19-20 ноября 2012 г. состоялся «Всероссийский обучающий семинар для руководителей базовых образовательных учреждений по вопросам реализации индивидуальной программы реабилитации ребенка-инвалида в части получения детьми-инвалидами образования в обычных образовательных учреждениях в рамках мероприятий государственной программы Российской Федерации «Доступная среда» на оды». Семинар организован Департаментом государственной политики в сфере защиты прав детей Министерства образования и науки Российской Федерации и ГБОУ ВПО «Московский городской психолого-педагогический университет» (МГППУ).
Цель семинара: повышение управленческого и профессионального уровня руководителей базовых образовательных учреждений, реализующих программы общего образования, и обеспечивающих совместное обучение детей-инвалидов и детей, не имеющих нарушений развития по вопросам реализации мероприятий государственной программы Российской Федерации «Доступная среда» на оды».
Задачи семинара:
• Обсуждение проблемы обеспечения условий реализации индивидуальной программы реабилитации ребенка-инвалида в части получения образования в обычных образовательных учреждениях.
• Освещение опыта сетевого взаимодействия базовых образовательных учреждений по вопросам инклюзивного образования.
• Обсуждение практического опыта организации совместного обучения и воспитания детей с ограниченными возможностями здоровья и детей, не имеющих нарушений развития в базовых образовательных учреждениях.
Тематика обсуждаемых на семинаре вопросов:
1. Нормативное и правовое обеспечение организации деятельности образовательных учреждений по реализации индивидуальной программы реабилитации ребенка-инвалида в части получения им образования в обычных образовательных учреждениях.
2. Осуществление психолого-педагогического сопровождения учащихся с ограниченными возможностями здоровья.
3. Создание специальных условий для реализации индивидуальной программы реабилитации ребенка-инвалида в части получения образования в обычных образовательных учреждениях.
В семинаре приняли участие 110 специалистов более чем из тридцати регионов Российской федерации: директора образовательных учреждений, заместители директоров по учебно-воспитательной и коррекционной работе, руководители психологических служб, координаторы по инклюзивному образованию, социальные педагоги, педагоги-психологи, учителя-дефектологи.
На пленарном заседании, которое проходило 19 ноября в ГБОУ ВПО МГППУ (г. Москва, ул. Сретенка, д.29) были представлены следующие доклады:
1. Алехина С.В. «Инклюзивное образование в контексте современной образовательной политики».
2. Волосовец Т.В. «Тема инклюзии в проектах двух законов «Об образовании в Российской Федерации».
3. Кутепова Е.Н. «Нормативное и правовое обеспечение реализации индивидуальной программы реабилитации ребенка-инвалида в части получения детьми-инвалидами образования в обычных образовательных учреждениях».
4. Самсонова Е.В. «Обеспечение специальных образовательных условий для реализации индивидуальной программы реабилитации ребенка-инвалида в части получения детьми-инвалидами образования в обычных образовательных учреждениях».
5. Сабельникова С.И. «Реализация ФГОС начального образования в условиях инклюзивной практики».
6. Олтаржевская Л.Е. «Организация инклюзивной образовательной среды в базовом образовательном учреждении».
7. Борисова Н.В. «Программно-методическое обеспечение реализации индивидуальной программы реабилитации ребенка-инвалида в части получения детьми-инвалидами образования в обычных образовательных учреждениях».
8. Моисеева М.В. «Дифференцированный подход при обучении детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях реализации инклюзивной практики».
В рамках семинара была организована прямая видео-трансляция пленарного заседания (19 ноября 2012г. с 10.00 по московскому времени) на образовательно-информационном портале Института проблем интегративного (инклюзивного) образования МГППУ http://www.inclusive-edu.ru.
Мероприятия второго дня семинара (20 ноября 2012г.) проводились на базах образовательных учреждений города Москвы: ГБОУ средняя общеобразовательная школа № 2043, ГБОУ средняя общеобразовательная школа «Школа здоровья» № 1321 «Ковчег», ГБОУ города Москвы Центр образования № 1429 имени Героя Советского Союза Н.А. Боброва, ГБОУ Центр образования № 1447 имени Н.А.Островского, ГБОУ гимназия №1540 (Московская технологическая школа ОРТ).
Директора и заместители директоров образовательных учреждений познакомили участников семинара с особенностями организации учебно-воспитательного процесса в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования, обеспечивающие совместное обучение детей-инвалидов и детей, не имеющих нарушений развития:
• «Особенности включения детей с инвалидностью и детей с ОВЗ разных категорий в школу» - директор ГБОУ СОШ № 2043 Белова А.В.
• «От особых образовательных потребностей к равным образовательным возможностям» - директор ГБОУ ЦО № 1429 Олтаржевская Л.Е.
• Роль ресурсного центра в процессе включения детей с инвалидностью и детей с ОВЗ в общеобразовательную школу. Сопровождение процесса включения – директор ГБОУ ЦПМСС «Зеленая ветка» Агафонова Е.Л.
• «Социально-образовательные условия формирования и развития инклюзивного образования в общеобразовательном учреждении» - директор ЦО №1447 Волкова Е.В.
• «Особенности организации учебно-воспитательного процесса в образовательном учреждении, реализующем инклюзивную практику» - директор ГБОУ СОШ №1321 «Ковчег» Реуэль Р.А.
• «Реорганизация учебно-воспитательного процесса в соответствии с реализацией инклюзивной практики» - директор Гимназии 1540 Моисеева М.В.
• «Особенности включения детей с инвалидностью и детей с ОВЗ разных категорий в школу» - директор Гимназии 1540 Моисеева М.В.
