Информационный материал Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации

Государственная Дума Российской Федерации Комитет по образованию

Парламентские слушания «Инклюзивное образование лиц с ограниченными возможностями здоровья в Российской Федерации: проблемы отрасли и общества»

Информационный материал Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации

12 апреля 2012г. г. Москва

ИНФОРМАЦИОННЫЙ МАТЕРИАЛ

В основу инклюзивного образования положена идеология, которая исключает дискриминацию детей, обеспечивая равное отношение ко всем, но создает особые условия для детей, имеющих особые образовательные потребности. Для внедрения инклюзивного образования в систему образования необходимы профессиональные кадры, имеющие специальные знания по работе с детьми с ограниченными возможностями; медицинский персонал; материально-техническое обеспечение, способствующее сохранению здоровья обучающихся; образовательные стандарты, обеспечивающие развитие, получение специальности и гарантированное трудоустройство (квоты) с ответственностью работодателей за предоставление гарантированных мест.

Минздравсоцразвития России в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 17 марта 2011 г. №175 «О государственной программе Российской Федерации «Доступная среда» на 2011 - 2015 годы» является ответственным исполнителем государственной программы Российской Федерации «Доступная среда» на 2011-2015 годы (далее - Программа).

В рамках реализации Программы с 2011 года осуществляется реализация мероприятий, соисполнителем Программы - Минобрнауки России, направленных на создание условий для получения детьми-инвалидами образования в системе обычных образовательных учреждений и улучшение материально-технической базы образовательных учреждений с целью обеспечения беспрепятственного доступа детей-инвалидов:

«Разработка механизмов, обеспечивающих доступность услуг в сфере образования для различных категорий детей-инвалидов, в том числе по созданию безбарьерной школьной среды, включая строительные нормы и правила».

Результатом работы стали предложения по изменению правовых, организационно-структурных и финансовых механизмов создания безбарьерной среды для детей-инвалидов в образовательных учреждениях (включая предложения по внесению изменений и дополнений в СНиП 35-01-2001 «Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения»), описание механизмов, обеспечивающих доступность услуг в сфере образования для различных категорий детей-инвалидов, в том числе по созданию безбарьерной школьной среды (включая описание материально -технических и инженерно-строительных условий для создания безбарьерной среды в образовательных учреждениях для обучения детей-инвалидов с нарушением слуха, зрения и опорно-двигательного аппарата);

«Проведение обучающих мероприятий для специалистов психолого-медико-педагогических комиссий, образовательных учреждений по вопросам реализации индивидуальной программы реабилитации ребенка-инвалида в части получения детьми-инвалидами образования в обычных образовательных учреждениях».

В 2011 году прошли обучение по программе «Механизмы реализации индивидуальной программы реабилитации ребенка-инвалида в части получения детьми-инвалидами образования в обычных образовательных учреждениях» 953 человека из 35 субъектов Российской Федерации (Республика Башкортостан, Республика Ингушетия, Кабардино-Балкарская Республика, Республика Марий Эл, Республика Мордовия, Республика Саха (Якутия), Республика Северная Осетия - Алания, Удмуртская Республика, Республика Хакасия, Алтайский край, Забайкальский край, Ставропольский край, Хабаровский край, Белгородская область, Вологодская область, Воронежская область, Иркутская область, Калининградская область, Кемеровская область, Костромская область, Курганская область, Нижегородская область, Новгородская область, Новосибирская область, Оренбургская область, Псковская область, Ростовская область, Самарская область, Свердловская область, Смоленская область, Тамбовская область, Тверская область, Тюменская область, Ульяновская область, Ямало-Ненецкий автономный округ).

Стоит отметить, что в рамках реализации данного мероприятия запланировано осуществить профессиональную подготовку специалистов психолого-медико-педагогических комиссий, образовательных учреждений: в 2012 году - 1350специалистов; в 2013 году- 1500специалистов; в 2014 году - 9450 специалистов; в 2015 году -10800 специалистов.

«Создание в обычных образовательных учреждениях универсальной безбарьерной среды, позволяющей обеспечить полноценную интеграцию детей-инвалидов с обществом» и «Оснащение образовательных учреждений специальным, в том числе учебным, реабилитационным, компьютерным оборудованием и автотранспортом (в целях обеспечения физической доступности образовательных учреждений), для организации коррекционной работы и обучения инвалидов по зрению, слуху и с нарушениями опорно-двигательного аппарата».

