Информационный материал Генеральной прокуратуры Российской Федерации

Государственная Дума Российской Федерации Комитет по образованию

Парламентские слушания «Инклюзивное образование лиц с ограниченными возможностями здоровья в Российской Федерации: проблемы отрасли и общества»

Информационный материал Генеральной прокуратуры Российской Федерации

12 апреля 2012г. г. Москва

ИНФОРМАЦИЯ

О соблюдении прав детей-инвалидов на получение образования

В 2011 г. Генеральной прокуратурой Российской Федерации с привлечением прокуроров 25 субъектов Российской Федерации проведена проверка исполнения законодательства о социальной защите детей-инвалидов, в том числе соблюдения их прав на получение образования.

Согласно Федеральному закону от 24.11.1995 № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» (далее - Закон № 181-ФЗ) государство гарантирует детям-инвалидам необходимые условия для получения образования и профессиональной подготовки, беспрепятственного доступа к объектам социальной инфраструктуры.

Между тем проверкой установлено, что вышеназванные гарантии выполняются ненадлежащим образом и не в полном объеме. При реализации индивидуальной программы реабилитации (далее - ИПР) не всегда обеспечиваются последовательность, комплексность и непрерывность в осуществлении реабилитационных мероприятий, динамическое наблюдение и контроль. Не везде обеспечен беспрепятственный доступ детей-инвалидов к объектам инфраструктуры, в том числе к образовательным учреждениям; допускаются нарушения в сфере соблюдения их прав на получение образования.

Региональное законодательство, касающееся защиты прав детей-инвалидов, в основном соответствует федеральному законодательству. Вместе с тем прокурорами выявлены нормативные правовые акты, устанавливающие неправомерные условия приема детей в оздоровительные, дошкольные учреждения, ограничения по предоставлению различных льгот. Так, прокурорами Республики Хакасия, Камчатского края, Вологодской, Курганской, Оренбургской областей опротестованы нормативные правовые акты, нарушающие права детей-инвалидов на общедоступность дошкольного образования, на обеспечение учебной литературой, на отдых и оздоровление, необоснованно ограничивающие категорию граждан, имеющих льготы и др.

Проверкой соблюдения законности при ведении ИПР установлено, что в ряде случаев вопреки требованиям закона они не содержат сведения о рекомендованном режиме учебных занятий.

В большинстве образовательных учреждений отсутствуют пандусы, подъемники, входы не соответствуют установленным требованиям, что влечет нарушение ст. 18 Закона № 181-ФЗ, гарантирующей получение инвалидами среднего общего образования, среднего профессионального и высшего профессионального образования в соответствии с ИПР. Несмотря на развитие в ряде регионов процесса интеграции детей с ограниченными возможностями здоровья в общеобразовательную среду, а также организацию образования детей-инвалидов с использованием дистанционных образовательных технологий, конституционный принцип общедоступности основного общего образования для данной категории детей соблюдается не в полной мере.

В нарушение ч. 2 ст. 43 Конституции Российской Федерации, п. 3 ст. 2 Закона Российской Федерации от 10.07.1992 № 3266-1 «Об образовании» не все дети-инвалиды и дети с ограниченными возможностями здоровья могут получить образование, соответствующее их уровню и особенностям развития и подготовки. Кроме того, прокурорами ряда регионов выявлены нарушения, связанные с недостатком специальных учебников, литературы, технических средств, помогающих детям получать полноценное образование. В общеобразовательных учреждениях Сарапульского района Удмуртской Республики, имеющих группы (классы) компенсирующей направленности, отсутствовали специализированные учебники и литература для детей-инвалидов. В Пензенской области не все дети, дистанционно обучающиеся на дому, обеспечены специализированным комплектом компьютерного оборудования.

Проверкой соблюдения требований ст. 28 Закона № 181-ФЗ, гарантирующей надлежащие условия пребывания детей-инвалидов в специализированных учреждениях, установлено ненадлежащие обеспечение возможности реализации детьми их прав и законных интересов и содействие удовлетворению их потребностей. В ряде случаев допускалось как бездействие администраций таких учреждений при нарушении прав воспитанников, так и противоправные действия с их стороны, не отвечающие законным интересам детей, воспитывающихся в данных учреждениях. В Архангельской области Котласским межрайонным прокурором в ГОУ «Вычегодская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат» выявлен факт приобретения администрацией учреждения ребенку-инвалиду слухового аппарата стоимостью 56 тыс. руб. за счет его личных средств. В связи с тем что за компенсацией стоимости технического средства реабилитации администрация школы-интерната в ГУ «Архангельское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации» не обращалась, прокурором в интересах ребенка в суд направлен иск об обязании регионального отделения Фонда социального страхования РФ компенсировать стоимость слухового аппарата, директору школы-интерната учреждения внесено представление.

Администрациями названных учреждений допускаются несоблюдение требований санитарно-эпидемиологического законодательства, ненадлежащая организация оказания медицинской помощи воспитанникам (неукомплектованность медицинскими кадрами, диагностирование

заболеваний и лечение детей медсестрами без осмотра врачей, ненадлежащее лекарственное обеспечение и т.д.).

Всего в ходе проверки исполнения законодательства о социальной защите детей-инвалидов прокурорами выявлено свыше 3 тыс. нарушений закона, в суд направлено более 500 исковых заявлений, в том числе об обязании оборудовать образовательные учреждения специальными приспособлениями для инвалидов, опротестовано почти 100 незаконных правовых актов, в органы государственной власти субъектов Российской Федерации, местного самоуправления, руководителям организаций внесено свыше 500 представлений, по результатам рассмотренных представлений к дисциплинарной ответственности привлечено около 100 человек. По постановлениям прокуроров к административной ответственности привлечено более 150 должностных лиц.

О состоянии законности в данной сфере и необходимости принятия дополнительных мер, направленных на выполнение возложенных на глав субъектов Российской Федерации функций по социальной защите детей-инвалидов, формированию доступной для них среды жизнедеятельности, созданию равных с другими гражданами возможностей в реализации прав и свобод, в ноябре 2011 г. проинформирован Председатель Правительства Российской Федерации.

Генеральная прокуратура Российской Федерации