ОБ ИНТЕГРАЦИИ ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ В СРЕДУ ЗДОРОВЫХ ДЕТЕЙ
ТРИФОНОВА Э.П.
г. Йошкар-Ола, Министерство образования и науки
Республики Марий Эл
(Сб.Инклюзивное образование: методология, практика, технология: Материалы международной научно-практической конференции (20-22 июня 2011, Москва) / Моск. гор. психол.-пед. ун-т; Редкол.: С.В.Алехина и др. – М.: МГППУ, 2011)
В России концепция интегративного обучения строится на трех основных принципах интеграции: через раннюю коррекцию; через обязательную коррекционную помощь каждому интегрированному ребенку; через обоснованный отбор детей для интегрированного обучения. При этом интеграция не противопоставляется системе специального образования, а выступает как одна из альтернативных форм внутри системы, так как ребенок, интегрированный в общеобразовательную среду, обязательно получает специальную помощь. Ее задача сблизить две образовательные системы – общую и специальную.
В настоящее время в Республике Марий Эл реализуется трехуровневая система психолого-педагогического и медико-социального сопровождения детей и подростков, включающая в себя внутреннее сопровождение на уровне образовательного учреждения и внешнее сопровождение на уровнях муниципальных Центров и республиканского Центра психолого-педагогической реабилитации и коррекции.
Психолого-медико-педагогические консилиумы образовательных учреждений (дошкольных и школ) являются начальным звеном в системе комплексного сопровождения в республике. С 2009 года консилиумы успешно функционируют в 62 % детских садов и в 69 % общеобразовательных школ, реализуя задачи, направленные на оказание системно-ориентированной помощи, то есть на предупреждение возникновения или решение проблемы ребенка, обучающегося в учреждении. При необходимости к работе ПМП-консилиума образовательного учреждения привлекаются соответствующие специалисты ближайших муниципальных и республиканского психолого-педагогических и медико-социальных центров (ПМПС-центров), курирующих внешнее сопровождение детей. Акцент в работе ПМПС-центров делается на максимальное приближение необходимой помощи к месту проживания ребенка, когда специалисты Центров сопровождения выезжают в семьи, проживающие даже в самых отдаленных населенных пунктах муниципальных образований.
Необходимость координированной систематической работы по организации внутреннего и внешнего сопровождения детей, в том числе детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ), во всех муниципальных образованиях республики вызвана большим количеством детей с ОВЗ, обучающихся в общеобразовательных школах в обычных классах. По данным статистической отчетности, в 2010-2011 учебном году количество детей с ОВЗ, обучающихся в общеобразовательных школах в обычных классах республики составило 1390 человек.
Комплексное системное сопровождение ребенка с жизненными ограничениями включает в себя: помощь в преодолении учебных затруднений; помощь в преодолении социально-эмоциональных проблем; взаимодействие со специальной школой-интернатом по организации и проведению коррекционной работы; логопедическую работу; помощь в выборе образовательного маршрута и профессиональном самоопределении.
Успешность реализации программы сопровождения во многом зависит от эффективности взаимодействия сотрудников ППМС-центра, учителей-предметников, классного руководителя и родителей.
Круглые столы и психолого-педагогические консилиумы должны проводиться регулярно и быть посвящены оценке результативности программы сопровождения, при необходимости – ее коррекции, обмену опытом работы по сопровождению учащихся.
В целях интеграции и социализации детей с ОВЗ, не охваченных специальным (коррекционным) образованием, для преодоления их изоляции от сверстников и лучшей адаптации к жизни в обществе появились новые формы образования – надомное, интегрированное и инклюзивное обучение.
Министерством образования и науки начата системная работа по развитию интегрированного и инклюзивного образования на территории республики. Еще в мае 2009 года в г.Йошкар-Оле прошла международная научно-практическая конференция, в ходе которой бельгийские коллеги высоко оценили опыт взаимодействия специалистов массового и специального образования Республики Марий Эл по построению адекватной системы психолого-педагогического сопровождения, направленной на создание социально-психологических условий для успешного воспитания, обучения и развития ребенка на каждом возрастном этапе. В связи с этим, проблема поиска и внедрения эффективных средств, педагогических технологий, развивающих адекватные адаптивные возможности, обеспечивающие успешную адаптацию детей с ОВЗ в новых социальных условиях, в том числе в условиях образовательного пространства массовой школы, является актуальной. Нами апробируются разнообразные модели и формы взаимодействия специальной и массовой школ.
На базе ГОУ «Лицей Бауманский» функционирует Центр дистанционного образования детей-инвалидов, в котором с сентября 2010 года осуществляется дистанционное обучение 173 детей-инвалидов, проживающих на территории республики и обучающихся на дому по общеобразовательным программам. Развитие дистанционной очно-заочной формы обучения детей-инвалидов с использованием современных информационно-коммуникационных технологий целесообразно рассматривать в качестве эффективного средства организации образования и социализации детей с ОВЗ, особенно детей, имеющих трудности в передвижении.
Одной из форм интеграции детей с ОВЗ является открытие в образовательных учреждениях общего типа специальных (коррекционных) классов. В течение двух лет в МОУ «Общеобразовательная школа № 1» г. Волжска после ликвидации специальной коррекционной школы созданы специальные (коррекционные) классы для детей, обучающихся по программам VIII вида. При этом обеспечено внутреннее психолого-медико-педагогическое сопровождение детей с интеллектуальной недостаточностью.
Для дальнейшего развития системы психолого-педагогического сопровождения в республике требуется решение следующих основных задач по созданию условий для получения образования детьми с ОВЗ:
Таким образом, Министерством образования республики проводится определенная работа по созданию оптимальных условий для обучения детей с ОВЗ.