Узбекистан

Концепция развития инклюзивного образования в Узбекистане

В Ташкенте состоялась презентация «Концепции развития инклюзивного образования в Узбекистане». Об этом сообщили корреспонденту Новости REGNUM в Министерстве народного образования республики. По словам собеседника агентства, этот документ станет ключевым в процессе внедрения инклюзивного обучения в республике.

«Переход на этот вид образования будет осуществляться поэтапно, при этом будут учитываться психофизические особенности детей с особыми нуждами. Будет обращено внимание на повышения качества профессиональной подготовки работников сферы интегрированного образования, а также принятию мер по стимулированию их труда», - отметил представитель Минобразования. По его словам, на сегодняшний день в Узбекистане успешно функционирует дифференцированная сеть специальных образовательных учреждений - 89 специальных школ и школ-интернатов, в которых обучается более 18 тысяч воспитанников-инвалидов. Образованием на дому охвачено также более 11 тысяч таких детей. Но их количество в подобных учебных заведениях неуклонно сокращается. Это связано с их интеграцией в общеобразовательный процесс, развитием в республике инклюзивного образования.

«Обучение детей-инвалидов в обществе здоровых сверстников в последнее время заметно усилилось. Это связано с тем, что идея инклюзивного образования получила поддержку в обществе. В частности, на протяжении последних трех лет Фонд поддержки социальных инициатив (ФОПСИ) в партнерстве с Центром помощи инвалидам «Хает» (Жизнь), ННО «Зие» (Просвет) и другими общественными организациями успешно реализует проект «Разработка и внедрение национальной модели непрерывного инклюзивного образования в Узбекистане». Им охвачены тысячи воспитанников учебных и дошкольных учреждений, их родители, учителя, методисты», - пояснил собеседник агентства.

По данным Министерства народного образования республики, в Узбекистане с 1996 года ведется работа по интеграции детей с ограниченными возможностями в общеобразовательный процесс. Для последовательного осуществления этого начинания при Республиканском центре образования был создан Ресурсный центр по инклюзивному образованию с целью объединения усилий государственных и негосударственных организаций, родителей и добровольцев в деле оказания комплексной коррекционно-педагогической помощи детям и подросткам с ограниченными возможностями. При данном центре также создан общественный совет, который уполномочен обеспечивать координацию, контроль и мониторинг социальной защиты уязвимых групп детей в Узбекистане. Многое сделано и для организации подготовки кадров для обеспечения качественной работы учреждений социальной защиты детей. В частности, в Самаркандском и Ферганском государственных университетах и Ташкентском государственном институте культуры открыто обучение такой специальности, как «социальная работа», в Ташкентском государственном педагогическом университете, Джизакском, Кокандском, Ангренском и Нукусском педагогических институтах открыты новые факультеты дефектологии. Совместно с Петербургской медицинской академией проведены трехмесячные семинары для специалистов в области детской реабилитологии, а для преподавателей медицинских и педагогических вузов - курсы по специальности «эрготерапия».

Ранее Новости REGNUM сообщали, что более 11 тыс. мальчикам и девочкам с ограниченными возможностями и нуждающихся в долговременном лечении созданы все необходимые условия для получения образования в домашних условиях, все они обеспечены бесплатно учебниками и учебными принадлежностями. С 2008 года им выдается персональный компьютер. Эти дети получают не только общее среднее образование, но и дополнительное профессиональное образование для социальной адаптации в жизни, чего не было до обретения независимости. Воспитанники специальных школ и школ-интернатов этих специальных образовательных учреждений учатся на основе учебных программ десяти видов, ежегодно утверждаемых Министерством народного образования.

2006 году между Министерством народного образования Узбекистана и Азиатским банком развития были подписаны два грант-контракта. В соответствии с ними Азиатский банк развития выделил Узбекистану $1,5 млн. на совершенствование системы получения общего образования детьми с ограниченными возможностями и реформы в системе образования. В рамках данного грант-контракта осуществляется проект инклюзивного образования в 12 пилотных школах Ташкента, Кашкадарьинской и Сурхандарьинской областей, а также в детских дошкольных учреждениях. Большой социальный эффект имеет предупреждение инвалидности и рождения детей с отклонениями в развитии. В республике уже успешно действует сеть занимающихся этим скрининг-центров.

