Информационный материал Министерства образования и науки Российской Федерации

 

 

 

Государственная Дума Российской Федерации Комитет по образованию

Парламентские слушания «Инклюзивное образование лиц с ограниченными возможностями здоровья в Российской Федерации: проблемы отрасли и общества»

Информационный материал Министерства образования и науки Российской Федерации

12 апреля 2012г. г. Москва

Материалы к парламентским слушаниям на тему «Инклюзивное образование лиц с ограниченными возможностями здоровья в Российской Федерации: проблемы отрасли и общества» Москва, 12 апреля 2012 г.

Реализация права на образование лиц с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов традиционно является одним из значимых аспектов государственной политики в сфере образования. Особую актуальность эта проблема приобретает в связи с подписанием Российской Федерацией Конвенции о правах инвалидов и подготовкой к ее ратификации.

В качестве основополагающего принципа в организации образования данной категории детей рассматривается их интегрированное обучение и воспитание в обычных образовательных учреждениях совместно с обучающимися, не имеющими нарушений развития.

В целях повышения гарантий реализации права лиц с ограниченными возможностями здоровья на образование обеспечивается включение в законодательство Российской Федерации норм, регламентирующих особенности получения образования такими обучающимися в обычных образовательных учреждениях.

В частности, в утвержденных Минобрнауки России федеральных государственных образовательных стандартах начального общего и основного общего образования закреплена необходимость разработки и реализации общеобразовательным учреждением программы коррекционной работы, направленной на обеспечение коррекции недостатков в развитии обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и оказание им помощи в освоении образовательной программы.1

Нормативные правовые акты, регулирующие порядок проведения государственной (итоговой) аттестации обучающихся, освоивших образовательные программы среднего (полного) общего образования, и порядок приема в высшие и средние специальные учебные заведения, предусматривают предоставление гражданам с ограниченными возможностями здоровья права выбора формы проведения государственной (итоговой) аттестации и поступления в вуз или ссуз, а также создание специальных условий при сдаче ими соответствующих экзаменов.2

Кроме того, в проект федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» включены нормы, регламентирующие особенности получения образования лицами с ограниченными возможностями здоровья, в том числе предусматривающие создание в образовательных организациях всех типов специальных условий для получения ими образования, а также учет этих специальных условий при определении нормативных затрат на образовательную деятельность.

Более 50% детей с ограниченными возможностями здоровья сегодня обучается в обычных или коррекционных классах общеобразовательных школ. В 2011/2012 учебном году в государственных и муниципальных общеобразовательных учреждениях обучается более 239 тыс. детей с ограниченными возможностями здоровья: в обычных классах - 127,7 тыс. детей, в коррекционных классах - 111,4 тыс. детей (для сравнения - в специальных (коррекционных) образовательных учреждениях обучается 204,2 тыс. детей).

Интегрированное (инклюзивное) обучение детей-инвалидов позволяет избежать их помещения на длительный срок в интернатные учреждения, обеспечить возможности проживания и воспитания их в семье, постоянного общения со сверстниками в обычной школе, что будет способствовать более эффективному решению проблем их социальной адаптации и интеграции в общество, и, кроме того, формированию толерантного отношения других школьников и их родителей к проблемам инвалидов.

Важным направлением этой деятельности является реализация мер по созданию в обычных образовательных учреждениях материально-технических условий, обеспечивающих возможность для беспрепятственного доступа инвалидов, их пребывания и обучения в образовательном учреждении.

Данная задача системно решается в рамках Федеральной целевой программы развития образования на оды (далее - ФЦПРО), государственной программы «Доступная среда» на оды, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 17 марта 2011 г. №175, соответствующих региональных программ развития сферы образования детей с ограниченными возможностями здоровья.

Общий объем средств из федерального бюджета в рамках программных мероприятий одов на развитие интегрированного образования детей с ограниченными возможностями здоровья составит более 9 млрд. рублей:



Показатель

Федеральный бюджет

Общий объем финансирования мероприятий государственной программы «Доступная среда» на оды

9,0 млрд. рублей

Общий объем финансирования мероприятия ФЦПРО «Создание условий для успешной социализации детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов»

287,7 млн. рублей

В рамках мероприятия ФЦПРО «Распространение во всех субъектах Российской Федерации современных образовательных и организационно-правовых моделей, обеспечивающих успешную социализацию детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов» в каждом федеральном округе создаются стажировочные площадки, в том числе по вопросам интегрированного образования.

