Роль центра инклюзивного образования в формировании системы инклюзивного образования в Ульяновской области: опыт работы


Барбитова А. Д.

Россия, г. Ульяновск, ОГБОУ ДПО Ульяновский институт повышения квалификации
и  переподготовки работников образования

 

Инклюзивное образование: практика, исследования, методология: Сб. материалов II Международной научно-практической конференции / Отв. ред. Алехина С. В. М.: МГППУ, 2013

 

Центр инклюзивного образования (ЦИО) был создан в сентябре 2011 года как подразделение Ульяновского института повышения квалификации и переподготовки работников образования. Стратегической целью ЦИО является координация усилий по развитию инклюзивного образования в Ульяновской области, способствование формированию и развитию системы инклюзивного образования в регионе, психолого-педагогической и медико-социальной поддержке и сопровождению детей с ограниченным возможностями здоровья и детей-инвалидов.

Основными задачами ЦИО являются:

- научно-методическое обеспечение условий для формирования и развития инклюзивного образования;

- проектирование и разработка технологий мониторинга развития инклюзивных процессов в образовательных учреждениях;

- разработка методологии и практико-ориентированных технологий психолого-педагогического и социального сопровождения всех субъектов инклюзивного образования;

- разработка и реализация учебных программ повышения квалификации педагогических кадров и специалистов, включенных в инклюзивную практику;

- научно-методическая поддержка педагогов и образовательных учреждений (дошкольного, школьного, дополнительного и профессионального ((начального и среднего) образования) общего типа, в которых обучаются дети с ограниченными возможностями здоровья и дети-инвалиды;

- изучение, обобщение, пропаганда, распространение и внедрение опыта инклюзивного образования в регионе и России.

Деятельность ЦИО строится на принципах инклюзивного образования и общих принципах:

- единство образовательного пространства, в котором взаимодействуют все типы и виды образовательных учреждений Ульяновской области по работе с детьми, имеющими ограниченные возможности здоровья;

- интеграция деятельности педагогических работников дошкольного, общего, дополнительного, начального, среднего профессионального образования, образовательных учреждений для детей с ограниченными возможностями здоровья, образовательных учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также профессорско-преподавательского состава учреждений высшего профессионального образования по работе с детьми с особыми образовательными потребностями;

- интеграция деятельности общественных организаций, поддерживающих практику инклюзивного образования в регионе;

- преемственность и комплексность в создании эффективной системы инклюзивного образования.

За три года своего существования Центр проделал немалую работу. В табл. ниже представлены основные направления и целевые установки деятельности ЦИО.

Таблица

Направления и целевые установки деятельности ЦИО

 

Направления деятельности

Целевые установки

Образовательное

Формирование и развитие профессиональной компетентности педагогов, реализующих практику инклюзивного образования

Научно-методическое

Создание системы научно-методической поддержки инклюзивного образования

Исследовательское

Мониторинг готовности педагогов и образовательных учреждений к внедрению инклюзивного образования, выявление проблем, связанных с его реализацией в регионе

Просвещение

Повышение грамотности населения в области инклюзивного образования, обобщение и продвижение положительного опыта по реализации инклюзии в образовательных учреждениях

 

Центром инклюзивного образования в направлении образовательной деятельности совместно с преподавателями кафедр педагогики и психологии, воспитательных проблем образования, дошкольного воспитания, профессионального образования, коррекционной педагогики разработаны для слушателей курсы повышения квалификации и переподготовки работников образования: 3 учебных программы, 5 учебных модулей, 1 факультатив, 1 семинар, 7 спецкурсов.

В направлении научно-методического сопровождения и в помощь образовательным учреждениям разработано «Примерное Положение о муниципальном образовательном учреждении, реализующем инклюзивное образование», составлен тезаурус инклюзивного образования и перечень нормативно-правовой документации, подготовлена к печати монография и др. материалы.

Мониторинговое исследование, целью которого является:

- отслеживание потребностей учреждений области в инклюзивном образовании, основных трудностей, возникающих на переходном этапе, и поиск путей их разрешения;

- изучение готовности педагогов и ОУ к реализации инклюзивной модели образования;

- изучение общественного мнения и отношения педагогов, родителей к обучению детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья в массовых школах;

- мониторинг качества образовательного процесса в образовательных учреждениях, реализующих практику инклюзивного образования.

Для сбора сведений об актуальном состоянии инклюзивного образования в Ульяновской области лабораторией мониторинговых исследований проблем инклюзивного образования была разработана анкета, включающая 5 блоков вопросов, выявляющих:

1.         Готовность образовательного учреждения к введению инклюзивного образования.