По данным Узбекского общества инвалидов, в целом по республике в настоящее время зарегистрировано 850 тысяч лиц с ограниченными возможностями, а в столице - 220 тысяч человек.

Инклюзивное образование – равные возможности для всех

Задача педагога в инклюзивном образовании – давать знания детям с ограниченными возможностями здоровья наравне с их здоровыми сверстниками, и в то же время находить индивидуальный подход к каждому ребенку с учетом его потребностей и способностей. В рамках одного из самых масштабных и значимых проектов Фонда поддержки социальных инициатив «Непрерывное инклюзивное образование в Узбекистане» с 6 по 17 августа проводятся региональные тренинги на тему «Инклюзивное образование – инструмент социализации ребенка с инвалидностью» для педагогов пилотных школ, детских садов, лицеев и колледжей.

В ходе тренингов участники обмениваются опытом и мнениями, обсуждают дальнейшие действия по внедрению и развитию инклюзивного образования в Узбекистане, знакомятся с новыми методами работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ). Первые тренинги прошли 6-7 августа в Карши, 9-10 августа тренинги проводятся в Навои, далее они пройдут в Самарканде и Ташкенте.

Организаторами тренингов выступают: Фонд поддержки социальных инициатив совместно с Министерством народного образования Республики Узбекистан, Центром среднего специального профессионального образования МВССО Республики Узбекистан.

Инклюзивное образование представляет собой процесс развития общего образования, который подразумевает доступность образования для всех, включая детей с особыми потребностями. Инклюзивное образование обеспечивает равное отношение ко всем детям, но создаёт условия для детей, имеющих особые образовательные потребности.

Первый двухдневный семинар-тренинг прошёл 6-7 августа в Карши, где приняли участие педагоги и воспитатели пилотных образовательных учреждений, а также заведующие детскими садами, директора школ, академических лицеев и колледжей Кашкадарьинской и Сурхандарьинской областей. В ходе тренинга участники обсудили такие темы как подходы к пониманию инвалидности, барьеры и проблемы, стоящие перед людьми с инвалидностью, стереотипы и их влияние на отношение общества к инвалидам.

Семинар проходил в интерактивной форме. Методом мозгового штурма, дискуссий, работы в малых группах участники разбирались в тонкостях интеграции и инклюзии, анализировали традиционную, медицинскую и социальную модели инвалидности, говорили о корректной терминологии, разрабатывали стратегию перехода к непрерывному инклюзивному образованию с детского сада до обучения в средне-специальных учебных заведениях. В завершении тренингов участниками была высказана общая мысль – только при участии ННО, таких как Фонд поддержки социальных инициатив, можно будет решить проблемы внедрения инклюзивного образования в образовательные учреждения республики.

Фонд Поддержки Социальных Инициатив с 2007 года реализует проект «Инклюзивное образование в Узбекистане». В настоящее время в пилотных детских садах, школах, лицеях и колледжах Термеза, Карши, Самарканда, Навои, Джизака, Гулистана, Ташкента, Коканда, Ферганы, Андижана, Хорезма и Нукуса в смешанных группах и классах обучаются и воспитываются свыше 600 детей с ограниченными возможностями здоровья.

В рамках проекта была разработана Концепция Национальной модели Инклюзивного образования в виде методического пособия и внедрена в систему дошкольного и младшего школьного образования на базе пилотных учреждений.

В 2010-2011 годах ФОПСИ совместно с тренерами Центра помощи инвалидам «Хаёт» Самаркандской области при участии Министерства народного образования РУ в городах Карши, Навои, Самарканд и Ташкент провели трехдневные семинары-тренинги по подготовке педагогов и воспитателей для работы с детьми с ОВЗ. Были подготовлены 250 педагогов и воспитателей дошкольных учреждений.