Региональный опыт реализации инклюзивной практики образования: Удмуртская Республика

материал подготовлен Н.В.Шастиной, МОУ «Гимназия №24» г. Ижевск

Из 60250 обучающихся в школах Ижевска 794 - это дети-инвалиды. 357 (45 процентов) из них обучаются в массовых школах, в том числе 300 - в классах со здоровыми детьми, 437 человек - в коррекционных школах.

Сегодня в системе образования города действуют 11 образовательных учреждений I-VIII видов для детей с ограниченными возможностями здоровья, 52 специальных (коррекционных) класса для детей с задержкой психического развития, 17 классов охраны зрения, 58 классов компенсирующего обучения. В муниципальных образовательных учреждениях предлагаются различные варианты обучения: на дому, дистанционно, в общеобразовательных, коррекционных классах, специальных (коррекционных) образовательных учреждениях, школах-интернатах.

Образовательные учреждения города имеют возможность организовать образовательный процесс для детей - инвалидов с детским церебральным параличом и умственной отсталостью: с патологией опорно-двигательного аппарата при условии сохраненного интеллекта (МСКОУ N101), с умственной отсталостью (ОУ N4,75,79,92), с задержкой психического развития (ОУ N47, 23,39). Возможно рассмотрение вопроса открытия классов с детским церебральным параличом при несохранном интеллекте (с умственной отсталостью) в МС(К)ОУ N101.

Классы для детей с глубокой умственной отсталостью, для детей со сложной структурой дефекта открыты и продолжают работать в С(К)ОУ VIII вида школах N79, 92, школах-интернатах N4, 75. В данных классах обучается и воспитывается 118 детей-инвалидов.

В образовательных учреждениях Управления дошкольного образования и воспитания Администрации города Ижевска воспитываются 252 ребенка-инвалида: 231-дети дошкольного возраста и 21-учащиеся начальных классов. Из них 153 ребенка посещают специализированные ДОУ и группы компенсирующего вида, 99 детей-инвалидов воспитываются в группах общеобразовательной направленности вместе со здоровыми детьми.

В ДОУ компенсирующего вида и специализированных ДОУ за последние годы проведена большая работа по созданию условий для осуществления комплексного психолого-медико-педагогического сопровождения детей с особыми образовательными потребностями.

В ряде специализированных дошкольных учреждений организованы группы кратковременного пребывания. В условиях группы кратковременного пребывания появилась возможность квалифицированной коррекции недостатков в развитии у детей со множественными нарушениями, которые не могут посещать детский сад. Такие группы стали единственно возможной формой оказания помощи этим дошкольникам, а для родителей - получения квалифицированной коррекционно-педагогической помощи в работе с детьми. Такие группы функционируют в ДОУ: N 69 - для детей с ДЦП, N 255 - для детей с тяжелыми нарушениями зрения, N 189 - для детей с тяжелыми нарушениями речи, N 256 - для детей со сложным дефектом развития: зрение+ДЦП, зрение+нарушение интеллекта.

В детских садах внедряются новые модели коррекционного образования. Впервые в Удмуртской Республике система инклюзивного образования начала внедряться в муниципальном специальном коррекционном образовательном учреждении школа-детский сад N 256 для детей с тяжелыми нарушениями зрения. Богатый опыт работы, накопленный педагогическим коллективом, позволил Министерству образования и науки УР организовать в 2004 году на базе данного учреждения республиканскую экспериментальную площадку по теме «Социальное обучение детей со сложным дефектом в условиях специального коррекционного образовательного учреждения для детей с тяжелыми нарушениями зрения». С открытием перинатального центра в городе Ижевске появились дети с ретинопатией недоношенности, которых принял детский сад-школа N 256.

Инклюзией является и то, что в начальной школе учреждения отработана система совместного обучения незрячих и слабовидящих детей с применением различных коррекционных пособий: для одних - плоско-печатные, для других - рельефно-графические. Опыт работы этого учреждения успешно распространяется не только в регионе, но и в России.

В Ижевске, действительно, многое делается для интеграции в общество детей-инвалидов. Но этих мероприятий пока недостаточно для того, чтобы дети с особыми образовательными потребностями могли в полной мере реализовать свое право на образование, и в том числе инклюзивное

При подготовке материалов был использован электронный источник:

Оказалась ли статья для Вас полезной?

Оказалась ли статья для Вас полезной?