Парламентские слушания по теме: «Инклюзивное образование лиц с ограниченными возможностями здоровья в Российской Федерации: проблемы отрасли и общества»

Парламентские слушания по теме: «Инклюзивное образование лиц с ограниченными возможностями здоровья в Российской Федерации:

проблемы отрасли и общества»

12 апреля 2012 года в Государственной думе прошли парламентские слушания по теме: «Инклюзивное образование лиц с ограниченными возможностями здоровья в Российской Федерации: проблемы отрасли и общества». На слушаниях были представлены материалы по состоянию инклюзивного образования в России на сегодняшний день:

Могут учиться наравне с каждым

«Парламентская газета» №14(2554) от 13.04.2012, Мария Соколова

Многие дети с ограниченными возможностями могут освоить программу средней школы и учиться вместе со здоровыми сверстниками. Но в большинстве школ для этого нет условий. Проблему обсудили участники «парламентских слушаний», состоявшихся вчера в Государственной Думе.

Председатель Комитета по образованию Александр Дегтярёв напомнил, что в ближайшее время депутаты рассмотрят законопроект о ратификации международной Конвенции о правах инвалидов, которая направлена на их социальную адаптацию. В обязанности государств – участников конвенции входит повышение качества жизни людей с ограниченными возможностями (в том числе и детей), создание условий для их полноценного участия в жизни общества. Об инвалидах, подчеркнул депутат, нужно помнить при составлении градостроительных планов, запуске новых видов транспорта, строительстве образовательных учреждений.

Огромную роль в социализации детей с ограниченными возможностями играет образование. Несмотря на то что соответствующее право закреплено в законодательстве, на практике большинство школ не готовы к обучению людей с нарушениями опорно-двигательной системы, слуха и зрения. Инклюзивное обучение необходимо не только таким детям, но и ребятам, отстающим в умственном развитии, страдающим аутизмом. Сейчас только пять процентов школ приспособлены для детей-инвалидов, а нужно как минимум в пять раз больше. Для этого следует создать соответствующую материально-техническую базу, разработать специальные учебники, программы подготовки учителей, организовать психологическое сопровождение учеников с ограниченными возможностями здоровья. Всё это найдёт отражение в новом законопроекте «Об образовании» и федеральных программах по формированию безбарьерной среды для инвалидов.

На проект совместного обучения обычных детей и инвалидов в рамках рассчитанной до 2015 года программы «Доступная среда» выделено по девять миллиардов из федерального и региональных бюджетов. 990 миллионов рублей направят в 2012 году на создание материально-технической базы в 450 школах, которые будут готовы принять детей с ограниченными возможностями. На следующем этапе пристальное внимание обратят на подготовку учреждений профессионального образования.

Инклюзивное обучение позволяет избежать длительного пребывания детей-инвалидов в интернатах, обеспечивает возможности их проживания в семье и общения со сверстниками. Дети-инвалиды, которые учатся в обычной школе, не чувствуют себя оторванными от общества. При этом развитие инклюзивного образования не предполагает отказа от специального, коррекционного образования. Тем детям, которые не могут учиться в школе или вузе, надо создать условия для получения дистанционного образования. Недавно был принят законопроект об электронном обучении, осталось воплотить его в жизнь.

Участники «парламентских слушаний» считают, что основные положения российского законодательства не препятствуют инклюзивному образованию. Эта тема нашла отражение в федеральной целевой программе развития образования до 2015 года. В ряде субъектов Федерации приняты местные законодательные акты. Этот региональный опыт нужно использовать при совершенствовании федерального законодательства в этой области, которое сейчас носит рамочный характер и не содержит чёткого механизма обеспечения инклюзивного образования и предоставления образовательных услуг детям с различными категориями инвалидности. Принято решение о создании межведомственной рабочей группы по совершенствованию законодательства, что поможет реализовать право таких детей на получение коррекционной помощи. Необходимо также разработать федеральные государственные стандарты для обучения инвалидов, изменить систему подготовки преподавателей и позаботиться о последующем трудоустройстве этих людей.

Источник