В 2011 году уже создано 5 таких стажировочных площадок на базе дошкольного образовательного учреждения комбинированного вида (Иркутская область), двух общеобразовательных школ, осуществляющих интегрированное обучение детей с нарушениями зрения и слуха (Тамбовская область и Ставропольский край), 2 учреждений среднего профессионального образования (Республика Мордовия и Амурская область).

На базе этих стажировочных площадок будут, в том числе, разработаны и внедрены модели деятельности образовательных учреждений, осуществляющих интегрированное обучение детей-инвалидов; апробированы образовательные программы и учебно-методические комплекты для детей с различными нарушениями развития; проведены курсы повышения квалификации педагогических и медицинских работников образовательных учреждений, вспомогательного персонала для сопровождения обучения детей-инвалидов в условиях интегрированного образования.

За оды планируется провести обучающие и научно-практические мероприятия по вопросам образования детей с ограниченными возможностями здоровья более чем для 10 тыс. работников образовательных учреждений.



Показатель

Среднегодовая численность

Процент

Руководящие работники и учебно-вспомогательный персонал учреждений образования

338 321

100

Запланировано обучение руководящих работников и работников учебно-вспомогательного персонала учреждений образования

10 000

3

С целью расширения возможностей совместного обучения детей-инвалидов со здоровыми сверстниками в рамках мероприятий государственной программы «Доступная среда» на оды (далее - Программа) Минобрнауки России ведется работа по созданию в субъектах Российской Федерации сети базовых образовательных учреждений, которые реализуют образовательные программы общего образования, обеспечивающих совместное обучение детей-инвалидов и детей, не имеющих нарушений в развитии.

В таких школах создается универсальная безбарьерная среда, позволяющая обеспечить полноценную интеграцию детей-инвалидов, включая: устройство пандусов, расширение дверных проемов, установку перил вдоль стен внутри здания, установку подъемных устройств, оборудование санузлов, переоборудование и приспособление помещений (столовых, классных комнат, кабинетов педагогов-психологов, учителей-логопедов, комнат психологической разгрузки, медицинских кабинетов, спортивных залов), создание информационных уголков для инвалидов и их родителей и т.д.

Для организации в указанных образовательных учреждениях коррекционной работы и обучения инвалидов по слуху, зрению и с нарушениями опорно-двигательного аппарата приобретается специальное, в том числе учебное, реабилитационное, компьютерное оборудование и автотранспорт.

В 2011 году с 35 субъектами Российской Федерации были заключены соглашения и перечислены субсидии из федерального бюджета на сумму 327 млн. 250 тыс. 200 рублей из запланированных 330 млн. рублей. Неизрасходованный остаток средств федерального бюджета 2 млн. 749 тыс. 800 рублей образовался в связи с отказом Правительства г. Москвы от получения субсидии из федерального бюджета в 2011 году. Запланированные в рамках Программы мероприятия реализованы Правительством г. Москвы за счет собственных средств бюджета субъекта.

Всего в течение 5 лет реализации Программы (в одах) планируется создать условия для беспрепятственного доступа инвалидов в 20% (10 000) обычных общеобразовательных учреждений.

Годы

Количество обычных образовательных

учреждений, в которых созданы условия для беспрепятственного доступа инвалидов, по состоянию на

конец года (нарастающим итогом)

Доля в общем количестве обычных образовательных учреждений, %

Количество обычных образовательных учреждений, в

которых планируется создать условия для

безбарьерного доступа

2011г.

2300

4,6%

300

2012 г.

2750

5,5%

450

2013 г.

4500

9%

1750

2014 г.

7000

14%

2500

2015 г.

10000

20%

3000

В 2011 году по заказу Минобрнауки России в рамках Программы проведена научно-исследовательская работа на тему «Разработка механизмов, обеспечивающих доступность услуг в сфере образования для различных категорий детей-инвалидов, в том числе по созданию безбарьерной школьной среды, включая строительные нормы и правила».

