Пресс-релиз о проведении 19-20 ноября 2012 Всероссийского обучающего семинара для руководителей муниципальных и региональных органов управления образованием.

19-20 ноября 2012 г. состоялся «Всероссийский обучающий семинар для руководителей базовых образовательных учреждений по вопросам реализации индивидуальной программы реабилитации ребенка-инвалида в части получения детьми-инвалидами образования в обычных образовательных учреждениях в рамках  мероприятий государственной программы Российской Федерации «Доступная среда» на 2011-2015 годы». Семинар организован Департаментом государственной политики в сфере защиты прав детей Министерства образования и науки Российской Федерации и ГБОУ ВПО «Московский городской психолого-педагогический университет» (МГППУ).

Цель семинара: повышение управленческого и профессионального уровня руководителей базовых образовательных учреждений, реализующих программы общего образования,  и обеспечивающих совместное обучение детей-инвалидов и детей, не имеющих нарушений развития по вопросам реализации мероприятий государственной программы Российской Федерации «Доступная среда» на 2011-2015 годы». 

Задачи  семинара: 
•    Обсуждение проблемы обеспечения условий реализации индивидуальной программы реабилитации ребенка-инвалида в части получения   образования в обычных образовательных учреждениях.
•    Освещение опыта сетевого взаимодействия  базовых образовательных учреждений по вопросам  инклюзивного образования.
•    Обсуждение практического опыта организации совместного обучения и воспитания детей с ограниченными возможностями здоровья и детей, не имеющих нарушений развития в базовых образовательных учреждениях. 

Тематика обсуждаемых на семинаре вопросов: 
1.    Нормативное и правовое обеспечение организации деятельности образовательных учреждений по реализации индивидуальной программы реабилитации ребенка-инвалида в части получения им образования в обычных образовательных учреждениях. 
2.    Осуществление психолого-педагогического   сопровождения учащихся с ограниченными возможностями здоровья.
3.    Создание специальных условий для реализации индивидуальной программы реабилитации ребенка-инвалида в части получения   образования в обычных образовательных учреждениях. 

В семинаре приняли участие 110 специалистов более чем из тридцати регионов Российской федерации: директора образовательных учреждений, заместители директоров по учебно-воспитательной и коррекционной работе, руководители психологических служб, координаторы по инклюзивному образованию, социальные педагоги, педагоги-психологи, учителя-дефектологи.

На пленарном заседании, которое проходило 19 ноября в ГБОУ ВПО МГППУ (г. Москва, ул. Сретенка, д.29) были представлены следующие доклады:
1.    Алехина С.В. «Инклюзивное образование в контексте современной образовательной политики».
2.    Волосовец Т.В. «Тема инклюзии в проектах двух законов «Об образовании в Российской Федерации».
3.    Кутепова Е.Н. «Нормативное и правовое обеспечение реализации индивидуальной программы реабилитации ребенка-инвалида в части получения детьми-инвалидами образования в обычных образовательных учреждениях».
4.    Самсонова Е.В. «Обеспечение специальных образовательных условий для реализации индивидуальной программы реабилитации ребенка-инвалида в части получения детьми-инвалидами образования в обычных образовательных учреждениях».
5.    Сабельникова С.И. «Реализация ФГОС начального образования в условиях инклюзивной практики».
6.    Олтаржевская Л.Е. «Организация инклюзивной образовательной среды в базовом образовательном учреждении».
7.    Борисова Н.В. «Программно-методическое обеспечение реализации индивидуальной программы реабилитации ребенка-инвалида в части получения детьми-инвалидами образования в обычных образовательных учреждениях».
8.    Моисеева М.В. «Дифференцированный подход при обучении детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях реализации инклюзивной практики».

В рамках семинара была организована прямая видео-трансляция пленарного заседания (19 ноября 2012г. с 10.00 по московскому времени) на образовательно-информационном портале Института проблем интегративного (инклюзивного) образования МГППУ http://www.inclusive-edu.ru.

