Власти Москвы подвели итоги деятельности в сфере столичного образования в 2011 году и определили задачи на 2012 год

Выступая на заседании Правительства Москвы, С.Собянин сообщил, что в 2011 году перед Департаментом образования города Москвы ставились следующие задачи: ликвидация очередей в детские дошкольные учреждения, устранение многолетних перекосов в системе финансирования образования. По словам Мэра, к началу 2012 года все детские сады и школы Москвы перешли на другие нормативы финансирования: в детских садах — 110–120 тыс. рублей на каждого ребенка, в школах — из расчета 123 тыс. рублей на одного учащегося старших классов. Для обучения детей-инвалидов нормативы увеличиваются в 2–3 раза.

Также, сообщил С.Собянин, была начата программа обновления материально-технической базы образовательных учреждений. «В предыдущие годы уровень поставок оборудования был, конечно, неоправданно низкий. Годами школы не получали нового оборудования», — отметил Мэр и добавил, что в 2011 году в ремонт, благоустройство, оборудование и компьютеризацию образовательных учреждений было вложено 22 млрд рублей, а в 2012 году на эти цели выделяется еще больше ресурсов. «В частности, мы планируем завершить проект обеспечения всех учителей персональными компьютерами, закупить 600 новых компьютерных классов, более 10 тыс. интерактивных досок и проекторов. Для перехода на новые государственно-образовательные стандарты будет закуплено 1700 комплектов компьютерного оборудования для начальной школы», — сообщил Мэр.

По словам С.Собянина, в 2011 году в 90% городских школ были созданы органы общественного самоуправления — управляющие советы. В результате увеличения нормативов финансирования в ноябре-декабре средняя заработная плата московских учителей превысила среднюю оплату по экономике города. «В целом в 2011 году увеличение финансирования системы образования составило 20% по сравнению с 2010 годом — до 250 млрд рублей. На 2012 год заложен дальнейший рост финансирования — 266 млрд», — заявил С.Собянин и добавил, что все эти инвестиции и реформы осуществляются для того, чтобы создать в столице конкурентоспособную образовательную систему.

Министр Правительства Москвы, руководитель Департамента образования города Москвы И.Калина доложил об итогах деятельности в сфере столичного образования в 2011 году, и рассказал о задачах Департамента образования города Москвы на 2012 год.

Говоря о дошкольном образовании, И.Калина отметил, что на 1 сентября 2010 года очереди на зачисление в детские сады дожидалось более 35 тыс. детей. «Первоочередные усилия были направлены на наведение порядка в процедуре формирования очередности и регламентации зачисления», — сказал И.Калина и добавил, что в столице была введена электронная система комплектования дошкольных учреждений, которой воспользовалось уже более 150 тыс. москвичей.

Далее И.Калина доложил, что в течение 2011 года осуществлялся ремонт зданий и благоустройство детских садов. По его словам, в 2011 году было отремонтировано 862 детских сада и благоустроено 1248 территорий. «Всего на капитальный и текущий ремонт, благоустройство и перепрофилирование помещений, на закупку оборудования для дошкольников было направлено более 6 млн рублей», — сообщил И.Калина. В результате этих мероприятий в детских садах было создано дополнительно 60 тыс. мест для маленьких москвичей. Также И.Калина отметил, что зарплата воспитателей детских садов по городу выросла в среднем на 20%.

По словам И.Калины, развитие вариативных форм дошкольного образования, в том числе расширение семейных детских садов, строительство новых объектов, возвращение Департаментом имущества Москвы в систему образования зданий детских садов, использовавшихся в последние годы непрофильным образом, позволили решить проблему очередности в дошкольные учреждения.

Также И.Калина сообщил, что прогнозируемая потребность в местах в дошкольных учреждениях столицы на 2012 год составляет 430 тыс. «Мы уверены, что с учетом строительства детских садов и возврата зданий в систему и в 2012 году посещать детские сады смогут все нуждающиеся в этом московские дошкольники», — отметил И.Калина.

Говоря о школьном образовании, И.Калина отметил, что в 2011 году в 160 школах столицы были проведены текущий и капитальный ремонты, выполнено благоустройство пришкольных территорий. «Совокупные расходы на капитальный и текущий ремонты, благоустройство и приобретение учебного оборудования составили 17,3 млрд рублей», — доложил И.Калина и добавил, что во все школы, где реализуется программа начального общего образования, поставлено учебное оборудование с учетом требования федерального госстандарта на сумму 1,5 млрд рублей, приобретено более 60 тыс. единиц компьютерной техники, все образовательные учреждения столицы подключены Департаментом информационных технологий к скоростному интернету.

