Состоялся пятый семинар из цикла "Инклюзия в образовании"

Институт проблем интегративного (инклюзивного) образования (ИПИО МГППУ) продолжил свой   творческий проект - цикл интерактивных научных семинаров «Инклюзия в образовании».
24 сентября 2012 года состоялся пятый семинар из данного цикла на тему «Специфика взаимодействия дошкольников в условиях инклюзии». В семинаре приняли очное и он-лайн участие более восьмидесяти человек: сотрудники ведущих ВУЗов Москвы и Российских регионов, окружных ресурсных центров по развитию инклюзивного образования, специалисты дошкольных образовательных учреждений, магистранты МГППУ и МГПУ.

Ведущий семинара, Светлана Владимировна Алехина, директор ИПИО МГППУ, открывая семинар,  отметила, что  дошкольное образование является начальной ступенью инклюзивной вертикали. От него зависит, насколько ребенок с ограниченными возможностями здоровья  сможет  полноценно жить и быть включенным в социум.   На этом этапе жизни,   ребенок активно овладевает культурными навыками и способностями, определяющими, в дальнейшем, закономерности и результаты его психического развития. 

Основной доклад на семинаре был сделан Ольгой Петровной Гаврилушкиной, кандидатом педагогических наук, профессором, заведующим лабораторией «Психология аномального развития» ИПИО МГППУ. В своем докладе, Ольга Петровна подробно остановилась  на результатах сравнительного исследования социального взаимодействия современных дошкольников разных категорий: с нормальным интеллектом, задержкой психического развития, умственной отсталостью, а также учащихся первого класса общеобразовательной школы (всего 200 детей). Докладчиком было выдвинуто предположение,  что социокультурная ситуация является депривационной с точки зрения развития социальной компетентности у современных детей. Результаты экспериментального исследования взаимодействия детей в коммуникативно-деятельностных ситуациях выявило основные трудности, которые в различной степени проявляются в совместной деятельности у всех детей перечисленных категорий. Наиболее типичными являются: острый дефицит средств взаимодействия, слабая рефлексия зависимости своих действий от действий другого; формальное понимание общности цели; отсутствие предварительного распределения и планирования действий; низкий уровень программирования и регулирующей роли диалога; неумение действовать в одном смысловом поле и пр. Докладчик подчеркнул, что с целью развития социальной компетентности современных детей в образовательном процессе должны быть созданы психолого-педагогические условия для овладения инструментарием совместной деятельности как ресурса социальной компетентности. Материалы исследования будут опубликованы в Бюллетене УМО МГППУ (№3, 2012)

 В докладе «О некоторых подходах к оценке взаимодействия детей в инклюзивном пространстве» Михаил Михайлович Семаго, кандидат психологических наук, ведущий научного сотрудника ГРЦ ИПИО МГППУ  представил метод цветовой социометрии (ЦТО-социометрия).  Были приведены основные анализируемые параметры при использовании метода ЦТО-социометрия: социометрические позиции каждого члена группы, оценка взаимности социометрических выборов, оценка предпочтений и отвержении в группе, самооценка каждого из детей группы, эмоциональное отношение к педагогу или другому значимому взрослому. Упомянув о недостатках данной модификации социометрии, таких как  большее время проведения  и большие требования к материально-техническому обеспечению проведения опроса, докладчик подчеркнул, что апробация показала большую чувствительность цветовой социометрии как инструмента исследования межличностных взаимоотношений в группе детей и взрослых.

В качестве оппонента на семинаре выступил Александр Ильич Савенков, директор Института педагогики и психологии образования, доктор психологических наук, доктор педагогических наук, профессор. Подчеркнув важность обсуждаемой проблемы и проводимых исследований, Александр Ильич обратился к результатам собственного исследования (совместно с Л.И.Уманским и др.) в области совместной деятельности детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста, где были выделены три основные формы ее организации: совместно-индивидуальная; совместно-последовательная; совместно-взаимодействующая и предложены технологии ее развития. Докладчик отметил, что современным педагогам стоит быть гибче в подборе форм и методов организации учебно-воспитательного процесса.

Обсуждая представленные на семинаре материалы, участники заострили внимание на профессионализме воспитателя, как ключевой фигуры в реализации инклюзивной практики. В дискуссии были затронуты вопросы готовности воспитателя к принятию ребенка с ОВЗ, пониманию проблем ребенка и его родителей, умению включать такого ребенка в детскую общность и в образовательный процесс.

Участники поблагодарили организаторов за проведение  актуальных семинаров в условиях практического отсутствия учебно-методического обеспечения образовательного процесса в условиях инклюзии.

Следующий, шестой семинар из цикла «Инклюзия в образовании» состоится 29 октября 2012 г.