РЕАЛИЗАЦИЯ ПРАВ ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ  ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ
И ДЕТЕЙ-ИНВАЛИДОВ НА ОБРАЗОВАНИЕ,
ОБУЧАЮЩИХСЯ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ УЛЬЯНОВСКОЙ ОБЛАСТИ

 

Мясникова М. В.

Россия, г. Ульяновск, Министерство образования Ульяновской области

 

Инклюзивное образование: практика, исследования, методология:
Сб. материалов
II Международной научно-практической конференции / Отв. ред. Алехина С. В. М.: МГППУ, 2013

 

 

В настоящее время образование детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов (далее – дети с ОВЗ и дети-инвалиды) находится под пристальным вниманием всей общественности. Не случайно 2013 год в Ульяновской области объявлен Годом равных возможностей.

С целью урегулирования отношений, связанных с обеспечением равных с остальными гражданами возможностей в получении бесплатного общего образования гражданами с ОВЗ, а также по определению условий и порядка реализации конституционного права на образование указанных лиц в Ульяновской области разработаны и действуют документы концептуального характера:

- ведомственная целевая программа «Развитие учреждений коррекционного образования»;

- областная целевая программа «Развитие и модернизация образования в Ульяновской области» на 2011‒2015 годы».

Актуальность проблемы обучения детей с ОВЗ и инвалидов обусловлена спецификой современной образовательной ситуации, сложившейся в регионе.

В Ульяновской области 5 015 детей-инвалидов, что составляет 2,3% к общему количеству детей, проживающих на территориях муниципальных образований региона.

Родителям данной категории детей предоставляется право выбора образовательного учреждения – специального (коррекционного) или общего типа.

В образовательных учреждениях Ульяновской области в 2012-2013 учебном году обучаются 5 490 детей с ОВЗ и детей-инвалидов.

В Ульяновской области представлены все типы специализированных учреждений, предоставляющих детям с ОВЗ начальное, основное и среднее (полное) общее образование: 13 ОГКОУ для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья ‒ специальных (коррекционных) общеобразовательных школ-интернатов и школ I‒VIII видов (далее – школы и школы-интернаты I‒VIII видов), в которых в 2012‒2013 учебном году обучается 1 674 человека, из которых 966 детей-инвалидов.

В настоящее время в Ульяновской области наметилась тенденция взаимодействия специальных (коррекционных) образовательных учреждений и образовательных учреждений общего типа, позволяющая транслировать накопившийся положительный опыт работы с детьми с ОВЗ и детьми-инвалидами.

Для детей с умеренной, глубокой, тяжелой умственной отсталостью разработаны адаптированные образовательные программы, которые рецензированы на кафедре коррекционной педагогики Ульяновского института повышения квалификации и переподготовки работников образования.

Все дети-инвалиды, находящиеся в учреждениях социального обслуживания, с 2008 года обучаются в филиале школы № 39 VIII вида, для которых разработаны адаптированные образовательные программы.

Дети, находящиеся на длительном лечении в ВК ГУЗ областная клиническая больница им. Н. М. Карамзина, обучаются в школе № 39 VIII вида  и школе-интернате III‒IV видов.

Во всех ОГКОУ I‒VIII видов разработаны документы нормативно-правового обеспечения, программы развития, адаптированные образовательные программы, программы психолого-медико-педагогического сопровождения.

В целях укрепления здоровья детей с ОВЗ и детей-инвалидов, их социализации разработаны и используются программы по формированию навыков здорового образа жизни, адаптивной физической культуре, аквакоррекции, иппотерапии, игротерапии.

В рамках организации профессиональной ориентации детей с ОВЗ в коррекционных общеобразовательных учреждениях разработаны и успешно реализуются образовательные программы по профильному и допрофильному обучению детей (швейное и переплетное дело, столярное и слесарное, штукатур-маляр, картонажное и гончарное дело, младший обслуживающий персонал, ландшафтный дизайн, ремесло (для детей с умеренной, глубокой умственной отсталостью), скорняжное дело, звукомонтаж, видеомонтаж, компьютерное рисование, веб-дизайн, программирование, цифровая обработка звука, компьютерная графика).

Из общего количества выпускников школ и школ-интернатов I‒VIII видов (168 человек) продолжили обучение в учреждениях начального, среднего и высшего профессионального образования 73%.

Для оказания индивидуальной педагогической, психологической помощи и своевременной комплексной реабилитации детям-инвалидам и детям с ОВЗ, обучающимся в образовательных учреждениях общего типа, в регионе действуют три образовательных учреждения для детей, нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи.

С целью раннего выявления и комплексного психолого-педагогического обследования детей-инвалидов и детей с ОВЗ на территории Ульяновской области функционируют 1 государственная и 3 муниципальных психолого-медико-педагогических комиссии, которые в 2012 году обследовали 4 940 детей.

Ежегодно 550 детей, обучающихся в муниципальных общеобразовательных учреждениях Ульяновской области, имеющих патологию речевого развития, получают логотерапевтическую, психоневрологическую поддержку в ОГБОУ для детей, нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи, центре психолого-медико-социального сопровождения «Центр патологии речи».

