Азербайджан

Совместная инициатива Азербайджана и ЮНЕСКО: обеспечение образовательных прав детей с ограниченными возможностями

     С 2005 года Бюро ЮНЕСКО в Москве в сотрудничестве с Министерством образования Республики Азербайджан, ЮНИСЕФ и Центром содействия реформам образования Азербайджана реализует проект "Дети с ограниченными возможностями: совершенствование подходов, практики и политики (практическая реализация, изменение политики и повышение информированности для обеспечения прав детей с ограниченными возможностями)". Проект направлен на решение ряда вопросов доступа к образованию  для достижения целей программы ЮНЕСКО "Образование для всех".

     В рамках проекта в 2005-2006 учебном году в двух школах и двух детских садах в Баку и Сумгаите созданы классы и группы, состоящие как из здоровых детей, так и из детей с ограниченными возможностями с целью предоставления им полного доступа к образованию. В проекте участвуют 24 ребенка и их родители, а также 12 учителей и воспитателей.

     Пилотные учебные заведения были обеспечены книгами, дидактическими материалами, игрушками, компьютерами, телевизорами и видеомагнитофонами для более эффективной организации процесса обучения. Кроме того, участвующим в проекте детям были предоставлены слуховые аппараты и ходунки.
     В ходе проекта в августе и декабре 2005 года и в январе 2006 года негосударственной организацией United Aid for Azerbaijan были организованы тренинги для педагогов, медицинских и социальных работников, родителей, сотрудников местных органов управления образования и других должностных лиц.
    Для обеспечения методологической поддержки проекта специалистами Института по проблемам образования и Азербайджанского государственного педагогического университета были разработаны и изданы на азербайджанском языке методические пособия для педагогов, социальных и медицинских работников, родителей. На азербайджанском и русском языках была опубликована книга американских авторов "Методы обучения детей с проблемами развития в раннем возрасте". Также Центр поддержки реформ в образовании провел информационную кампанию в средствах массовой информации и запустил посвященный проекту веб-сайт на азербайджанском и английском языках .
     Со времени принятия Джомтьенской декларации (Всемирная конференция по образованию для всех, 1990 г .) и принятия Дакарских рамок действий (Всемирный форум по образованию, 2000 г ) многие страны на постсоветском пространстве значительно продвинулись в формировании политики, направленной на усиление роли инклюзивного образования.
    В последнее время на всех уровнях укрепляется понимание роли инклюзивного образования как фактора, способствующего обеспечению образования для всех, причем качественного образования. Однако многие вопросы инклюзивного образования требуют совместного и скоординированного решения усилиями всех участников образовательного процесса.

    ЮНЕСКО поддерживает инициативы стран, направленные на выработку национальных стратегий и национальных планов действий по инклюзивному образованию. Среди важных вопросов, требующих решения, - профессиональная подготовка в целях обеспечения инклюзивного образования; участие общества в инклюзивном образовательном процессе; проблема сложившихся социальных, а иногда и профессиональных стереотипов, препятствующих образовательной интеграции детей с ограниченными возможностями и продвижению идей инклюзивного образования.

Источник: http://mp.minsk.edu.by/main.aspx?guid=1741