О работе секции «Создание доступной образовательной среды для детей с ОВЗ»

27 августа 2012г. прошла конференция «Выравнивание шансов детей на качественное образование», организованная Департаментом образования города Москвы (на базе Лицея №1535).

Работой секции «Создание доступной образовательной среды для детей с ОВЗ» руководила директор Института проблем интегративного (инклюзивного) образования ГБОУ ВПО МГППУ, к. псх.н. С.В.Алёхина.

Участники секции обсудили актуальные вопросы создания условий для качественного образования и воспитания детей с ОВЗ.

О. Г. Приходько,  д.п.н., директор института специального образования и комплексной реабилитации ГБОУ ВПО МГПУ  в выступлении на тему «Ранняя комплексная помощь детям с ОВЗ и их родителям на современном этапе развития системы образования» подчеркнула, что оказание помощи растущему количеству новорожденных детей с разноуровневыми многовариантными нарушениями, требует совершенствования системы подготовки, переподготовки и повышения  квалификации  педагогических кадров для работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья всех возрастов, начиная с  младенческого.

Е.И.Кузьмина, специалист СОУО ДО г. Москвы,  подчеркнула важность взаимодействия специалистов образовательных учреждений, реализующих инклюзивное образование и коррекционных школ. В выступлении «Место коррекционных образовательных учреждений в условиях модернизации московского образования, формирование механизмов взаимодействия СКОШ с общеобразовательными учреждениями» она рассказала о том, как можно   переориентировать узкую видовую направленность школы на оказание данным учреждением психолого-педагогических услуг «особым детям» по месту проживания.

А.А.Ездов, к.п.н., директор центра образования «Технологии обучения»,  представил технологию «Индивидуализации образовательного процесса при использовании дистанционных технологий». На ярких практических примерах были проиллюстрированы преимущества данной технологии при ее реализации, как в школах надомного обучения, так и в коррекционных школах.

Е.Н.Кутепова, к.п.н., заместитель директора института проблем интегративного (инклюзивного) образования  ГБОУ ВПО МГППУ, проанализировав нормативно-правовую базу обучения и воспитания детей в ОВЗ, в своем выступлении   «Специальные образовательные условия в общеобразовательном учреждении: необходимое  и реальное» подняла остро-стоящую проблему финансового обеспечения создания специальных образовательных условий для детей с ОВЗ.

На итоговом заседании по результатам работы секции были внесены следующие предложения в резолюцию конференции:

 

Предложения в проект резолюции   конференции

«Выравнивание шансов детей на качественное образование»

от секции

«Создание доступной образовательной среды для детей с ОВЗ»

 

Участники конференции отмечают, что  современные тенденции в образовании   детей с ограниченными возможностями здоровья  требуют обновления содержания и принципов работы  специальных (коррекционных) образовательных учреждений, школ надомного обучения,  развития  инклюзивного образования, внедрения  педагогических технологий по индивидуализации образовательного процесса, широкого внедрения  дистанционных технологий.    

Развитие спектра образовательных услуг, предоставляемых населению сетью коррекционных учреждений,  позволит внести значительный вклад в реализацию Государственной программы города Москвы на среднесрочный период 2012—2016 гг. «Развитие образования города Москвы» («Столичное образование») в достижении 100%  удельного веса «числа районов города Москвы, в которых детям с ограниченными возможностями здоровья обеспечен доступ к базовым образовательным услугам общего образования и услугам психолого-педагогической помощи, в общем числе районов города Москвы».

Участники конференции обращают внимание на необходимость:

1. Регулярного проведения мероприятий по повышению уровня информированности населения о возможностях и формах оказания ранней помощи семьям, воспитывающим детей с ограниченными возможностями здоровья (в системе образования, соцзащиты и здравоохранения).

2. Совершенствования системы подготовки, переподготовки и повышения  квалификации  педагогических кадров для работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья всех возрастов, начиная с  младенческого.

3. Обеспечения преемственности коррекционно-развивающей работы на всех возрастных этапах с учетом специфики структуры нарушений развития детей с ОВЗ независимо от формы получения образования.

4. Использования научно-методического  и кадрового потенциала коррекционной школы, что   позволит переориентировать узкую видовую направленность школы на оказание данным учреждением психолого-педагогических услуг «особым детям» по месту проживания, в том числе в сотрудничестве с общеобразовательным учреждением, реализующим инклюзивные формы обучения, а также образовательными учреждениями для детей, нуждающимися в психолого-педагогическом и медико-социального помощи.

5. Внесения изменения в Положение о психолого-медико-педагогической комиссии (ПМПК) в части определения    порядка действий по выявлению ограничений в физическом и (или) психическом развитии и (или) отклонений в поведении ребенка, т.е. отнесение его к  категории ребенка с ОВЗ,  и подготовку по результатам обследования рекомендаций по созданию такому ребенку  специальных условий обучения, включая введение дополнительных ставок специалистов сопровождения.

6. Разработки Институтом проблем интегративного (инклюзивного) образования МГППУ Пакетов специальных условий обучения детей с ОВЗ разных категорий в общеобразовательных учреждениях и  подготовки Департаментом образования города Москвы инструктивно-методического  письма по их использованию.

7. Передачи опыта использования дистанционных образовательных технологий при обучении детей с ОВЗ коррекционным учреждениям, школам надомного обучения.