Региональный опыт реализации инклюзивной практики образования: Самарская область

  • сложившаяся и успешно работающая система специального (коррекционного) образования;
  • наличие важных элементов психолого-педагогического сопровождения детей с ОВЗ в муниципальных территориях;
  • сложившаяся система подготовки, переподготовки и повышения квалификации кадров для работы с детьми с ОВЗ;
  • опыт экспериментальных школ и других уникальных образовательных учреждений на территории области - «точек развития» инклюзивной образовательной практики;
  • принятые региональные нормативно-правовые акты относительно развития образования детей-инвалидов и детей с ОВЗ в Новосибирской области (постановление губернатора, принятая к исполнению целевая программа).

материал подготовлен Е.В.Ерховой,  МОУ СОШ № 26 г.Тольятти,  

В Самарской области представлены все виды специализированных образовательных учреждений:

  • дошкольные образовательные учреждения (далее ДОУ) компенсирующего вида, в которых обучаются только дети с ограниченными возможностями здоровья (36 ДОУ);
  • ДОУ комбинированного вида, в которых, наряду с группами общего назначения функционируют группы компенсирующего вида (173 ДОУ);
  • Дошкольные логопедические пункты (128 ДОУ);
  • Специальные (коррекционные) образовательные учреждения (далее – СКОУ) для детей с различными видами нарушений (18 СКОУ);
  • Специальные (коррекционные) классы (в 16 общеобразовательных школах).
  • 624 общеобразовательные школы осуществляют индивидуальное обучение детей с ограниченными возможностями здоровья.

Начиная с 2000 года, имеющиеся формы образования детей с ограниченными возможностями здоровья перестали удовлетворять потребности населения. Всё больше родителей стали отказываться от определения детей в СКОУ, требуя организовать обучение в школе по месту жительства. Данная тенденция заставила провести глубокий анализ существовавшей системы специального образования и выработать программу ее реорганизации. Проведенный анализ позволил сформулировать двуединую задачу развития системы специального образования в регионе:

  • обеспечение своевременного выявления и коррекции нарушений в развитии детей, что позволит, во-первых, снизить количество детей, нуждающихся в специальных условиях обучения, а во-вторых, минимизировать разрыв в уровне развития детей с ограниченными возможностями и их сверстников;
  • разработка моделей совместного обучения детей с ограниченными возможностями здоровья в общеобразовательных школах (интегрированное, или инклюзивное образование).

Реализация данных направлений, обеспеченная областными целевыми программами 2001-2004 и 2005-2008 годов, позволила осуществить ряд инфраструктурных преобразований системы специального образования Самарской области. Помимо вышеперечисленных форм образования детей с ограниченными возможностями здоровья сформированы новые структурные элементы, новые не только для региона, но и для Российской Федерации:

1. Региональная система ранней специальной помощи ребенку и семье. В Самарской области функционируют областная лаборатория и 12 территориальных служб ранней помощи (далее - Службы). В Службы обращаются семьи с детьми в возрасте от рождения до 3 лет, имеющими выявленные нарушения здоровья или подозрения на появление проблем в развитии. Специалисты Служб – педагоги-дефектологи, психологи, в случае необходимости врачи различных специализаций – проводят обследование ребенка и составляют индивидуальные коррекционно-развивающие программы. Специалисты Служб проводят индивидуальные и групповые занятия с детьми, родителями, используя самые разнообразные формы и методы работы. В случае необходимости практикуются выезды специалистов на дом. Ежегодно в Службах бесплатно получают необходимую помощь более 2 тыс. семей.

2. Интегрированное (инклюзивное) образование детей с ограниченными возможностями здоровья:

  • сформировано необходимое нормативно-правовое, программно-методическое обеспечение данной формы обучения детей с ограниченными возможностями;
  • с целью оперативного и адресного обеспечения образовательных учреждений, осуществляющих интегрированное образование, необходимыми ресурсами создана система т.н.территориальных агентств специального образования (ТАСО). ТАСО действуют в каждом территориальном управлении министерства образования и науки Самарской области. Здесь сконцентрированы программно-методические, материально-технические (специальная техника, аппаратура, мебель и др.), кадровые ресурсы, которые направляются в то учреждение, где интегрировано обучаются дети с ограниченными возможностями. Специалисты ТАСО участвуют в разработке индивидуальных образовательных программ, оказывают методическую помощь педагогам. В случае необходимости специалисты выезжают в учреждение, где обучаются такие дети, для чего все ТАСО оснащены легковыми автомобилями;
  • для обеспечения доступности зданий и помещений образовательных учреждений детям, ограниченным в передвижении, в 13 образовательных учреждениях области установлено соответствующее оборудование.

В текущем учебном году в более чем 400 школах интегрировано обучается 3 154 ребенка с ограниченными возможностями здоровья.

