Выступление на Совете Федерации, 28.05.2012

Алехина С.В.,

Директор ИПИО МГППУ

28 мая 2012 прошло заседание Совета Федерации, посвящённое созданию условий для максимально полной социализации детей-инвалидов

Сегодня диалоги и дискуссии об инклюзивном образовании связаны с широким спектром социальных, политических и профессиональных контекстов.

Инклюзивное или включенное образование - термин, используемый для описания процесса обучения детей с особыми потребностями (но не только с особенностями психофизического развития) в общеобразовательных(массовых) школах.

В основе инклюзивного образования лежат идеи равного отношения ко всем людям, исключается любая дискриминация детей, создаются особые условия для детей, имеющих особые образовательные потребности. Опыт показывает, что из любой жесткой образовательной системы какая-то часть детей выбывает, потому что система не готова к удовлетворению индивидуальных потребностей таких детей в обучении. Таким образом, выбывшие дети становятся обособленными и исключаются из общей системы.

Подобное упрощение рождает много противоречий между специальным и общим образованием, приводя к необратимым и разрушительным решениям, связанным с планомерным сокращением числа коррекционных школ.

Российскую модель определяют как модель «поглощения» и высказываются серьёзные опасения относительно неготовности системы общего образования принять принципы инклюзии.

Инклюзивное образование ориентировано на изменение самого образования, условий для обучения разных детей с учётом их индивидуальных образовательных потребностей и возможностей.

Что же нужно изменить в образовании, чтобы оно стало инклюзивным?

Хорошо понимая, что массовая школа имеет границы допускаемых в ней изменений, предназначенных детей различных детей,

Назову основные критерии соответствия:

  1. наличие и исполнение в стране соответствующего законодательства, закрепляющего ИО и обеспеченность его экономической основы
  2. системные преобразования учебно-воспитательного процесса, его организационных форм и ценностных установок
  3. наличие индивидуальной системы поддержки и специальных образовательных условий для нуждающихся детей
  4. Налаженная системы ранней комплексной помощи
  5. наличие в школах психолого-педагогических консилиумов и специалистов сопровождения , в тч тьюторов
  6. методическая поддержка массового учителя со стороны коррекционных педагогов
  7. И последнее- ИО сможет достичь своей цели только тогда, когда оно будет реализовано на всех ступенях образования - от детского сада до вуза.

Таким образом, сложность и необеспеченность задачи построения включающего образования рождает тенденцию упрощения, примитивизации необходимых изменений. Самым отрицательным эффектом стихийности внедрения инклюзии может стать восприятие проблемы инклюзивного образования как «модной» темы, изменения образования только на организационном и административно-управленческом уровне. Это рождает опасность «имитации инклюзии» и через это дискредитации самой идеи инклюзивного образования.

На сегодняшний день ситуация заключает в следующем

Так как инклюзивное образование не определено никакими нормативными актами , а Российский опыт инклюзии связан с длительным этапом экспериментального режима работы и авторской адаптацией условий образования для детей с ограниченными возможностями здоровья, остро встаёт вопрос качества самого процесса включения, профессиональной оценки его эффективности относительно различных категорий детей.

В условиях административной стратегии внедрения И в обр-ние важным становится оценка готовности того или иного образовательного учреждения к реализации инклюзивного подхода, работа с рисками, корректировка ошибок. Теперь мы хорошо понимаем, что школа проходит два основных этапа – этап подготовки к инклюзивной стратегии развития и этап реализации изменений в управлении, культуре и практике образовательного процесса. Даже при наличии приказов сверху и общей установки не каждая школа готова стать по-настоящему инклюзивной школой.. Наличие ребёнка с инвалидностью в школе, не делает её инклюзивной. Зачастую определение школы как инклюзивной приобретает формальный характер и основывается только на подсчёте детей с ОВЗ, что приводит к искажению реального представления об инклюзии. Необходима экспертная оценка степени готовности школы и существующих в ней условий.

Инклюзивной школа становится только тогда, когда в ней созданы специальных образовательных условий для обучения детей с различными обр потребностями, подготовлен коллектив, выстроена разновариативная (универсальная) образовательная среда.

Мониторинг Института проблем инклюзивного образования показал, что на существование в школе специальных образовательных условий рассчитывают 88% от группы родителей детей с ОВЗ. Наиболее актуальными специальными образовательными условиями, являются

  1. система психолого-педагогического сопровождения,
  2. индивидуальная программа обучения ребенка,
  3. доступная архитектурная среда.

Необходимо разрабатывать Стандарт спец. условий общего образования или минимальные пакеты СОУ под разные потребности детей с ОВЗ.

На фоне развития инклюзивных процессов меняется роль родителей. Родитель является основным заказчиком образовательной услуги и его отношение определяет не только финансовую состоятельность школы, но и программу её развития. Под влиянием активности средств массовой информации постепенно меняется отношение родителей обычных детей к совместному обучению. Исследования показывают, что родители обычных детей в наибольшей степени опасаются переключения внимания педагогов на детей с ОВЗ в ущерб их детям. Родителей особых ожидают от образовательного учреждения специальных условий и индивидуальной поддержки и склонны видеть основной результат инклюзии в повышении адаптационных возможностей своего ребёнка.

Механизмы социального партнёрства и взаимной ответственности за развитие и обучение детей должны стать основными правилами взаимодействия школы и родителей.

И самое важное. Сейчас про образование говорят многие, важно кто делает это образование. Именно учитель - «золотое сечение» инклюзии, главное условие успешной реализации инклюзивных принципов и их воплощение в педагогическую практику. Ключевой проблемой является профессиональная и психологическая неготовность учителей массовых школ к включению детей с инвалидностью в обычный класс. Зарубежные исследователи говорят об «опыте трансформации», который переживается педагогами, ставшими инклюзивными учителями. Наблюдения показывают, что негативное отношение к инклюзии меняется, когда учитель начинает работать с такими детьми, приобретает свой собственный педагогический опыт, видит первые успехи ребёнка и принятие его в среде сверстников. Для этого Его необходимо подготовить к такой практике, обеспечить необходимым методическим и программными материалами.

МГППУ разработал Федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по направлению подготовки «Психолого-педагогическое образование», в котором впервые определена необходимость подготовки специалистов для инклюзивного образования. Открыта магистратура, разработаны программы ПК для категорий слушателей. В рамках Учебно-методического объединения вузов, работающих по этому стандарту ( а их 73) открыта секция «Психология и педагогика специального и инклюзивного образования», основной задачей которой является разработка и рассмотрение основных образовательных программ, учебных пособий и учебников для подготовки пед кадров в сфере инклюзивного образования.

КАКОВА ЦЕНА ИНКЛЮЗИИ?

Этот вопрос – один из самых острых вопросов развития инклюзивного образования. Типичным мнением по этому вопросу является суждение о том, что инклюзивное образование крайне дорого. Да, если рассматривать масштаб необходимых изменений на сегодняшний день, да ещё в ведомственных границах финансирования.

Нет, если рассчитать экономический эффект от того, что дети, прошедшие опыт ИО, вырастут, и уже не будут находиться на иждивении у государства, а смогут включиться в экономику страны и быть полезными ей , а главное принятыми теми, с кем они когда-то вместе учились.