И.Калина напомнил, что в апреле 2011 года стартовал пилотный проект по развитию общего образования города. «Основные механизмы реализации проекта — это переход на нормативное финансирование, выравнивание ресурсных возможностей учреждений по высокому уровню и привлечение общественности к оценке результатов работы школ», — сказал И.Калина. По его словам, школы, участвующие в реализации проекта, получают средства единой субсидией и имеют право самостоятельно распределять эти средства с соблюдением нормативных требований. При этом обязательными условиями являются сохранение в учреждении полного объема бесплатных образовательных услуг.

И.Калина доложил, что на конец 2011 года в пилотный проект вступило 983 школы, а с 1 января 2012 года — 1350 школ. На обеспечение проекта было выделено дополнительно в 2011 году 2,5 млрд рублей, а в 2012 году предусмотрено дальнейшее увеличение финансирования школ на 15 млрд рублей.

Далее И.Калина рассказал, что в столице был создан Московский регистр качества образования, который позволит без дополнительного вмешательства в учебный процесс диагностировать уровень подготовки учащихся. «Сегодня школы конкурируют за учеников и для того, чтобы семьи могли сделать выбор, недостаточно просто находиться рядом с местом проживания ребенка. Важна устойчивая репутация школы как учреждения, где действительно качественно учат, где условия обучения наиболее комфортны для ребенка», — заявил И.Калина.

И.Калина отметил, что 15 декабря 2011 года в столице была внедрена электронная регистрация заявлений о приеме в первые классы. В каждом округе функционируют служба информационной поддержки и горячие линии. «В настоящее время в системе зарегистрировано более 75 тыс. будущих первоклассников и уже зачислено в школы более 57 тыс.», — сообщил И.Калина и добавил, что переоснащение всех первых классов высококачественным оборудованием, переподготовка всех учителей первых классов обеспечивают возможность первоклассникам получать современное качественное образование.

И.Калина отметил, что преобразования коснулись не только начального школьного образования. До конца марта 2012 года все учителя средней и старшей школ будут обеспечены ноутбуками. «Объем поставок компьютерной техники в образовательные учреждения Москвы вырос в 10 раз, а количество пользователей электронными дневниками и журналами — в 20 раз», — сказал Калина и добавил, что все образовательные учреждения в Москве в настоящее время имеют собственные сайты, на которых обязательно предоставляется полная и достоверная информация о финансовой деятельности учреждений.

Также И.Калина доложил, что в московских колледжах в настоящее время обучается более 100 тыс. студентов, а число абитуриентов в этих учреждениях за последние годы выросло на 8%. «Средний конкурс в учреждения среднего профессионального образования составляет почти два человека на место. Не каждый вуз может похвастаться таким показателем», — отметил И.Калина и добавил, что в начале 2012 года в московскую систему образования было передано 13 колледжей, ранее находившихся в ведении федеральных органов власти. Таким образом, в настоящий момент в Москве насчитывается 103 колледжа.

И.Калина отметил, что в 2011 году по заказам работодателей для столичных колледжей было разработано 200 образовательных программ и была организована процедура независимой оценки качества подготовки выпускников колледжей объединениями работодателей. «В прошлом году количество выпускников, получивших сертификаты ассоциаций работодателей, увеличилось на 50%», — сообщил И.Калина.

По его словам, на базе столичных школ работает 18 предметно-педагогических ассоциаций, которые проводят экспертизу образовательных программ и повышают профессиональное мастерство учителей.

Комментируя итоги заседания Правительства, И.Калина рассказал, что в 2012 году будет создано дополнительно 25–30 тыс. мест в детских садах. Места планируется создать в том числе в зданиях, которые сейчас используются не по назначению. Отвечая на вопрос журналистов, И.Калина подчеркнул, что обязательный объем уроков в московских школах останется бесплатным, однако ученики смогут посещать дополнительные платные занятия.

Он обратил внимание на вопрос внедрения электронных учебников. Сейчас такими средствами обучения пользуются ученики некоторых московских школ в рамках пилотного проекта. Учебники поставляются в школы за счет средств федерального и городского бюджетов.

Источник: Официальный сайт Правительства Москвы, 21.02.2012