28 мая 2012 прошло заседание Совета Федерации, посвящённое созданию условий для максимально полной социализации детей-инвалидов

Валентина Матвиенко: «В новом законе «Об образовании в РФ» должен быть специальный раздел об инклюзивном образовании».
Светлана Алехина: «Именно учитель - «золотое сечение» инклюзии, главное условие успешной реализации инклюзивных принципов и их воплощение в педагогическую практику»

Совет Федерации будет следить за тем, чтобы интересы детей с ограниченными возможностями были должным образом защищены в проекте федерального закона «Об образовании в РФ», заявила Председатель палаты Валентина Матвиенко на заседании Совета по делам инвалидов при Председателе СФ.

«В течение лета планируется внесение в Государственную Думу проекта нового закона «Об образовании в Российской Федерации», который в настоящее время проходит общественное обсуждение, - сказала В.Матвиенко. - Будем следить за тем, чтобы интересы детей с ограниченными возможностями были в нём отражены. В том числе, чтобы законопроект учитывал потребности инклюзивного образования, образования с использованием современных технологий и новых методов преподавания, в том числе дистанционного обучения».
Глава Совета Федерации обратила внимание, что «всё большее число специалистов и рядовых граждан высказывается за включение в проект этого базового закона специального раздела об инклюзивном образовании». «Было бы правильно включить такой раздел, - полагает спикер. Если наш Совет по делам инвалидов подготовит такие предложения, то Совет Федерации, пользуясь правом законодательной инициативы, внесет эти предложения и будет отслеживать их принятие», - заверила она.

Ссылаясь на значительный зарубежный опыт и уже имеющиеся отечественные наработки, В.Матвиенко констатировала «высокую эффективность инклюзивного образования с точки зрения социальной адаптации детей-инвалидов». Совместное обучение детей с ограниченными возможностями и их сверстников, не имеющих нарушений развития, «важно и для одних, и для других», убеждена спикер. «Я вижу в этом самый настоящий прорыв в образовании и воспитании, прорыв гуманистический, нравственный, - пояснила она. - Мы должны всемерно поддерживать развитие этого процесса, создание школ, классов, ориентированных на совместное обучение». Вместе с тем, глава Совета Федерации подчеркнула необходимость сохранения и специальных видов школ, учитывая разный уровень состояния здоровья детей с ограниченными возможностями и их потребности в уходе.

В.Матвиенко также указала на важность разработки нормативно-правовой базы, позволяющей в рамках обучения детей-инвалидов в специальных /коррекционных/ школах-интернатах осуществлять их начальную профессиональную подготовку. «Детям с ограниченными возможностями необходимо получать не только образование, но и трудовые навыки, азы профессии, чтобы в будущем они могли адаптироваться в обществе, - сказала спикер в беседе с журналистами. – Нужно законодательно создавать условия, обеспечивающие как можно более полную социализацию таких детей. Например, разработать правовую основу для функционирования специальных мастерских, которые бы давали детям-инвалидам возможность трудиться, чтобы чувствовать себя востребованными».

Выступление Председателя Совета Федерации В.И. Матвиенко на заседании Совета по делам инвалидов при Председателе Совета Федерации. Выступление директора Института интегративного (инклюзивного) образования МГППУ С.В.Алехиной

О том, что же нужно изменить в образовании, чтобы оно стало инклюзивным, подробно рассказала директор Института интегративного (инклюзивного) образования МГППУ Светлана Алехина. Она подчеркнула, что инклюзивное образование ориентировано на изменение самого образования, условий для обучения разных детей с учётом их индивидуальных образовательных потребностей и возможностей. С.Алехина подчеркнула, что сейчас про образование говорят многие, но важно - кто делает это образование. Именно учитель - «золотое сечение» инклюзии, главное условие успешной реализации инклюзивных принципов и их воплощение в педагогическую практику. Ключевой проблемой является профессиональная и психологическая неготовность учителей массовых школ к включению детей с инвалидностью в обычный класс. Зарубежные исследователи говорят об «опыте трансформации», который переживается педагогами, ставшими инклюзивными учителями. Наблюдения показывают, что негативное отношение к инклюзии меняется, когда учитель начинает работать с такими детьми, приобретает свой собственный педагогический опыт, видит первые успехи ребёнка и принятие его в среде сверстников. Для этого Его необходимо подготовить к такой практике, обеспечить необходимым методическим и программными материалами.