В 2011 году с целью реализации указанного мероприятия Минобрнауки России предоставлялись субсидии из федерального бюджета 35 бюджетам субъектов Российской Федерации в соответствии с приказом Минобрнауки России от 14 июля 2011 года № 2133 «Об утверждении распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на проведение мероприятий по формированию в субъектах Российской Федерации сети базовых образовательных учреждений, реализующих образовательные программы общего образования, обеспечивающих совместное обучение инвалидов и лиц, не имеющих нарушений развития, между бюджетами субъектов Российской Федерации на 2011 год».

В большинстве субъектов Российской Федерации, участвующих в реализации государственной программы в 2011 году, за счет средств федерального и бюджетов субъектов Российской Федерации проведены работы по созданию универсальной безбарьерной среды в образовательных учреждениях, включающие в себя приспособление зданий, а именно:

  • устройство пандусов;
  • расширение дверных проемов;
  • замена напольных покрытий; демонтаж дверных порогов; установка перил вдоль стен внутри здания;
  • устройство разметки;
  • оборудование санитарно-гигиенических помещений;
  • переоборудование и приспособление раздевалок, спортивных залов, столовых, классных комнат, кабинетов педагогов-психологов, учителей-логопедов, комнат психологической разгрузки, медицинских кабинетов;
  • создание информационных уголков с учетом особых потребностей детей-инвалидов;
  • установка подъёмных устройств и др..

Для реализации мероприятия по оснащению образовательных учреждений специальным, в том числе учебным, реабилитационным, компьютерным оборудованием и автотранспортом для организации коррекционной работы и обучения инвалидов по слуху, зрению и с нарушениями опорно-двигательного аппарата субъектами Российской Федерации приобреталось специальное, в том числе учебное, реабилитационное, компьютерное оборудование и автотранспорт:

  • специальная мебель, в том числе столы с регулируемой высотой, наклоном столешницы, стулья, регулируемые по высоте;
  • специализированные аппаратно-программные комплексы для детей-инвалидов;
  • компьютерные логопедические, психологические программы для работы с детьми-инвалидами;
  • учебные пособия для работы педагога-психолога, учителя-логопеда да* работы с детьми с нарушениями речи, нарушениями познавательных процессов, эмоционально-волевой сферы;
  • наборы диагностических методик для определения уровня речевого и моторного развития;
  • оборудование для сенсорных комнат психо-эмоциональной коррекции;
  • мобильные комплексы мультисенсорного и ультрафиолетового оборудования для сенсомоторной реабилитации и коррекции;
  • интерактивные доски с проекторами, ноутбуками и экранами;
  • комплекты компьютерного, телекоммуникационного,специализированного оборудования и программного обеспечения;
  • реабилитационное оборудование:
  • кислородные концентраторы и коктейлеры;
  • реабилитационные тренажеры (эллиптические эргометры, велоэргометры, виброплатформы, беговые и массажные дорожки);
  • специализированные реабилитационные многофункциональные оздоровительные комплексы;
  • кабинеты логотерапевтический коррекции и коррекции психоэмоционального состояния;
  • универсальные цифровые устройства для чтения;
  • цифровые «говорящие» книги на флеш-картах SD;

  • документ-камеры с компьютерами для зрительного увеличения мелких предметов и текста;
  • портативные устройства для чтения плоскопечатных текстов;
  • настольные электронные увеличительные устройства;
  • цифровые модульные системы для работы с текстом и управления различными компонентами информационного пространства;
  • слуховые тренажеры «Соло-01В» (М);
  • аудиоклассы АК-З(М) «Сонет-01-1»;
  • лингводидактические комплексы;
  • автобусы ПАЗ и ГАЗЕЛЬ и др.

На реализацию указанных мероприятий в 2011 году в соответствии с приложением № 1 к Программе за счет средств федерального бюджета предусмотрено 330 ООО тыс. рублей.

Согласно условиям соглашений о предоставлении субсидии из федерального бюджета бюджету субъекта Российской Федерации на проведение мероприятий по формированию в субъекте Российской Федерации сети базовых образовательных учреждений, реализующих образовательные программы общего образования, обеспечивающих совместное обучение инвалидов и лиц, не имеющих нарушений развития, заключенных Минобрнауки на 2011 год субъектами Российской Федерации были предусмотрены объемы финансирования в объеме равном средствам федерального бюджета на указанные цели.