В регионе наметилась тенденция, когда родители детей с ОВЗ настаивают на их включение в обычное детское сообщество. Прежде всего это связано с тем, что в налаженной системе коррекционного (специального) образования с хорошо отработанной десятилетиями методикой обучения данной категории детей недостаточна организована работа по приобретению социального опыта.

В последние годы в Ульяновской области развивается процесс интеграции детей с ОВЗ и детей-инвалидов в общеобразовательную среду вместе с нормально развивающимися сверстниками: слабослышащие дети I и II степени тугоухости обучаются в обычных классах образовательных учреждений общего типа, в которых активно ведется работа по созданию адаптивной среды, позволяющая обеспечить им полноценную интеграцию и личностную самореализацию в школе. Опыт такой организации работы показывает, что у здоровых детей улучшаются учебные возможности, развивается толерантность, активность и самостоятельность.

Право детей с ОВЗ и детей-инвалидов на получение образования по месту жительства реализуется путем организации интегрированного обучения их с нормально развивающимися сверстниками.

Для методического сопровождения процесса интеграции детей с ОВЗ и детей-инвалидов в образовательных учреждениях общего типа на базе ОГБОУ ВПО УИПКПРО создан центр инклюзивного образования данной категории детей.

В целях предоставления детям с ОВЗ и детям-инвалидам комплексной помощи в образовательных учреждениях создается «безбарьерная» образовательная среда.

Особое внимание при ее организации уделяем техническому оснащению всех сфер жизни ребенка: осуществлению бытовых нужд, формированию социальной компетентности, социальной активности и жизнеустойчивости ребенка.

С этой целью с 2011 года в Ульяновской области реализуется государственная программа Российской Федерации «Доступная среда» на 2011‒2015 годы. За 2 года в реализацию мероприятий программы вступило 18 общеобразовательных учреждений региона (выделены средства федерального бюджета в размере 23 504,3 тыс. руб.).

Перспективы развития инклюзивного образования в образовательных учреждениях обсуждены 29.08.2012 в рамках работы Ульяновского образовательного Мегафорума ‒ 2012 на заседании секции «Система в Ульяновской области. Проблемы и пути решения».

Примером успешного взаимодействия специального (коррекционного) и общего образования по сопровождению детей-инвалидов является созданная в регионе модель дистанционного образования вышеназванной категории детей.

Для координации, организационно-методического сопровождения дистанционного обучения детей-инвалидов функционирует Ресурсный центр дистанционного образования детей-инвалидов на базе ОГКОУ школы-интерната VI вида № 1 «Улыбка».

В настоящее время в Ульяновской области все 484 ребенка-инвалида обеспечены компьютерным оборудованием, позволяющим обучаться с использованием дистанционных образовательных технологий. На реализацию данного мероприятия было направлено свыше 199,9 млн. руб., в том числе из федерального бюджета 185,3 млн. руб.

Повышение качества образования детей-инвалидов позволило выпускникам успешно продолжить обучение: в 2011 году поступили в учреждения высшего профессионального образования 55,5%,  среднего профессионального образования ‒ 44,4%; в 2012 году – в вуз – 21,16%, СПО – 58,33%, НПО – 12,5%.

Однако в современных условиях все рельефнее обнаруживается недостаточность в профессиональной подготовке педагогов, которые владели бы методами психологической и педагогической коррекции.

Для разрешения данной проблемы с 2011 года в регионе успешно функционируют федеральная стажировочная площадка на базе школы-интерната № 87 I вида по направлению «Распространение на всей территории Российской Федерации моделей успешной социализации детей с ограниченными возможностями здоровья» (с нарушением слуха) и 8 базовых площадок, в которые входят представители ведущих вузов региона; школ-интернатов и муниципальных образовательных учреждений, работающих в инновационном режиме.

На реализацию данного направления выделено свыше 12,8 млн. руб., в том числе из средств федерального бюджета 4,4 млн. руб., на которые не только создана архитектурная среда в учреждении, но и были приобретены высокотехнологическое специализированное оборудование и лингводидактические средства обучения, которые позволили обновить содержание и технологии обучения детей с ограниченными возможностями здоровья. Тем самым для таких детей создать более благоприятные условия для их успешной социализации.

В Ульяновской области создана действенная модель успешной социализации детей с ОВЗ, которая позволяет проводить мероприятия по повышению профессиональной компетенции педагогов, работающих с данной категорией детей.

На базе стажировочной и базовых площадок повысили свою квалификацию в 2011‒2012 годах 869 педагогов, работающих с детьми с ОВЗ, из которых 12 человек из 9 регионов Российской Федерации, в 2013 году – 163 руководящих работника и педагога образовательных учреждений прошли курсовую подготовку и 210 педагогов приняли участие во Всероссийской конференции, из них 4 педагога из 4 регионов.

Интеграция стажировочной, базовых площадок и образовательных учреждений общего типа Ульяновской области в единый образовательный комплекс призвана служить базой по созданию современной инфраструктуры образовательных учреждений для детей с ограниченными возможностями здоровья, обновлению содержания и технологий обучения данной категории детей.

Совместная работа учреждений специального (коррекционного) образования и образовательных учреждений общего типа позволила достичь в 2012 году 55% (в 2013 году планируем достичь 60%) целевого индикатора по показателю доли детей с ОВЗ и детей-инвалидов, которым созданы условия для получения качественного общего образования.