В процессе реализации этого проекта проведено социологическое исследование среди 3 групп участников образовательного процесса (обучающиеся дети-инвалиды, их родители, учителя, обучающие детей-инвалидов) в 3 субъектах Российской Федерации (Пермский край, Псковская и Свердловская области).

Результатом работы стали конкретные предложения по внесению изменений и дополнений в строительные нормы и правила, описание материально-технических и инженерно-строительных условий для создания безбарьерной среды в образовательных учреждениях для обучения детей-инвалидов с нарушением слуха, зрения и опорно-двигательного аппарата и методические рекомендации органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющим управление в сфере образования, по созданию таких условий.

В настоящее время в соответствии с решением Координационного совета Программы результаты НИР находятся на рассмотрении во всероссийских общественных организациях инвалидов, после проведения экспертизы методические рекомендации будут направлены в субъекты Российской Федерации для использования в работе.

Также в рамках Программы обеспечивается повышение квалификации специалистов психолого-медико-педагогических комиссий и образовательных учреждений по вопросам реализации индивидуальной программы реабилитации ребенка-инвалида в части получения детьми-инвалидами образования в обычных образовательных учреждениях.

В 2011 году прошли обучение по направлению «Механизмы реализации индивидуальной программы реабилитации ребенка-инвалида в части получения детьми-инвалидами образования в обычных образовательных учреждениях» 953 человека из 35 субъектов Российской Федерации. В настоящее время осуществляется комплектование групп слушателей курсов повышения квалификации на 2012 год, в субъекты Российской Федерации направлены информационные письма. Запланированное количество слушателей на 2012 год -1 350 чел.

Всего за период до 2015 года будет обучено 24 тыс. специалистов, что составит 27% от среднегодовой численности педагогического персонала, работающего в классах для детей с ограниченными возможностями здоровья.



Показатель

Среднегодовая численность

Процент

Педагогический персонал, работающий в классах для детей с ограниченными возможностями здоровья

87 864

100

Запланировано обучение специалистов по программе реабилитации ребенка-инвалида в части получения детьми-инвалидами образования в обычных образовательных учреждениях

24 000

27

Минобрнауки России издан приказ от 30 января 2011г. №57 «Об утверждении распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на проведение мероприятий по формированию в субъектах Российской Федерации сети базовых образовательных учреждений, реализующих образовательные программы общего образования, обеспечивающих совместное обучение инвалидов и лиц, не имеющих нарушений развития, между бюджетами субъектов Российской Федерации на 2012 год».

В соответствии с этим приказом в 2012 году субсидии из федерального бюджета на создание еще 450 базовых образовательных учреждений получат 54 субъекта Российской Федерации. Таким образом, к концу 2012 года всего таких школ будет 750 в 59 субъектах Российской Федерации, что соответствует запланированным показателям.

Реализация перечисленных мер в 2012 году и в последующие годы позволит существенно изменить ситуацию по обеспечению прав детей-инвалидов на получение доступного качественного образования, создаст реальную основу для более динамичного развития этой сферы образования в рамках региональных программ развития образования.

 

Директор Департамента воспитания и социализации детей        

 А.А. Левитская


1 приказ Минобрнауки России от 06.10.2009 № 373 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования»;

приказ Минобрнауки России от 17.12.2010 №1897 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования».

2 приказ Минобрнауки России от 06.10.2009 № 373 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования»;

приказ Минобрнауки России от 17.12.2010 № 1897 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования».

приказ Минобрнауки России от 28.11.2008 № 362 «Об утверждении Положения о формах и порядке проведения государственной (итоговой) аттестации обучающихся, освоивших основные общеобразовательные программы среднего (полного) общего образования»;

приказ Минобрнауки России от 11.10.2011 №2451 «Об утверждении Порядка проведения единого государственного экзамена»;

приказ Минобрнауки России от 03.03.2009 № 70 «Об утверждении Порядка проведения государственного выпускного экзамена»;

приказ Минобрнауки России от 28.12.2011 №2895 «Об утверждении Порядка приема граждан в образовательные учреждения высшего профессионального образования»;

приказ Минобрнауки России от 15.01.2009 №4 «Об утверждении Порядка приема в имеющие государственную аккредитацию образовательные учреждения среднего профессионального образования».