Таким образом, предусмотренный общий объем финансирования за счет средств федерального бюджета и бюджетов субъектов Российской Федерации составил 660 000,0 тыс. рублей.

В 2011 году в реализации мероприятий приняли участие 35 субъектов Российской Федерации: Республика Башкортостан, Республика Ингушетия, Кабардино-Балкарская Республика, Республика Марий Эл, Республика Мордовия, Республика Саха (Якутия), Республика Северная Осетия - Алания, Удмуртская Республика, Республика Хакасия, Алтайский край, Забайкальский край, Ставропольский край, Хабаровский край, Белгородская область, Вологодская область, Воронежская область, Иркутская область, Калининградская область, Кемеровская область, Костромская область, Курганская область, Нижегородская область, Новгородская область, Новосибирская область, Оренбургская область, Псковская область, Ростовская область, Самарская область, Свердловская область, Смоленская область, Тамбовская область, Тверская область, Тюменская область, Ульяновская область, Ямало-Ненецкий автономный округ.

В 2012 году на реализацию мероприятий предусмотрен объем финансирования в размере 990 000,0 тыс. рублей, из них 495 000,0 тыс. рублей за счет средств федерального бюджета, и 495 000,0 тыс. рублей за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации.

В 2012 году в реализации мероприятий примут участие 54 субъекта Российской Федерации: Республика Адыгея (Адыгея), Республика Башкортостан, Республика Ингушетия, Кабардино-Балкарская Республика,

Республика Калмыкия, Республика Карелия, Республика Коми, Республика Марий Эл, Республика Мордовия, Республика Саха (Якутия), Республика Северная Осетия - Алания, Республика Татарстан (Татарстан), Республика Тыва, Удмуртская Республика, Республика Хакасия, Чувашская Республика -Чувашия, Алтайский край, Забайкальский край, Краснодарский край, Пермский край, Ставропольский край, Хабаровский край, Амурская область, Белгородская область, Брянская область, Волгоградская область, Вологодская область, Иркутская область, Калужская область, Кемеровская область, Кировская область, Костромская область, Курганская область, Курская область, Липецкая область, Магаданская область, Нижегородская область, Новгородская область, Оренбургская область, Пензенская область, Псковская область, Ростовская область, Самарская область, Свердловская область, Тамбовская область, Тверская область, Томская область, Тюменская область, Ульяновская область, Ярославская область, Санкт-Петербург, Еврейская автономная область, Ханты-Мансийский автономный округ - Югра, Ямало-Ненецкий автономный округ.

Также стоит отметить, что в рамках реализации данных мероприятий запланировано создать условия для получения детьми-инвалидами образования в системе обычных образовательных учреждений и улучшить материально-техническую базу образовательных учреждений с целью обеспечения беспрепятственного доступа детей-инвалидов: в 2012 году - в 450 учреждениях; в 2013 году - в 500 учреждениях; в 2014 году - в 3150 учреждениях; в 2015 году - 3600 учреждениях.

Вместе с тем, Минобрнауки России приказом от 30 декабря 2010 г. №2211 «О базовых образовательных учреждениях высшего профессионального образования, обеспечивающих условия для обучения инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья» (далее - Приказ) в федеральных округах определены базовые образовательные учреждения высшего профессионального образования, обеспечивающие условия для обучения инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья: в Центральном - 8, в Приволжском - 6, в Дальневосточном - 2, в Уральском - 3, в Северо-Западном - 4, в Южном - 4, в Сибирском - 4, в Северо-Кавказском - 2.

Ректоры вышеуказанных образовательных учреждений, обеспечивают методическое сопровождение деятельности по созданию условий для обучения студентов из числа инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья.

Контроль за исполнением Приказа возложен на Департамент воспитания и социализации детей Минобрнауки России Левитскую А.А..

В системе Минздравсоцразвития России функционирует 11 образовательных учреждений среднего профессионального образования. Более 3000 лиц с ограниченными возможностями здоровья согласно ст. 19 Федерального закона от 24 ноября 1995 г. № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» получают среднее профессиональное