Португалия

Специальное включающее образование в Португалии: факты и выбор. Давид Родригеш, Жорж Нугейра

Целью этой статьи является представить и предложить обсуждению данные, которые некоторые авторы считают наиболее важными в разрезе перспективы специального включающего образования в Португалии в 2010 году.

Об авторах:

Давид Родригеш - Профессор Технического Университета Лиссабона (на пенсии). В настоящее время координирует программы магистратуры по специальному образованию в институте Пиаже в Алмаде. Давид Родригеш – президент Национальной Ассоциации Учителей за Включающее Образование (www.proinclusao.com.sapo.pt). Контакты: drodrigues@fmh.utl.pt Жорж Нугейра окончил магистру по специальному образованию, работает учителем в одном из школьных сообществ. Аспирант Педагогического Университет в Лиссабоне, он является членом управления национальной ассоциации учителей за включающее образование. Контакты: jorgehumberto@mail.telepac.pt

Введение

Подобно другим странам Европы, в Португалии сфера специального включающего образования претерпела быстрые и глубокие изменения, которые видоизменили её природу; она в течение долгих лет подавалась в контексте «медицинской» перспективы или перспективы милосердия. Таким образом, рассмотрение образования учеников с отклонениями в развитии в контексте строгого образовательного смысла является фактом недавнего времени и во многих аспектах представляет собой инноваторство.

Значительным импульсом в образовании учеников с отклонениями в развитии в Португалии послужило создание в 1941 году в Лиссабоне курса для учителей в школах специализированного образования. В это время, в некоторых школах создавались «специальные классы», в которые выбирались ученики с различными отклонениями в развитии и успеваемости. В тоже время, в 50-60е годы XX века, начались появляться ассоциации, которые искали пути поддержки образовательного процесса для учеников с различными нарушениями: интеллекта, церебральным параличом, глухотой, и т. д.

Португалия переживала важный этап перемен в связи с «революцией гвоздик» 25го апреля 1974 года. Глубокие социальные изменения, которые осуществились в это время, решительно повлияли на систему образования в целом, а также на систему специализированного образования в частности. С 1969 года уже стал зарождаться робкий педагогический опыт интеграции учеников, в большей своей части слепых, в школах Лиссабона. Отталкиваясь от этих экспериментов, получила развитие, начиная с 1974 года, более масштабная интеграция учеников с отклонениями в развитии в массовых школах. В течение семидесятых, восьмидесятых годов, начала свое развитие политика интеграции в образовании с созданием на всей территории страны групп приходящих учителей специализированного образования (Кошта и Родригеш, 1999).

Параллельно этой политике интеграции, начиная с 1974 года, стали образовываться многочисленное количество кооперативов, созданные благодаря союзу педагогов и родителей, которые искали пути для обеспечения медицинской помощи, специализированной поддержке и обучения учеников с отклонениями. Это движение под названием КОР достигло создания 100 учреждений во всей стране.

Следует ещё заметить, что развитие специализированного образования в Португалии на протяжении XX века происходит в разрезе системы со структурным отставанием по сравнению с большинством других европейских стран. Для примера, по сравнению с другими странами Европы, безграмотность в Португалии округлялась до 30%, что было большим отрывом в сравнении с других европейскими странами в ту пору.

Благодаря приоритетным усилиям в системе образования на протяжении 30ти лет, это отставание значительно сократилось, а в некоторых случаях исчезло.

В настоящее время (по данным 2007/2008) насчитывается около 1,8 миллионов учеников в ведомостях португальских школ, из которых 1,235 миллионов в реестрах обязательного образования. 86% процентов учеников заканчивающих начальное образование (9 классное образование) и 79% учеников среднего образования. Соотношение учитель-ученик в основном в государственном образовании составляет 1 на 15, в дошкольных учреждениях 1 на 14,1 и в среднем образовании 1 на 7,7.

Оказалась ли статья для Вас полезной?

Оказалась ли статья для Вас полезной?