• «Деятельность окружной ПМПК в процессе сопровождения инклюзивных практик в школах округа» - директор ГБОУ ЦППРиК «Крестьянская Застава» д.п.н. Сагалов М.В.
• «ГБОУ СОШ №1321 «Ковчег» в системе ресурсной сети образовательных учреждений ЮВАО, реализующих инклюзивную практику» - заместитель директора ГБОУ СОШ №1321 «Ковчег» Борисова Н.В.
• «Деятельность образовательного учреждения по формированию системы качества образования в условиях интегрированного/инклюзивного образования» - заместитель директора ГБОУ СОШ №1321 «Ковчег» Коваленко Т.Н.
• «Система дополнительного образования как важнейшее условие включения детей с ограниченными возможностями здоровья в общеобразовательную среду» - заместитель директора ГБОУ СОШ №1321 «Ковчег» Зверева Н.М.
• «Реорганизация учебно-воспитательного процесса в соответствии с реализацией инклюзивной практики» - зам. директора ГБОУ СОШ №2043 Федотова С.В.
• «Социальное партнерство и деятельность общественных организаций в развитии инклюзивных процессов в образовании» - координатор проектов РООИ «Перспектива» Перфильева М.Ю.
Педагоги образовательных учреждений представили опыт индивидуализации образовательной программы для ребенка-инвалида и ребенка с ограниченными возможностями здоровья и особенности их обучения в обычных образовательных учреждениях в рамках мероприятий государственной программы Российской Федерации «Доступная среда» на оды».
• «Создание условий для успешной интеграции детей с особыми образовательными потребностями в массовой школе» - заместитель директора ГБОУ ЦО № 1429 Трафлялина А.А.
• «Включение детей с ограниченными возможностями здоровья в образовательный процесс. Из опыта работы» - учитель начальной школы ГБОУ города Москвы Центр образования № 1429 Хуснутдинова Л.А.
• «Психолого-педагогическое сопровождение процесса инклюзивного образования» - педагог-психолог ГБОУ города Москвы Центр образования № 1429 Орлова И.Н.
• «Особенности деятельности учителя-дефектолога в учреждении, реализующем инклюзивную практику» - учитель-дефектолог ГБОУ города Москвы Центр образования № 1429 Ефимова Ж.К.
• «Сопровождение особого ребенка в классе. Содержание работы тьютора» - тьютор ГБОУ города Москвы Центр образования № 1429 Колесова А.Ю.
• «Организация образовательной деятельности учащегося с ОВЗ на занятиях учителя-дефектолога» - учитель-дефектолог ГБОУ Центр образования № 1447 Медведева М.А.
• «Особенности логопедической работы с учащимися, имеющими интеллектуальные нарушения» - учитель-логопед ГБОУ Центр образования № 1447 Ильина Е.Н.
• «Развитие социального партнёрства: родители-учащиеся-педагоги в рамках инклюзивного образования» - педагог-психолог ГБОУ Центр образования № 1447 Негода Е.В.
• «Роль учителя в организации образовательной деятельности учащихся с интеллектуальными нарушениями в условиях общеобразовательной школы» - учитель начальных классов ГБОУ Центр образования № 1447 Приказчикова Н.В.
• «Английский язык как средство социализации учащегося с ОВЗ» - учитель английского языка ГБОУ Центр образования № 1447 Арасланова О.А.
• «Проектная деятельность, работа в группе как способ реализации задачи включения учащегося с ОВЗ в классно-урочную систему образования» - учитель биологии ГБОУ Центр образования № 1447 Коновалова О.В.
• «Сопровождение особого ребенка в классе. Содержание работы тьютора». ГБОУ СОШ № 2043, тьютор Казаков М.Н.
• «Особенности деятельности учителя-дефектолога в учреждении, реализующем инклюзивную практику». ГБОУ СОШ № 2043, учитель-дефектолог Соломахина Е.А.
• «Создание условий для успешной интеграции детей с особыми образовательными потребностями в массовой школе». ГБОУ СОШ № 2043, педагог-психолог Бондарева С.И.
Участники семинара приняли участие в мастер-классах:
• «Обучение грамоте» (ГБОУ СОШ № 2043).
• «Логопедическое сопровождение особых детей» (ГБОУ СОШ № 2043).
• «Пишем правильно: обучение письму детей с особыми образовательными потребностями» (ГБОУ Центр образования № 1447).
• «Интеграция основного и дополнительного образования как эффективный инструмент развития творческого потенциала и социальной адаптации учащегося» (ГБОУ Центр образования № 1447).
• «Фрагменты уроков и история включения ребенка с ОВЗ в школьную жизнь» (ГБОУ СОШ №1321 «Ковчег», ГБОУ гимназия №1540) .
• «Развитие социального партнёрства: родители-учащиеся-педагоги в рамках инклюзивного образования» (ГБОУ СОШ №1321 «Ковчег»).
• «Логопедическое сопровождение особых детей» (ГБОУ города Москвы Центр образования № 1429).
• «Волшебное кружево» (ГБОУ Центр образования № 1447).
В завершении второго дня семинара были проведены круглые столы «Организация инклюзивного образовательного процесса в общеобразовательной школе с учетом особенностей детей с ограниченными возможностями здоровья разных категорий», на которых участники смогли обменяться мнениями, обсудить актуальные проблемы, связанные с реализацией индивидуальной программы реабилитации ребенка-инвалида в части получения детьми-инвалидами образования в обычных образовательных учреждениях в рамках мероприятий государственной программы Российской Федерации «Доступная среда» на оды».
Информационная поддержка семинара: , www.inclusive-edu.ru, http://edu-open.ru, .