Мероприятия второго дня семинара (20 ноября 2012г.) проводились на базах образовательных учреждений города Москвы: ГБОУ средняя общеобразовательная школа  № 2043, ГБОУ средняя общеобразовательная школа  «Школа здоровья»   № 1321 «Ковчег», ГБОУ города Москвы Центр образования № 1429 имени Героя Советского Союза Н.А. Боброва, ГБОУ Центр образования  № 1447 имени Н.А.Островского, ГБОУ гимназия №1540 (Московская технологическая школа ОРТ).

Директора и заместители директоров образовательных учреждений познакомили участников семинара  с особенностями  организации учебно-воспитательного процесса  в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования, обеспечивающие совместное обучение детей-инвалидов и детей, не имеющих нарушений развития:
•    «Особенности включения детей с инвалидностью и детей с ОВЗ разных категорий в школу»  - директор   ГБОУ СОШ № 2043 Белова А.В.
•     «От особых образовательных потребностей к равным образовательным   возможностям» - директор ГБОУ ЦО № 1429 Олтаржевская Л.Е.
•    Роль ресурсного центра в процессе включения детей с инвалидностью и детей с ОВЗ в общеобразовательную школу. Сопровождение процесса включения – директор ГБОУ ЦПМСС «Зеленая ветка» Агафонова Е.Л.
•    «Социально-образовательные условия формирования и развития инклюзивного образования в общеобразовательном учреждении» - директор ЦО №1447 Волкова Е.В.
•     «Особенности  организации учебно-воспитательного процесса  в образовательном учреждении, реализующем инклюзивную практику»  - директор ГБОУ СОШ №1321 «Ковчег»  Реуэль Р.А.
•    «Реорганизация учебно-воспитательного процесса в соответствии с реализацией инклюзивной практики» -  директор  Гимназии 1540 Моисеева М.В. 
•    «Особенности включения детей с инвалидностью и детей с ОВЗ разных категорий в школу»  - директор  Гимназии 1540 Моисеева М.В.
•     «Деятельность окружной ПМПК в процессе сопровождения инклюзивных практик в школах округа» - директор  ГБОУ ЦППРиК «Крестьянская Застава» д.п.н. Сагалов М.В.
•     «ГБОУ СОШ №1321 «Ковчег» в системе  ресурсной сети образовательных учреждений ЮВАО, реализующих инклюзивную практику» - заместитель директора  ГБОУ СОШ №1321 «Ковчег»  Борисова Н.В.
•    «Деятельность образовательного учреждения по формированию системы качества образования  в условиях интегрированного/инклюзивного образования» - заместитель директора  ГБОУ СОШ №1321 «Ковчег» Коваленко Т.Н.
•    «Система дополнительного образования как важнейшее условие включения детей с ограниченными возможностями здоровья в общеобразовательную среду» - заместитель директора  ГБОУ СОШ №1321 «Ковчег»  Зверева Н.М.
•    «Реорганизация учебно-воспитательного процесса в соответствии с реализацией инклюзивной практики» -  зам. директора ГБОУ СОШ №2043 Федотова С.В.
•    «Социальное партнерство и деятельность общественных организаций в развитии инклюзивных процессов в образовании» -  координатор проектов РООИ «Перспектива» Перфильева М.Ю.

