Необходимо разработать стратегию развития инклюзивного образования в России

28 мая 2012

Валерий Рязанский: «Необходимо, чтобы инклюзив в России перестал быть эксклюзивом».

«Несмотря на принимаемые меры по развитию системы образования для инвалидов, сегодня, по оценкам специалистов, образование является одной из самых недоступных сфер для людей с ограниченными возможностями здоровья», - заявил председатель Комитета Совета Федерации по социальной политике Валерий Рязанский по итогам заседания Совета по делам инвалидов при Председателе Совета Федерации на тему: «Проблемы и перспективы развития инклюзивного образования детей-инвалидов школьного возраста». Заседание Совета состоялось в ГБОУ города Москвы «Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат IV вида №44». «Почему мы выбрали тему инклюзивного образования? Конечно, проблем в жизни инвалидов хватает и можно было бы говорить о нехватке технических средств для инвалидов, проблемных местах программы «Доступная среда» и других вопросах. Но тема инклюзивного образования практически не обсуждается в СМИ или на общественных площадках, а ведь речь идет о проблемах более чем полумиллиона юных россиян», - подчеркнул сенатор.

По его мнению, обходить этот вопрос стороной нельзя и выбор места проведения выездного мероприятия оправдан тем, что большего практического опыта работы с инклюзивными программами, чем у Москвы, в других российских регионах, в общем-то, нет. А проблем накопилось огромное количество. Как сообщил законодатель, участники совещания пришли к выводу, что система подушевого финансирования при подходе к вопросу малокомплектных школ, куда попадают дети, требующие индивидуального подхода и программного обучения, просто ущербна. Кроме того, заметил он, необходимо вводить новые стандарты для инклюзивного образования, которые будут классифицировать заболевания и учитывать все сложности и особенности работы с ними.

Еще одна проблема, о которой рассказал В.Рязанский, - кадры для инклюзивного образования. «Обычный учитель, у которого в классе будет один или несколько инвалидов, просто не справится с такой задачей и не сумеет уделять всем детям нужное количество внимания. Кроме того, с каждым типом заболеваний необходимо работать по специальным обучающим программам. Есть еще одна проблема - неготовность самого общества к адекватному восприятию того, что в обычных школах будут учиться дети с ограниченными возможностями. Да и сами здоровые дети не всегда готовы общаться со сверстниками-инвалидами в одном классе», - сказал законодатель.

Чтобы инвалиды могли быть участниками нормальной жизни, считает В.Рязанский, для этого нужно создавать условия, и начинать именно с доступной среды - инвалиды должны иметь возможность спокойно перемещаться по городу, ходить в магазины, ездить в общественном транспорте, посещать театры и выставки. «То есть необходимо, чтобы инклюзив перестал быть эксклюзивом в нашем обществе», - заметил он. Как считает сенатор, решение во многом зависит от скорейшей разработки Стратегии развития инклюзивного образования в России. Недавно Россия ратифицировала Конвенцию о правах инвалидов, согласно которой мы обязаны законодательно закрепить инклюзивное образование в новом Законе РФ «Об образовании». «Эти и другие решения позволят создать адаптированную образовательную среду для обучения каждого ребенка и максимальной реализации его индивидуальных способностей», - подчеркнул председатель Комитета СФ Валерий Рязанский.

Источник: http://www.council.gov.ru/inf_ps/chronicle/2012/05/item19668.html