, значительную часть которого составляют сельские территории, мы считаем:

·      межведомственное взаимодействие между учреждениями здравоохранения, социальной защиты и образования на районном уровне;

·      социальное партнерство семей, заинтересованных лиц, различных организаций и общества в целом для образовательной и социальной интеграции детей с ОВЗ в сельском поселении;

·      подготовка педагогического сообщества к работе в условиях совместного образования в условиях сельской школы;

·      формирование программ по созданию безбарьерной образовательной среды, обеспечивающей беспрепятственный доступ детей с ОВЗ в сельскую школу;

·      формирование программ по ресурсному обеспечению образовательного процесса детей с ОВЗ;

·      разработка методических рекомендаций по формированию индивидуальных образовательных маршрутов в соответствии с образовательными потребностями семьи и ребенка с ОВЗ;

·      создание образовательных ресурсов (печатных и электронных) для формирования банка методических материалов, аудио- и видеотек, учитывающих специфику нарушения в развитии ребенка с ОВЗ;

·      создание в районе служб психолого-медико-педагогического сопровождения для формирования психологической среды;

·      разработка образовательных программ для родителей, воспитывающих детей с ОВЗ, и педагогов, участвующих в реализации образовательного процесса;

·      осуществление сотрудничества с общественными организациями, инициирующими  вопросы совместного образования детей с ОВЗ.

 

ЛИТЕРАТУРА

1.    Громыко Ю. В. Мыследеятельностная педагогика. Мн.: Технопринт, 2000. 376 с.

2.    Дридзе Т. М. На пороге экоантропоцентрической социологии // Обществ. науки и современность. 1994. № 4. С. 97‒103.

3.    Единая концепция специального федерального государственного стандарта для детей с ограниченными возможностями здоровья: основные положения / Н. Н. Малофеев, О. С. Никольская, О. И. Кукушкина, Е. Л. Гончарова // Альманах Института коррекционной педагогики  РАО. № 13. 2009.

4.    Концепция образования детей с ограниченными возможностями здоровья в образовательном пространстве Санкт-Петербурга (утверждена распоряжением Правительства г.  Санкт-Петербурга № 1263-р 05.05.2012 г.).

5.    Инклюзивное образование в России: опыт реализации. ЮНИСЕФ, 2011.

6.    Песоцкий Ю. С. Структурно-функциональные особенности высокотехнологической образовательной среды // Адукацыя і выхаванне. 2002. № 10. С. 33‒41.

7.    Постановление Правительства РФ от 17.03.2011 N 175 «О государственной программе Российской Федерации «Доступная среда» на 2011‒2015 годы».

8.    Постановление Правительства Российской Федерации от 7 февраля 2011 г. N 61: «Федеральная целевая программа развития образования на 2011‒2015 годы» (ФЦПРО).

9.    Слободчиков В. И. Образовательная среда: реализация целей образования в пространстве культуры // Новые ценности образования: Сб. / Под ред. Н. Б. Крыловой. М., 1997. Вып. 7.

10. Торхова А. В. Персональное образовательное пространство будущего учителя // Народная асвета. 2004. № 4. С. 21‒23.

Федеральный закон «Об образовании лиц с ограниченными возможностями здоровья» от 2 июня 1999 № 248-СФ. Статья 31.