Педагоги образовательных учреждений представили опыт индивидуализации образовательной  программы для  ребенка-инвалида и ребенка с ограниченными возможностями здоровья и особенности их обучения в обычных образовательных учреждениях в рамках  мероприятий государственной программы Российской Федерации «Доступная среда» на 2011-2015 годы».
•     «Создание условий для успешной интеграции детей с особыми образовательными потребностями  в массовой школе» - заместитель директора ГБОУ ЦО № 1429 Трафлялина А.А.
•    «Включение детей с ограниченными возможностями здоровья в образовательный процесс. Из опыта работы» - учитель начальной школы ГБОУ города Москвы Центр образования № 1429 Хуснутдинова Л.А.
•    «Психолого-педагогическое сопровождение процесса инклюзивного образования» - педагог-психолог ГБОУ города Москвы Центр образования № 1429 Орлова И.Н.
•    «Особенности деятельности учителя-дефектолога в учреждении, реализующем инклюзивную практику» - учитель-дефектолог ГБОУ города Москвы Центр образования № 1429 Ефимова Ж.К.
•    «Сопровождение особого ребенка в классе. Содержание работы тьютора» - тьютор ГБОУ города Москвы Центр образования № 1429 Колесова А.Ю.
•    «Организация образовательной деятельности учащегося с ОВЗ на занятиях учителя-дефектолога» - учитель-дефектолог ГБОУ Центр образования  № 1447 Медведева М.А.
•    «Особенности логопедической работы с учащимися, имеющими интеллектуальные нарушения» - учитель-логопед ГБОУ Центр образования  № 1447 Ильина Е.Н.
•    «Развитие социального партнёрства: родители-учащиеся-педагоги в рамках инклюзивного образования» - педагог-психолог ГБОУ Центр образования  № 1447  Негода Е.В.
•    «Роль учителя в организации образовательной деятельности учащихся с интеллектуальными нарушениями в условиях общеобразовательной школы» - учитель начальных классов ГБОУ Центр образования  № 1447 Приказчикова Н.В.
•    «Английский язык как средство социализации учащегося с ОВЗ» - учитель английского языка ГБОУ Центр образования  № 1447 Арасланова О.А.
•    «Проектная деятельность, работа в группе как способ реализации задачи    включения учащегося  с ОВЗ в классно-урочную систему образования»  - учитель биологии ГБОУ Центр образования  № 1447 Коновалова О.В.
•    «Сопровождение особого ребенка в классе. Содержание работы тьютора».  ГБОУ СОШ № 2043, тьютор Казаков М.Н.
•    «Особенности деятельности учителя-дефектолога в учреждении, реализующем инклюзивную практику».  ГБОУ СОШ № 2043, учитель-дефектолог Соломахина Е.А.
•    «Создание условий для успешной интеграции детей с особыми образовательными потребностями в массовой школе». ГБОУ СОШ № 2043, педагог-психолог Бондарева С.И.
Участники семинара приняли участие в мастер-классах:
•    «Обучение грамоте» (ГБОУ СОШ  № 2043).
•    «Логопедическое сопровождение особых детей» (ГБОУ СОШ  № 2043).
•     «Пишем правильно: обучение письму детей с особыми образовательными потребностями» (ГБОУ Центр образования  № 1447).
•    «Интеграция основного и дополнительного образования как эффективный инструмент развития творческого потенциала и социальной адаптации учащегося» (ГБОУ Центр образования  № 1447).
•    «Фрагменты уроков и история включения ребенка с ОВЗ в школьную жизнь» (ГБОУ СОШ №1321 «Ковчег», ГБОУ гимназия №1540) .
•    «Развитие социального партнёрства: родители-учащиеся-педагоги в рамках инклюзивного образования» (ГБОУ СОШ №1321 «Ковчег»).
•    «Логопедическое сопровождение особых детей» (ГБОУ города Москвы Центр образования № 1429).
•    «Волшебное кружево» (ГБОУ Центр образования  № 1447).

В завершении второго дня семинара были проведены круглые столы «Организация инклюзивного образовательного процесса в общеобразовательной школе с учетом особенностей детей с ограниченными возможностями здоровья разных категорий», на которых участники смогли обменяться мнениями, обсудить актуальные проблемы, связанные с  реализацией индивидуальной программы реабилитации ребенка-инвалида в части получения детьми-инвалидами образования в обычных образовательных учреждениях в рамках  мероприятий государственной программы Российской Федерации «Доступная среда» на 2011-2015 годы».

Информационная поддержка семинара: http://mgppu.ru, www.inclusive-edu.ru, http://edu-open.ru, http://childpsy.ru.