О необходимости развития инклюзивного образования в России говорил и директор департамента по делам инвалидов Министерства труда и социальной защиты России Григорий Лекарев. По его оценке, «90 процентов детей с физическими отклонениями и три четверти – с ментальными могут учиться в общеобразовательных учреждениях, если в них будет создана так называемая доступная среда».
Председатель Комитета Совета Федерации по социальной политике Валерий Рязанский обозначил основные препятствия для создания адаптированной образовательной среды, в которой каждый ребенок мог бы максимально реализовать свои индивидуальные способности. По его словам, нормативно-правовая база интегрированного обучения детей-инвалидов в России не проработана, остро стоит вопрос подготовки квалифицированных педагогов, которые помогут детям с ограниченными возможностями влиться в среду их здоровых сверстников. В.Рязанский поставил также вопрос финансового обеспечения специальных образовательных условий для обучения детей с инвалидностью в общеобразовательных школах. Речь идет об оснащении учебных заведений специальной инфраструктурой, учебными пособиями и программами.

Исполняющий обязанности директора Департамента воспитания и социализации детей Министерства образования и науки РФ Сергей Вителис сообщил, что все эти проблемы должны быть урегулированы в законе «Об образовании в РФ». Кроме того, отметил он, потребности детей с ограниченными возможностями будут учтены при корректировке российских общеобразовательных стандартов. Вместе с тем, С.Вителис призвал взвешенно подходить к вопросу широкого применения в стране интегрированного обучения для детей-инвалидов. «Все решения в этом направлении не должны носить формальный характер, - подчеркнул он. – Иначе они принесут вред и детям с ограниченными возможностями, и функционированию массовой школы. Главная задача – обеспечить условия для получения образования в соответствии с особенностями психофизиологического развития».

В поддержку вариативности интеграции детей-инвалидов в образовательную среду выступил и директор ФГНУ «Институт коррекционной педагогики» РАО Николай Малофеев. «Интеграция должна быть полезна ребенку, а не препятствовать получению образования другими детьми», - отметил он. Одновременно эксперт придает большое значение инклюзивному образованию. «Оно способствует формированию толерантного отношения к людям с ограниченными возможностями, - сказал Н.Малофеев. – Кроме того, в рамках инклюзии могут реализовываться самые разные программы. Особые образовательные потребности шире, чем ограничения по здоровью. Зарубежный опыт показывает, как это может быть использовано, например, для обучения детей-билингвов». Он также подчеркнул важность «специальной подготовки родителей детей-инвалидов, чтобы на равных правах вовлекать их в образовательный процесс». 
Председатель попечительского совета Фонда помощи незрячим и слабовидящим детям «По зову сердца» Диана Гурцкая выразила уверенность, что «никакие благие намерения не дадут результата, пока здоровых детей и детей с ограниченными возможностями не начнут считать равными».

* * *

По данным Министерства образования и науки РФ более 200 тысяч детей-инвалидов обучается сегодня в специализированных /коррекционных/ образовательных учреждениях. Причем подавляющее большинство из них вынуждено получать образование в условиях интернатного проживания, не имея возможности обучения рядом с домом. Почти 240 тысяч детей с ограниченными возможностями здоровья обучается в обычных образовательных учреждениях. Из них более 111 тысяч – в коррекционных классах.

Вместе с тем, эксперты обращают внимание, что около 35 тысяч детей в России не получают образование. Из них 17 тысяч - по состоянию здоровья. Около 29 тысяч детей-инвалидов с нарушением умственного развития фактически изолированы от общества в детских домах-интернатах системы социальной защиты.

Заседание Совета по делам инвалидов при Председателе СФ прошло в специальной /коррекционной/ общеобразовательной школе-интернате VI вида №44. Перед совещанием глава палаты посмотрела, как проходят уроки в этом учебном заведении, посетила классы рисования, лепки, кулинарии и других предметов, пообщалась с детьми и преподавателями.

Источник