2.         Нормативно-правовое обеспечение инклюзивного образования в ОУ.

3.         Возможности подготовки, обучения, повышения квалификации педагогов и координаторов инклюзивного образования.

4.         Общую характеристику учащихся с ОВЗ в ОУ.

5.         Предложения по оптимизации процесса и организации инклюзивной модели обучения в образовательном учреждении.

Как показал начальный этап эксперимента, вхождение в инклюзивное образование и реализация данного направления помощи детям с ограниченными возможностями здоровья обнаружило трудности:

- недостаточное знание руководителей и специалистов образовательных учреждений Ульяновской области о целях, задачах, принципах и особенностях организации инклюзивного подхода в образовании;

- недостаточная методическая компетентность специалистов;

- проблемы социального взаимодействия, а именно: двойственное, не всегда безусловно-принимающее отношение к детям с ОВЗ со стороны прочих школьников и возрастание стрессогенности педагогической деятельности.

Комплексный и системный подход в разрешении перечисленных трудностей включает:

- проведение в рамках федеральной стажировочной площадки на базе школы-интерната № 87 I вида курсов повышения квалификации для работников дошкольных и общеобразовательных учреждений и учреждений дополнительного образования, осуществляющих интегрированное обучение детей с ограниченными возможностями здоровья на основе комплексных программ реабилитации по формированию, обогащению и диссеминации опыта инновационной педагогической деятельности;

- организация практических обучающих семинаров для педагогов с целью ознакомления их с методами и формами работы в условиях инклюзии;

- взаимодействие массовых образовательных учреждений (школ, гимназий, лицеев) со специальными (коррекционными) образовательными учреждениями и общественными организациями инвалидов, ПМПК, Областным реабилитационным центром для детей и подростков «Подсолнух»;

- выстраивание преемственности психолого-педагогического сопровождения детей с ОВЗ в образовательном процессе, начиная с раннего возраста.

В 486 образовательных учреждениях области в 2012‒2013 учебном году обучаются 5 490 детей-инвалидов.

С 2011 года в области действует Государственная программа «Доступная среда» на 2011‒2015 годы, реализацию которой осуществляют в 2011 году – в десяти, в 2012 году – в восемнадцати ОУ, а в 2013 г.  – в тридцати образовательных учреждениях Ульяновской области. К 2014 году планируется включить 40% всех общеобразовательных школ в данную программу.

В течение нескольких лет ЦИО организует и проводит секцию «Детство без границ» в рамках Международной выставки-ярмарки инновационных проектов, количество участников которой с каждым годом растет.

Дошкольные образовательные учреждения и как системы специального (коррекционного) образования,  и как дошкольные учреждения общеразвивающего вида при поддержке сотрудников ЦИО и кафедры коррекционной педагогики (структурное подразделение ЦИО) в рамках областных научно-исследовательских площадок включаются в поисково-экспериментальную работу.

Так, под руководством сотрудников ЦИО и преподавателей УИПКПРО дошкольные образовательные учреждения ведут исследовательско-экспериментальную работу по темам: «Оптимизация деятельности детского сада компенсирующего вила как базового учреждения в инклюзивом образовании» (детский сад компенсирующего вида № 16 г. Ульяновска); «Модель организации инклюзивного образования в условиях Центра развития ребенка» (Центр развития ребенка – детский сад № 111 г. Ульяновска); «Безбарьерная среда как условие формирования социальной компетентности детей раннего дошкольного возраста, не посещающих ДОУ» (Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад общеразвивающего вида № 244 г. Ульяновска) и др.

Включение детского сада как системы специального образования в экспериментальную работу позволяет широко использовать и транслировать накопленный его специалистами богатейший опыт по психолого-педагогическому сопровождению и образованию детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов в общеобразовательные учреждения общего типа. При этом само учреждение не только выполняет роль городской стажировочной площадки для педагогов образовательных учреждений, желающих реализовать инклюзивную модель образования, но и оптимизирует свою образовательную деятельность.

Таким образом, Центр инклюзивного образования УИПКПРО становится одним из элементов системы инклюзивного образования в Ульяновской области, выполняя важную роль в сопровождении педагогов и ОУ в реализации инклюзии в образовании (научно-методическое и кадровое обеспечение ОУ, формирование профессиональной компетентности педагогов, способствование взаимодействию и сотрудничеству и преемственности психолого-педагогического сопровождения образовательными учреждениями дошкольного, школьного и профессионального образования).