Масштабность проводимых преобразований потребовала обеспечить возможность оперативной подготовки кадров, методического и информационного обеспечения новых форм специального образования.  В 2003 году создан Центр специального образования Самарской области. Помимо курсовой подготовки педагогов, Центр осуществляет разработку программно-методического обеспечения интегрированного образования, координацию деятельности образовательных учреждений, занятых в системе специального образования, информационное обеспечение. Здесь созданы различные базы данных, позволяющие оперативно реагировать на запросы населения, образовательных учреждений, ведется мониторинг эффективности работы по формированию и развитию системы специального образования.

В результате реализации первых этапов реорганизации системы специального образования:

  • удалось остановить рост и добиться снижения численности школьников с проблемами в развитии более чем на 30% по сравнению с 2001/2002 учебным годом (с 19,2 тыс.чел. до 12,9 тыс.чел.);
  • снизилась доля школьников с негрубыми нарушениями (ЗПР) в общем количестве школьников с ограниченными возможностями (с 64% в 2001/2002 учебном году до 35% в 201/2011 учебном году);
  • 30,1% школьников с ограниченными возможностями обучается интегрировано;
  • снизился контингент специальных (коррекционных) образовательных учреждений(далее – СКОУ) с 5828 чел. в 2001/2002 учебном году до 4000 в 2010/2011 учебном году (снижение на 31%). Количество СКОУ также сократилось: 18 учреждений в 2010/2011 учебном году против 23 в 2001/2002 учебном году.

Важно отметить, что изменился контингент СКОУ: около 30% обучающихся, воспитанников – дети со сложной структурой дефекта. Эти дети ранее признавались необучаемыми и вообще не получали никакого образования.

В 2007 году в Самарской области началась работа по формированию системы дистанционного образования детей-инвалидов. В 2008 году на базе СИПКРО открыт Центр дистанционного образования детей-инвалидов. Центр оснащен оборудованием за счет средств областного бюджета на сумму 2,1 млн рублей, что позволило в 2008-2009 годах обучать 23 ребенка с ограниченными возможностями здоровья.

В 2009 году развитие дистанционного образования детей-инвалидов стало новым направлением приоритетного национального проекта «Образование», в реализации которого Самарская область принимает участие. В 2010 году Самарской области за счет средств федерального бюджета предоставлена субсидия в объеме 62,8 млн. рублей (57,6 млн. рублей – средства 2010 года и 5,2 млн рублей - средства 2009 года), софинансирование из областного бюджета в объеме 28, 5 млн. рублей, всего 91,3 млн рублей. За счет данных средств приобретено комплекты оборудования для оснащения рабочих мест детей-инвалидов, педагогов, обученио 129 педагогов, 175 родителей. Таким образом, в систему дистанционного образования включено 273 ребенка-инвалида и 129 педагогов.

В 2011 году запланировано включение в систему дистанционного образования детей-инвалидов ещё 200 детей-инвалидов, не имеющих противопоказаний к данной форме обучения, и 100 педагогов, что полностью обеспечит потребность в дистанционном образовании в регионе. Для этого предполагается потратить более 30 млн рублей из средств областного бюджета.

Среди проблем системы специального образования Самарской области следует выделить следующие:

1. Возрастание спроса на услуги Служб ранней помощи, переход ряда учреждений из муниципального ведения в ведение Самарской области требует пересмотра существующей системы финансирования Служб. До настоящего времени Службы финансировались в порядке и в объемах финансирования деятельности учреждения, на базе которого расположена Служба. Данную проблему планируется решить в рамках реализации п. 5.3 постановления Правительства Самарской области от 21.10.2010 №507 «О действиях Правительства Самарской области по модернизации общего образования, направленных на реализацию национальной образовательной инициативы «Наша новая школа», на период 2011-2015 годов».

2. Образовательные учреждения, осуществляющие интегрированное и индивидуальное обучение детей с ограниченными возможностями здоровья, обучающихся по программам СКОУ 8 вида, должны оформить лицензии на реализацию данных программ. Министерством образования и науки Самарской области в январе текущего года дано поручение руководителям территориальных управлений министерства образования и науки Самарской области завершить эту работу в срок до 01.06.2011 года.

3. Необходимо разработать и апробировать в условиях экспериментальных площадок модели образования детей с таким нарушениями, которые требуют существенных изменений образовательной среду (выраженные нарушения зрения, слуха, ранний детский аутизм). Программа мероприятий для реализации данной задачи предусмотрена в рамках ведомственной целевой программы «Организация образовательных ресурсов Самарской области для интеграции детей и молодых людей с ограниченными возможностями здоровья на 2011-2013 годы», проект которой успешно прошел экспертизу министерства экономического развития, торговли и инвестиций Самарской области. В настоящее время расходы на реализацию данной программы включены в список приоритетных расходов, не включенных в бюджет министерства образования и науки Самарской области на 2011 год и плановый период 2012 и2013 годов.  

Оказалась ли статья для Вас полезной?

Оказалась ли статья для Вас полезной?